ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Виноградова А.А. 1, Катеринич О.А. 1
1Институт технологий (филиал) ДГТУ г. Волгодонск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие личности является сложным и многоступенчатым процессом.Одним из наиболее важных и переломных моментов в этом процессе являетсяподростковыйвозраст.Вэтовремяпередподросткомстоитзадачасамосознанияи самоопределения, развития отношений с людьми и с окружающим миром.

Одна из серьезных проблем, возникающих у подростков, – это проблемавзаимоотношенийсродителями.Начинаетсяотделениеподросткаотродителей,противостояниеим.Ребенокможетстатьгрубым,резким,критиковатьродителей и других взрослых. В связи с этим даже в благополучных семьяхвозникаетопределеннаясложностьвобщениисдетьмиподростковоговозраста.Причемсложностьувеличиваетсяещеипотому,чтородителичастонепонимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому,нежелисмаленькими[1, c.209].

Всеэтоможетсоздатьситуациюнервно-психическогонапряжения в семье и стать источником стресса как для родителей, так и длявзрослеющего подростка. Конфликты в детско-родительских отношениях ведутк общей семейной неудовлетворенности и негативно влияют на становлениеличности подростка.Поэтомувситуациичастыхконфликтовподросткуиегородителямнеобходимасоциально-психологическаяподдержкаипрофилактикадетско-родительских конфликтов. Таким образом,темаисследованияпредставляетсявесьма актуальной.

Целевая установка состоит в исследованиисоциально-психологическойпрофилактикедетско-родительских конфликтоввподростковомвозрасте. Предположили, что существуютзначимыесвойства,покоторымсемьи подростков с высокой конфликтностью детско-родительских отношенийотличаютсяотсемейснизкойконфликтностьюдетско-родительскихотношений.

Подростковыйпериод–это период завершениядетства, время перехода отдетства к взрослости. Этот возраст характеризуется бурным развитием и перестройкой жизни.Интенсивныйфизическийрост,половоеразвитиеипереживания,снимсвязанные,осязаемостьпроблемвзрослойжизни,нарастающийгрузответственностивносятмощныйдиссонансвЯ-концепциюподростка:меняютсяинтересы и увлечения, наблюдается перестройка системы оценок других людейисебя, возникаютновыежизненныепланы[2,c.2].

Дляизучениядетско-родительскихконфликтоввподростковомвозрастеврамках исследования было проведено эмпирическое исследование. Выборкуиспытуемыхсоставили66подростковввозрасте15-16лет,срединих38девочек и28мальчиков.

Опроспроводилсяонлайн,набориспытуемыхпроходилвгруппахсоциальнойсетиВКонтакте,популярных среди подростков.

При отборе для исследования подросткам задавали вопрос: «Как часто увас происходят конфликты с родителями?» Выбор вариантов ответа «Оченьчасто» и «Часто» считался индикатором высокой конфликтности их детско-родительских отношений; выбор вариантов «Редко», «Крайне редко» считалсяиндикатором низкой конфликтности их детско-родительских отношений; привыборе промежуточного варианта «Иногда, время от времени» подросток невключалсяввыборкуисследования.Витогеизподростковбыло набранодвегруппыпо33ребенка:

– группа 1 – с высоким уровнем конфликтности детско-родительскихотношений;

– группа2–снизкимуровнемконфликтностидетско-родительскихотношений.

Каждойгруппеподростковбылипредставленыдлявыполнениядвепсиходиагностическиеметодики:

1. Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР)И.М.Марковскова(анкетадля подростков);

2. Опросник «Шкала семейного окружения» (ШСО) Р.Х. Мус, адаптацияС.Ю.Куприянова.

Данныеметодикибыливыбраныпотому,чтоониподходятдляподросткови показывают различные аспекты взаимодействия родителей и детей, что даетвозможность понять, при каких условиях чаще возникают конфликты в детско-родительскихотношенияхиначтообратитьвниманиеприихпрофилактике.

С помощью описательной статистики рассмотрим средние результаты вГруппе1 (высокаяконфликтность)иГруппе2 (низкаяконфликтность).

Результаты по методике «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР)показанына рисунке 1.

Шкалатребовательностипоказывает,чтовгруппесвысокойконфликтностью родители достаточно требовательны к детям, они ожидаютвысокогоуровняответственностиотсвоегоребенка.Вгруппеснизкойконфликтностьютребовательностьнаходитсяна среднемуровне.

