Развитие личности является сложным и многоступенчатым процессом.Одним из наиболее важных и переломных моментов в этом процессе являетсяподростковыйвозраст.Вэтовремяпередподросткомстоитзадачасамосознанияи самоопределения, развития отношений с людьми и с окружающим миром.
Одна из серьезных проблем, возникающих у подростков, – это проблемавзаимоотношенийсродителями.Начинаетсяотделениеподросткаотродителей,противостояниеим.Ребенокможетстатьгрубым,резким,критиковатьродителей и других взрослых. В связи с этим даже в благополучных семьяхвозникаетопределеннаясложностьвобщениисдетьмиподростковоговозраста.Причемсложностьувеличиваетсяещеипотому,чтородителичастонепонимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому,нежелисмаленькими[1, c.209].
Всеэтоможетсоздатьситуациюнервно-психическогонапряжения в семье и стать источником стресса как для родителей, так и длявзрослеющего подростка. Конфликты в детско-родительских отношениях ведутк общей семейной неудовлетворенности и негативно влияют на становлениеличности подростка.Поэтомувситуациичастыхконфликтовподросткуиегородителямнеобходимасоциально-психологическаяподдержкаипрофилактикадетско-родительских конфликтов. Таким образом,темаисследованияпредставляетсявесьма актуальной.
Целевая установка состоит в исследованиисоциально-психологическойпрофилактикедетско-родительских конфликтоввподростковомвозрасте. Предположили, что существуютзначимыесвойства,покоторымсемьи подростков с высокой конфликтностью детско-родительских отношенийотличаютсяотсемейснизкойконфликтностьюдетско-родительскихотношений.
Подростковыйпериод–это период завершениядетства, время перехода отдетства к взрослости. Этот возраст характеризуется бурным развитием и перестройкой жизни.Интенсивныйфизическийрост,половоеразвитиеипереживания,снимсвязанные,осязаемостьпроблемвзрослойжизни,нарастающийгрузответственностивносятмощныйдиссонансвЯ-концепциюподростка:меняютсяинтересы и увлечения, наблюдается перестройка системы оценок других людейисебя, возникаютновыежизненныепланы[2,c.2].
Дляизучениядетско-родительскихконфликтоввподростковомвозрастеврамках исследования было проведено эмпирическое исследование. Выборкуиспытуемыхсоставили66подростковввозрасте15-16лет,срединих38девочек и28мальчиков.
Опроспроводилсяонлайн,набориспытуемыхпроходилвгруппахсоциальнойсетиВКонтакте,популярных среди подростков.
При отборе для исследования подросткам задавали вопрос: «Как часто увас происходят конфликты с родителями?» Выбор вариантов ответа «Оченьчасто» и «Часто» считался индикатором высокой конфликтности их детско-родительских отношений; выбор вариантов «Редко», «Крайне редко» считалсяиндикатором низкой конфликтности их детско-родительских отношений; привыборе промежуточного варианта «Иногда, время от времени» подросток невключалсяввыборкуисследования.Витогеизподростковбыло набранодвегруппыпо33ребенка:
– группа 1 – с высоким уровнем конфликтности детско-родительскихотношений;
– группа2–снизкимуровнемконфликтностидетско-родительскихотношений.
Каждойгруппеподростковбылипредставленыдлявыполнениядвепсиходиагностическиеметодики:
1. Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР)И.М.Марковскова(анкетадля подростков);
2. Опросник «Шкала семейного окружения» (ШСО) Р.Х. Мус, адаптацияС.Ю.Куприянова.
Данныеметодикибыливыбраныпотому,чтоониподходятдляподросткови показывают различные аспекты взаимодействия родителей и детей, что даетвозможность понять, при каких условиях чаще возникают конфликты в детско-родительскихотношенияхиначтообратитьвниманиеприихпрофилактике.
С помощью описательной статистики рассмотрим средние результаты вГруппе1 (высокаяконфликтность)иГруппе2 (низкаяконфликтность).
Результаты по методике «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР)показанына рисунке 1.
Шкалатребовательностипоказывает,чтовгруппесвысокойконфликтностью родители достаточно требовательны к детям, они ожидаютвысокогоуровняответственностиотсвоегоребенка.Вгруппеснизкойконфликтностьютребовательностьнаходитсяна среднемуровне.
