Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современные подростки переживают изменение смысложизненных ориентаций и ценностных направленностей, которые приводят к конфликту со старшим поколением, попаданию в неформальные группы, аддиктивному и девиантному поведению. Очевидно, что необходимо активно внедрять новые подходы к воспитанию и психологическому сопровождению подростков, учитывающие актуальные изменения внутреннего мира подростка и трансформацию общества.
А.А. Гончаров отмечает, что наиболее оптимальным путем формирование личности происходит при следующих условиях: создание позитивного настроения, чувство равности, установление благоприятного климата в коллективе для достижения общей цели, понимание личностью важности коллективно сделанных выводов, возможность свободно высказать свое мнение и выслушать своего товарища [1, с.86].
Всем этим условиям отвечает общественно полезная коллективная деятельность. При разработке и реализации данной технологии важно учитывать социально-психологические характеристики подростков и связанные с этим особенности их вовлечения в общественно полезную коллективную деятельность.
Цель исследования – изучить развитие социальной активности подростков через вовлечение в общественно полезную коллективную деятельность.
Термин «социальная активность» представляет собой комбинацию двух понятий: активность и социум. Активностью называют действенный акт, поступок. А социальная активность – это вид деятельности, направленный на решение вопросов социума [2, c. 431].
Развитие социально активной, духовной личности осуществляется посредством воспитания. Данным процессом занимаются различные общественные институты государства, но в первую очередь семья и образовательные организации.
По итогам проведенного анализа литературы можно сделать вывод, что социальная активность является деятельностью, направленной на решение социально значимых вопросов, и служит одним из важных характеристик личности с точки зрения ее адаптированности в современном обществе. Личность может проявлять социальную активность в различных областях деятельности: общественно-политической, трудовой, учебной, спортивной и так далее [3, c. 132].
Исследование социальной активности подростков представляло собой проведение социально-психологической диагностики на базе школы № 9 им. И.Ф. Учаева г. Волгодонска.
В исследовании принимали участие 20 подростков, из них 13 девочек, 7 мальчиков. Возраст испытуемых – 13‒15 лет.
Методики исследования:
1. Тест коммуникативных умений (автор Л. Михельсон, адаптация Ю.З. Гильбуха). Назначение ‒ выявление уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений [4].
2. Диагностика лидерских способностей (авторы Е. Жариков, Е. Крушельницкий). Назначение ‒ оценка способности быть лидером в коллективе. Испытуемым предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет», и затем полученные ответы сравниваются с ключом, подсчитывается итоговый балл [5].
3. Беседа с подростком о семейных взаимоотношениях, отношениях со сверстниками и увлечениях. Назначение ‒ исследование социально-педагогических характеристик подростков.
Результаты диагностики следующие.
1. Тест коммуникативных умений Л. Михельсона.
В исследуемом подростковом коллективе подавляющее большинство членов (70%) отличается компетентным типом общения, то есть конструктивным (см. рисунок 2).
Рисунок 2 ‒ Результаты исследования типа общения подростков
Эти ребята общаются уверенно, в партнерском стиле. В большинстве ситуаций они умеют вступать в контакт с нужными людьми, способны адекватно реагировать на поведение других в зависимости от сложившейся ситуации, в том числе во время конфликта и конфронтации.
Четыре подростка (20%) показали зависимый тип общения, это значит, что у них проявляется тенденция к зависимости оценок, взглядов и поведения от влияния окружающих.
Еще у двух подростков (10%) отмечен агрессивный тип общения. В ситуации коммуникации эти ребята могут быть импульсивными, экспрессивными, проявлять вспышки раздражительности и плохо контролировать выражение негативных эмоций.
2. Методика диагностики лидерских способностей Е. Жарикова и Е. Крушельницкого показала следующие данные (см. рисунок 3).
У 15 опрошенных подростков (75%) лидерские качества выражены слабо. Это значит, что для них представляет сложность организовывать коллективное дело, координировать работу команды, мотивировать других и убеждать их в правильности и целесообразности своих идей.
Средний уровень развития лидерских качеств выявлен у 5 подростков (25%). Эти ребята отличаются неплохими организаторскими навыками, терпением, умеренной инициативностью, активностью.
Высокий уровень лидерских способностей не был выявлен ни у одного подростка в группе.
Рисунок 3 ‒ Результаты диагностики лидерских способностей подростков
По результатам, полученным по данной методике, можно заключить, что необходимо проводить работу по развитию лидерских качеств у подростков в группе. Именно коллективная деятельность служит наиболее эффективным способом развития данных качеств и навыков.