Рисунок1–Результатыпометодике ВРР

Вгруппесвысокойконфликтностьюотмечается:эмоциональнаядистанция междуродителямииподростком, родители склонны не приниматьребенка,вомногомотвергатьегоиз-закаких-либонеугодныхимкачеств характераиповедения, отсутствует сотрудничество междудетьми и родителями, характерноскореенесогласиевдетско-родительских отношениях.Это может быть результатом нарушенных отношений,авторитарного,безразличногоилипопустительскогостилявоспитания. Вгруппеснизкойконфликтностьюотмечается:умереннаяэмоциональнаяблизость,среднеежеланиеподросткаделитьсясродителями самымсокровенным и важным, отмечаетсядовольнопозитивное отношение родителей к детям, принятие большинства личностных качеств иповеденческих проявленийподростка, дети умеренно ориентированы на сотрудничество сродителями, согласие междуподросткамииихродителямисреднее,обычноимудаетсядоговоритьсяиприйтиксогласиювовзглядах идействиях.Сотрудничествоявляетсяследствиемвключенностиребенкавовзаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство ипартнерство вотношенияхродителяи ребенка.

Баллы по шкале последовательности примерно равны для обеих групп ипоказывают,чтородителипроявляютсреднююпоследовательностьипостоянство в своих требованиях к подросткам, в своем отношении к ним, вприменениинаказанийи поощрений.

Авторитетностьродителявышевгруппес низкойконфликтностью,вгруппесвысокойконфликтностьюотношениекродителювцеломменееположительное,хотя и негативным егоназватьнельзя.

Вгруппесвысокойконфликтностьюстепеньудовлетворенностиотношениямисродителяминизкая.Этосвидетельствуетонарушенияхвструктуредетско-родительскихотношений,конфликтахиобеспокоенностисложившейся ситуацией. В группе с низкой конфликтностью дети умеренноудовлетвореныотношениями сродителями.

Результаты по методике «Шкала семейного окружения» (ШСО) показанынарисунке 2.

Рисунок2–РезультатыпометодикеШСО

Результаты показывают, что в группе с высокой конфликтностьюотмечаетсянизкая сплоченностьсемьи, умереннаяэкспрессивность,разрешенооткрытоевыражениеэмоций(однако,очевидно,чточастоэтоагрессивныеэмоции), независимость умеренная ‒ членысемьипоощряютсякнекоторойнезависимости,самостоятельностивобдумываниипроблемипринятиирешений, высока ориентация на достижения, азначит в таких семьях важны результаты подростка в учебе, родители ждут отребенкавысокихдостиженийимогутдавитьнанего, отмечается высокий контроль, чтоговорит о высокой степени иерархичности семейной организации, где детямотведенаподчиненнаяроль.

Инапротив,вгруппеснизкойконфликтностьюотношениямеждучленамисемьи характеризуются высокой сплоченностью: родители тесно контактируютсдетьми,онизаботятсядругодруге,помогаютдругдругу.Уподростковвыраженно чувствопринадлежности ксемье, экспрессивность высокая, для них свойственно открыто выражать свои эмоции и чувства и открыто действовать, независимость высокая, то есть самостоятельно подростков высоко поощряетсяродителями, ориентациянадостижениясредняя,чтоболееконструктивно, контрольсредний,значитстепеньиерархичностисемейнойорганизацииумереннаяиконтрольчленами семьи друг друганестрогий.

Уобеихгруппнизкаяориентациянаактивныйотдых‒семейныйактивныйотдыхи спортне свойственны семьям.

Показатели управления семейной системой говорят о том, что уровеньсемейнойорганизациивобеихгруппахсредний,всемьяхневсегдацаритпорядок и организованность в таких вопросах, как структурирование семейнойдеятельности, финансовое планирование, ясность и определенность семейныхправилиобязанностей.

Чтобы определить, какие из выявленных различий между Группой 1 иГруппой2статистическизначимы,спомощьюпрограммыSPSSбылпроизведенрасчет U-критерия Манна-Уитни по всем шкалам двух методик (см. таблицу 1).

Таблица1–Результаты расчета U-критерияМанна-Уитни.

Шкалы

Статистика UМанна-Уитни

Асимпт. Знч.(двухсторонняя)

МетодикаВРР

Нетребовательность–требовательность

98,500

0,026

Мягкость–строгость

90,000

0,009

Автономность–контроль

158,500

0,216

Эмоциональнаядистанция–близость

106,500

0,008

Отвержение–принятие

86,000

0,030

Отсутствие сотрудничества –сотрудничество

89,000

0,012

Несогласие–согласие

87,500

0,025

Непоследовательность – последовательность

167,500

0,315

Авторитетностьродителя

119,000

0,076

Удовлетворенность отношениями сродителями

112,500

0,044

МетодикаШСО

Сплоченность

56,500

0,002

Экспрессивность

106,000

0,302

Конфликт

88,000

0,003

Независимость

83,500

0,201

Ориентациянадостижения

102,500

0,106

Интеллектуально-культурнаяориентация

106,500

0,058

Ориентациянаактивныйотдых

96,500

0,152

Моральинравственность

93,500

0,068

Организация

90,000

0,080

Контроль

66,000

0,005

Как видно из таблицы, по методике ВРР между группами подростков свысокойинизкойконфликтностьюдетско-родительскихотношенийстатистически значимыразличия последующимшкалам:

  • нетребовательность–требовательность;

  • мягкость–строгость;

  • эмоциональнаядистанция–близость;

  • отвержение–принятие;

  • отсутствиесотрудничества–сотрудничество;

  • несогласие–согласие;

  • удовлетворенностьотношениямисродителями.