Рисунок1–Результатыпометодике ВРР
Вгруппесвысокойконфликтностьюотмечается:эмоциональнаядистанция междуродителямииподростком, родители склонны не приниматьребенка,вомногомотвергатьегоиз-закаких-либонеугодныхимкачеств характераиповедения, отсутствует сотрудничество междудетьми и родителями, характерноскореенесогласиевдетско-родительских отношениях.Это может быть результатом нарушенных отношений,авторитарного,безразличногоилипопустительскогостилявоспитания. Вгруппеснизкойконфликтностьюотмечается:умереннаяэмоциональнаяблизость,среднеежеланиеподросткаделитьсясродителями самымсокровенным и важным, отмечаетсядовольнопозитивное отношение родителей к детям, принятие большинства личностных качеств иповеденческих проявленийподростка, дети умеренно ориентированы на сотрудничество сродителями, согласие междуподросткамииихродителямисреднее,обычноимудаетсядоговоритьсяиприйтиксогласиювовзглядах идействиях.Сотрудничествоявляетсяследствиемвключенностиребенкавовзаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство ипартнерство вотношенияхродителяи ребенка.
Баллы по шкале последовательности примерно равны для обеих групп ипоказывают,чтородителипроявляютсреднююпоследовательностьипостоянство в своих требованиях к подросткам, в своем отношении к ним, вприменениинаказанийи поощрений.
Авторитетностьродителявышевгруппес низкойконфликтностью,вгруппесвысокойконфликтностьюотношениекродителювцеломменееположительное,хотя и негативным егоназватьнельзя.
Вгруппесвысокойконфликтностьюстепеньудовлетворенностиотношениямисродителяминизкая.Этосвидетельствуетонарушенияхвструктуредетско-родительскихотношений,конфликтахиобеспокоенностисложившейся ситуацией. В группе с низкой конфликтностью дети умеренноудовлетвореныотношениями сродителями.
Результаты по методике «Шкала семейного окружения» (ШСО) показанынарисунке 2.
Рисунок2–РезультатыпометодикеШСО
Результаты показывают, что в группе с высокой конфликтностьюотмечаетсянизкая сплоченностьсемьи, умереннаяэкспрессивность,разрешенооткрытоевыражениеэмоций(однако,очевидно,чточастоэтоагрессивныеэмоции), независимость умеренная ‒ членысемьипоощряютсякнекоторойнезависимости,самостоятельностивобдумываниипроблемипринятиирешений, высока ориентация на достижения, азначит в таких семьях важны результаты подростка в учебе, родители ждут отребенкавысокихдостиженийимогутдавитьнанего, отмечается высокий контроль, чтоговорит о высокой степени иерархичности семейной организации, где детямотведенаподчиненнаяроль.
Инапротив,вгруппеснизкойконфликтностьюотношениямеждучленамисемьи характеризуются высокой сплоченностью: родители тесно контактируютсдетьми,онизаботятсядругодруге,помогаютдругдругу.Уподростковвыраженно чувствопринадлежности ксемье, экспрессивность высокая, для них свойственно открыто выражать свои эмоции и чувства и открыто действовать, независимость высокая, то есть самостоятельно подростков высоко поощряетсяродителями, ориентациянадостижениясредняя,чтоболееконструктивно, контрольсредний,значитстепеньиерархичностисемейнойорганизацииумереннаяиконтрольчленами семьи друг друганестрогий.
Уобеихгруппнизкаяориентациянаактивныйотдых‒семейныйактивныйотдыхи спортне свойственны семьям.
Показатели управления семейной системой говорят о том, что уровеньсемейнойорганизациивобеихгруппахсредний,всемьяхневсегдацаритпорядок и организованность в таких вопросах, как структурирование семейнойдеятельности, финансовое планирование, ясность и определенность семейныхправилиобязанностей.
Чтобы определить, какие из выявленных различий между Группой 1 иГруппой2статистическизначимы,спомощьюпрограммыSPSSбылпроизведенрасчет U-критерия Манна-Уитни по всем шкалам двух методик (см. таблицу 1).
Таблица1–Результаты расчета U-критерияМанна-Уитни.
Шкалы |
Статистика UМанна-Уитни |
Асимпт. Знч.(двухсторонняя) |
МетодикаВРР |
||
Нетребовательность–требовательность |
98,500 |
0,026 |
Мягкость–строгость |
90,000 |
0,009 |
Автономность–контроль |
158,500 |
0,216 |
Эмоциональнаядистанция–близость |
106,500 |
0,008 |
Отвержение–принятие |
86,000 |
0,030 |
Отсутствие сотрудничества –сотрудничество |
89,000 |
0,012 |
Несогласие–согласие |
87,500 |
0,025 |
Непоследовательность – последовательность |
167,500 |
0,315 |
Авторитетностьродителя |
119,000 |
0,076 |
Удовлетворенность отношениями сродителями |
112,500 |
0,044 |
МетодикаШСО |
||
Сплоченность |
56,500 |
0,002 |
Экспрессивность |
106,000 |
0,302 |
Конфликт |
88,000 |
0,003 |
Независимость |
83,500 |
0,201 |
Ориентациянадостижения |
102,500 |
0,106 |
Интеллектуально-культурнаяориентация |
106,500 |
0,058 |
Ориентациянаактивныйотдых |
96,500 |
0,152 |
Моральинравственность |
93,500 |
0,068 |
Организация |
90,000 |
0,080 |
Контроль |
66,000 |
0,005 |
Как видно из таблицы, по методике ВРР между группами подростков свысокойинизкойконфликтностьюдетско-родительскихотношенийстатистически значимыразличия последующимшкалам:
нетребовательность–требовательность;
мягкость–строгость;
эмоциональнаядистанция–близость;
отвержение–принятие;
отсутствиесотрудничества–сотрудничество;
несогласие–согласие;
удовлетворенностьотношениямисродителями.