3. Индивидуальная беседа с подростками помогла понять, какие социально-педагогические особенности есть у каждого, познакомиться с их внутренним миром, а также узнать, какие проблемы у них существуют. Беседа показала, что из 20 подростков:
13 являются единственным ребенком в семье;
12 живут в неполной семье;
10 имеют трудности во взаимоотношениях с родителями;
8 не имеют близких друзей и ощущают тревогу, печаль по этой причине;
16 проводят свыше трех часов в сети Интернет ежедневно.
Подростки, у которых наблюдаются проблемы во детско-родительских отношениях, зачастую являются весьма свободолюбивыми личностями, у них отмечается стремление нарушать правила и выходить за пределы дозволенных норм.
Чувство тревоги и грусти у подростков без близких друзей обоснованно, так как в данном возрасте важен коллектив и нахождение среди «себе подобных», поиск себя через коллектив. Подростку важно получить признание коллектива, заслужить хорошее положение среди ровесников.
Можно заключить, что проведенная диагностика и формирование на ее основе выводов о социально-педагогических особенностях воспитанников позволили эффективно организовать общественно полезную коллективную деятельность.
По результатам социально-психологической диагностики был составлен общий алгоритм организации общественно полезной коллективной деятельности в условиях группы внеурочных занятий «Творческий актив».
В группе «Творческий актив» при организации деятельности учитывались выявленные нами ранее социально–педагогические характеристики подростков.
Примерами проектов, которые были осуществлены в группе осенью 2023 года, являются:
организация сбора помощи приютам для животных «Ласточка» и «Доброе дело»;
постановка школьного спектакля для гостей – участников СВО;
поездка в детский дом со спектаклем «Осень золотая».
По прошествии осени 2023 была проведена повторная диагностика подростков – участников группы «Творческий актив». Во-первых, сравним результаты по методике Тест коммуникативных умений (автор Л. Михельсон, адаптация Ю.З. Гильбуха) – см. рисунок 4.
Как видно, в группе уменьшилось число подростков с неконструктивными типами общения (зависимый – меньше на 1 человека, агрессивный – тоже меньше на 1 человека) и на 2 человека увеличилось число подростков с компетентным стилем общения, который является конструктивным и гармоничным.
Рисунок 4 ‒ Сравнение результатов по методике Тест коммуникативных умений (Л. Михельсон, адаптация Ю.З. Гильбуха)
Во-вторых, сравним результаты по методике диагностики лидерских способностей Е. Жарикова и Е. Крушельницкого (см. рисунок 5).
Рисунок 5 ‒ Сравнение результатов по методике диагностики лидерских способностей Е. Жарикова и Е. Крушельницкого
Так, количество подростков со слабой выраженностью лидерских качеств уменьшилось на 40% (6 человек). Число подростков со средней выраженностью лидерских качеств выросло на 80% (4 человека). А также 2 подростка теперь диагностируются как сильные лидеры. Мы отчетливо видим, что вовлечение в общественно полезную коллективную деятельность значительно помогло подросткам улучшить и развить свои лидерские качества, стать увереннее и активнее.
Можно заключить, что в результате вовлечения подростков в общественно полезную коллективную деятельность в составе группы «Творческий актив» подростки овладели коммуникативными навыками, приобрели опыт коллективного взаимодействия и групповой работы, освоили принятые в социуме формы и способы ценностных отношений к другим людям и окружающему миру. Значимо повысились лидерские качества подростков после вовлечения в общественно полезную коллективную деятельность.
Список использованных информационных ресурсов
Белетова, Д.Б. Формы проявления социальной активности подростков в учебной и внеучебной деятельности / Д.Б. Белетова. - Текст: непосредственный // МНКО. – 2021. – № 5 (90). – С. 85-87.
Саенко, Л.А. Особенности формирования социальной активности подростков в системе образования / Л.А. Саенко, Е.И. Зритнева. – Текст: непосредственный // Kant. – 2020. – № 4 (37). – C. 431-435.
Мудрик, А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. – Москва : Изд-во МПСИ, 2011. – 736 c. – Текст: непосредственный.
Тест коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха). – Текст: электронный // Testoteka.narod.ru. - URL: https://testoteka.narod.ru/mlo/1/10.html (дата обращения: 02.12.2023).
Тест «Диагностика лидерских способностей» Е. Жариков, Е. Крушельницкий. – Текст: электронный // Psylist.net: просто о Психологии : [сайт]. - URL: https://psylist.net/praktikum/00376.htm (дата обращения: 02.12.2023).