ПометодикеШСОмеждугруппамиподростковсвысокойинизкойконфликтностьюдетско-родительскихотношенийстатистическизначимыразличияпоследующим шкалам:

  • сплоченность;

  • конфликт;

  • контроль.

Такимобразом,мыобнаружили,чтовсемьях,гдеконфликтымеждуподросткомиродителямичасты,высокуровеньконтроля,строгостиитребовательности.Родителинепринимаютидажеотвергаютребенка-подростка,междунимидержитсясильнаяэмоциональнаядистанция.Неразвитосотрудничествои сплоченностьмеждуродителямии детьми.

Социально-психологическойпрофилактикедетско-родительскихконфликтов в подростковом возрасте следует уделять повышенное внимание вработешкольногопсихолога.Психологшколысовместносдругимисотрудникамиучреждениядолженсодействоватьпсихологическомупросвещениюродителейподростков [3,c.74].

Учитываяданныеэмпирическогоисследования,необходиморазрабатывать мероприятия для того, чтобы родители лучше понимали своихдетей-подростков,училисьприниматьих,развивалисотрудничестводругсдругом,переставалиизлишнеконтролироватьвзрослеющегоребенка,стремящегосякавтономиии сепарации.

Во-первых,намипредлагаетсяпроводитьврамкахшколыкурсзанятийдляродителейподростков«Мыинашидети».Курсрассчитанна6занятий.Продолжительностькаждогозанятия–90минут,1развнеделю.

Актуальностьицелесообразностьпроведенияданныхзанятийобусловленытем,чтосуществующиепроблемывдетско-родительскихотношенияхвподростковомвозрастеразрешимы,еслиудаетсяустановитьдружеские отношения в семье, основанные на уважении мнения каждого еечлена.Итакомуобщениюи пониманиюможно научиться.

Целикурсазанятий«Мыинашидети»–профилактикапроблемвовзаимоотношенияхродителейидетей-подростков,преодолениепроблемвобщении.Задачамикурсазанятий«Мыинашидети» являются: ознакомлениеродителейсвозрастнымиипсихологическимиособенностямиподростков; повышениеуродителейсамоуваженияиосознаниеимисвоихповеденческих стереотиповвобщении сребенком-подростком; развитиеуродителейуменийинавыковактивногослушанияиЯ-высказываний вобщении сребенком-подростком и т.д.

Структура данного курса и его содержание соответствуютосновным проблемам и запросам родителей подростков. Курс занятий помогаетосуществитьпрофилактикупроблемвовзаимоотношенияхродителейиподростков,преодолетьихпроблемывобщенииисоздатьэмоциональноеблагополучиевсемье.

Такимобразом,длясоциально-психологическойпрофилактикидетско-родительскихконфликтоввподростковомвозрастебылопредложенопроводитьв школах курс занятий для родителей подростков «Мы и наши дети», а такжеиспользоватьгрупповуюбиблиотерапию.

Курс занятий для родителей подростков «Мы и наши дети» познакомитродителейсвозрастнымиипсихологическимиособенностямиподростков,научит их осознавать свои поведенческие стереотипы в общении с ребенком-подростком, научит навыкам активного слушания и Я-высказываний и поможетовладетьновымистратегиямипреодоленияплохогоповеденияподростка.

Библиотерапияпоможетопосредованно,черезобразыгероевлитературных произведений, актуализировать эмоциональные переживания икогнитивныеустановкиродителей,подвергнутьиханализу.Этодаствозможностьродителямподростковнетолькоувидетьуниверсальностьтрудностейдетско-родительскихвзаимоотношений,ноиобогатитьсвоевосприятие другими, отличными от имеющихся, стереотипами выстраиваниякоммуникациисподростком.

Перечень использованных информационных ресурсов

  1. Лафренье, П. Эмоциональное развитие детей и подростков / П.Лафренье. – Москва: Прайм-Еврознак, 2015. – 256 с. – Текст: непосредственный.

  2. Кнутова, А.И. Особенности «Образа-Я» в подростковом возрасте / А.И.Кнутова. – Текст: непосредственный // Концепт. ‒ 2019. ‒ №3. – C. 1-5.

  3. Синегина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синегина. ‒ Москва: Владос, 2005. – 95 с. – Текст: непосредственный.

Просмотров работы: 8