ПометодикеШСОмеждугруппамиподростковсвысокойинизкойконфликтностьюдетско-родительскихотношенийстатистическизначимыразличияпоследующим шкалам:
сплоченность;
конфликт;
контроль.
Такимобразом,мыобнаружили,чтовсемьях,гдеконфликтымеждуподросткомиродителямичасты,высокуровеньконтроля,строгостиитребовательности.Родителинепринимаютидажеотвергаютребенка-подростка,междунимидержитсясильнаяэмоциональнаядистанция.Неразвитосотрудничествои сплоченностьмеждуродителямии детьми.
Социально-психологическойпрофилактикедетско-родительскихконфликтов в подростковом возрасте следует уделять повышенное внимание вработешкольногопсихолога.Психологшколысовместносдругимисотрудникамиучреждениядолженсодействоватьпсихологическомупросвещениюродителейподростков [3,c.74].
Учитываяданныеэмпирическогоисследования,необходиморазрабатывать мероприятия для того, чтобы родители лучше понимали своихдетей-подростков,училисьприниматьих,развивалисотрудничестводругсдругом,переставалиизлишнеконтролироватьвзрослеющегоребенка,стремящегосякавтономиии сепарации.
Во-первых,намипредлагаетсяпроводитьврамкахшколыкурсзанятийдляродителейподростков«Мыинашидети».Курсрассчитанна6занятий.Продолжительностькаждогозанятия–90минут,1развнеделю.
Актуальностьицелесообразностьпроведенияданныхзанятийобусловленытем,чтосуществующиепроблемывдетско-родительскихотношенияхвподростковомвозрастеразрешимы,еслиудаетсяустановитьдружеские отношения в семье, основанные на уважении мнения каждого еечлена.Итакомуобщениюи пониманиюможно научиться.
Целикурсазанятий«Мыинашидети»–профилактикапроблемвовзаимоотношенияхродителейидетей-подростков,преодолениепроблемвобщении.Задачамикурсазанятий«Мыинашидети» являются: ознакомлениеродителейсвозрастнымиипсихологическимиособенностямиподростков; повышениеуродителейсамоуваженияиосознаниеимисвоихповеденческих стереотиповвобщении сребенком-подростком; развитиеуродителейуменийинавыковактивногослушанияиЯ-высказываний вобщении сребенком-подростком и т.д.
Структура данного курса и его содержание соответствуютосновным проблемам и запросам родителей подростков. Курс занятий помогаетосуществитьпрофилактикупроблемвовзаимоотношенияхродителейиподростков,преодолетьихпроблемывобщенииисоздатьэмоциональноеблагополучиевсемье.
Такимобразом,длясоциально-психологическойпрофилактикидетско-родительскихконфликтоввподростковомвозрастебылопредложенопроводитьв школах курс занятий для родителей подростков «Мы и наши дети», а такжеиспользоватьгрупповуюбиблиотерапию.
Курс занятий для родителей подростков «Мы и наши дети» познакомитродителейсвозрастнымиипсихологическимиособенностямиподростков,научит их осознавать свои поведенческие стереотипы в общении с ребенком-подростком, научит навыкам активного слушания и Я-высказываний и поможетовладетьновымистратегиямипреодоленияплохогоповеденияподростка.
Библиотерапияпоможетопосредованно,черезобразыгероевлитературных произведений, актуализировать эмоциональные переживания икогнитивныеустановкиродителей,подвергнутьиханализу.Этодаствозможностьродителямподростковнетолькоувидетьуниверсальностьтрудностейдетско-родительскихвзаимоотношений,ноиобогатитьсвоевосприятие другими, отличными от имеющихся, стереотипами выстраиваниякоммуникациисподростком.
Перечень использованных информационных ресурсов
Лафренье, П. Эмоциональное развитие детей и подростков / П.Лафренье. – Москва: Прайм-Еврознак, 2015. – 256 с. – Текст: непосредственный.
Кнутова, А.И. Особенности «Образа-Я» в подростковом возрасте / А.И.Кнутова. – Текст: непосредственный // Концепт. ‒ 2019. ‒ №3. – C. 1-5.
Синегина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синегина. ‒ Москва: Владос, 2005. – 95 с. – Текст: непосредственный.