Тема экономической безопасности страны является актуальной в настоящее время, так как экономическая стабильность и процветание являются ключевыми факторами для обеспечения национальной безопасности. Кризисы и нестабильность на мировых рынках могут привести к серьезным экономическим последствиям для страны, включая потерю рабочих мест, ухудшение условий жизни населения и снижение уровня благосостояния. Поэтому, обеспечение экономической безопасности страны является приоритетной задачей для правительства и бизнес-сообщества.
Экономическая безопасность России требует комплексного подхода, включающего в себя меры по обеспечению устойчивости и диверсификации экономики, соблюдению прав и законов, защиту национальных интересов и обеспечению устойчивого развития страны.
Существует множество подходов к трактовке понятия экономической безопасности в целом и экономической безопасности государства в частности. При этом в Российской Федерации до 2017 года отсутствовало легальное определение понятия «экономическая безопасность» [5].
Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» экономическая безопасность была определена как «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечивается экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации».
Кроме того, в экономической науке данному вопросу уже давно уделяется немалое внимание. Например, В.Л. Тамбовцев представляет рассматриваемый феномен как совокупность свойств состояния, однако ряд авторов в противовес ему полагают, что экономическая безопасность является «определенным состоянием экономики и не может быть совокупностью условий и факторов» [6]. И.А. Холчева и А.Е. Кисова трактуют экономическую безопасность как «состояние экономической системы, которое характеризуется не только стабильностью и устойчивостью к возможным внутренним и внешним угрозам, но и способностью самостоятельно определять формы и пути своего развития для защиты национальных интересов и стимулирования развития экономики» [7].
Таким образом, экономическую безопасность государства можно определить, как процесс поддержания и развития экономики, направленный на обеспечение экономического роста при укреплении суверенитета, а также сохранение устойчивости к внешним и внутренним угрозам при повышении условий и качества жизни населения. В перечень параметров пороговых значений экономической безопасности, по которым можно отслеживать ее состояние и динамику и оказывать управляющее воздействие целесообразно включить следующие показатели:
экономический рост (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);
показатели, характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;
показатели, характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);
качество жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т.д.).
На национальном уровне экономическая безопасность зависит от ряда факторов, которые обусловлены существующими и постоянно меняющимися экономическими интересами, в их числе:
обеспеченность сырьем и энергоресурсами;
обеспеченность продуктами питания;
рациональное использование природных ресурсов;
обеспеченность производство техническим и научным потенциалом и другие.
Концепция экономической безопасности, предлагает и группу таких факторов, которые можно сгруппировать под общим названием или по одному критерию - угрозы экономической безопасности. К ним относятся: стихийные бедствия (неурожай, землетрясения, наводнения, засухи и др.) окружающей среды; механизм функционирования системы международной торговли; протекционистские меры; нестабильность цен на сырье; системы частного финансирования; ограничения по политическим причинам, доступа на рынки кредитов; ограничения по чисто политическим причинам, объема помощи; несовершенство механизма принятия решений, затрудняющего функционирование валютной системы, и др.
Экология и экономическая безопасность России имеют тесную связь, поскольку экологические проблемы могут привести к серьезным экономическим последствиям. С одной стороны, загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, изменение климата и другие экологические проблемы могут негативно сказаться на здоровье населения, агрокультуре, водных и лесных ресурсах, что в конечном итоге отразится на экономике страны. Например, загрязнение рек и озер может привести к уменьшению запасов пресной воды для промышленности и сельского хозяйства, а изменение климата может ухудшить условия для сельского хозяйства и увеличить уровень природных катастроф. С другой стороны, экономическая деятельность также оказывает влияние на окружающую среду.
Недостаточное внимание к экологическим аспектам производства, отсутствие эффективных механизмов контроля за выбросами и отходами, незаконная вырубка лесов и другие экономические и производственные практики могут привести к ухудшению экологической ситуации в стране. Поэтому для обеспечения экономической безопасности страны необходимо уделять должное внимание экологическим аспектам производства и развития, проводить эффективную экологическую политику, сокращать выбросы вредных веществ, повышать энергоэффективность и использовать альтернативные источники энергии.
В таблице 1 приведена система показателей, характеризующих ежегодное изменение расходов на охрану окружающей в России в динамике за 7 лет.
Таблица 1
Затраты на охрану окружающей среды по России за период с 2017 по 2023 г
Годы |
Затраты млн. руб |
Абсолютный прирост, млн. руб |
Коэффициент роста, разы |
Темп роста, % |
Темп прироста, % |
Абсолют-ное значение |
||||||||
Уi, |
цепные |
базис-ные |
цепные |
базис-ные |
цепные |
базис-ные |
цепные |
базис-ные |
1% прироста |
|||||
2017 |
320947 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||||
2018 |
345464 |
24517 |
24517 |
1,076 |
1,076 |
107,6 |
107,6 |
7,6 |
7,6 |
3225,9 |
||||
2019 |
374411 |
28947 |
53464 |
1,083 |
1,666 |
108,3 |
166,6 |
8,3 |
66,6 |
3487,6 |
||||
2020 |
393691 |
19280 |
72744 |
1,051 |
1,226 |
105,1 |
122,6 |
5,1 |
22,6 |
3780,4 |
||||
2021 |
425021 |
31330 |
104074 |
1,079 |
1,324 |
107,9 |
132,4 |
7,9 |
32,4 |
3965,8 |
||||
2022 |
478914 |
53893 |
157967 |
1,127 |
1,492 |
112,7 |
149,2 |
12,5 |
49,2 |
4311,4 |
||||
2023 |
559549 |
80635 |
238602 |
1,168 |
1,743 |
116,8 |
174,3 |
16,8 |
74,3 |
4799,7 |
||||
Сред-ниe |
413999,6 |
39767 |
39767 |
1,097 |
1,097 |
109,7 |
109,7 |
9,7 |
9,7 |
4099,7 |
Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики [1]
Затраты на охрану окружающей среды на территории РФ за рассматриваемый период в номинальном выражении постоянно растут. С 2017 по 2023 год показатель увеличился на 74,3%, что эквивалентно 238 602 млн. руб. прироста. В среднем в год расходы на экологию в РФ увеличиваются на 39 767 млн руб., что составляет 9,7% прироста. В реальном выражении (за исключением роста цен в экономике, с учетом индекса дефлятора ВВП) ежегодный прирост затрат на экологию составляет 0,02%.
В удельном весе затраты на экологию в РФ составляют 0,9% от ВВП, тем самым Россия уступает таким странам как Бельгия (1,5% от ВВП), Болгария (2,1% от ВВП), Греция (1,6% от ВВП), Япония (1,3% от ВВП), Италия (1,0% от ВВП), Чехия (1,8% от ВВП) [8].
В 2023 году наблюдается наибольший прирост рассматриваемого показателя относительно предыдущего 2022 года, что составляет 16,8% прироста. Среднее ежегодное значение затрат на охрану окружающей среды в России составляет 413 999,6 млн руб. С каждым процентом расходы на охрану окружающей среды в номинальном выражении растут на 4 099,7 млн руб.
На основании уравнения линейного тренда с помощью пакета Exel были определены прогнозные значения затрат на охрану окружающей среды в РФ на 2024 и 2025 годы (рис. 1).
Рис. 1 Динамика затрат на охрану окружающей среды в РФ с 2017 по 2023 год
Коэффициент аппроксимации равен 0,9334, это значит, что модель объясняет 93,34% вариации данных. Модель точна и может использоваться для точечного прогноза данных.
Уравнение линейного тренда у= 413 999,6 + 36 904*t показывает, что с каждым годом расходы на охрану окружающей среды в РФ растут в среднем на 36 904 млн рублей, что близко расчётному значению из таблицы 1. Следовательно, прогнозное значение расходов на охрану окружающей среды в РФ на 2024 год составит 561 615,1 млн руб., на 2025 год – 598 519,6 млн руб. С вероятностью 0,954 интервальный прогноз на 2024 год составит от 524 711 млн рублей до 598 519,1 млн рублей, на 2025 год от 561 615,6 млн рублей до 635 423,6 млн рублей.
Поскольку расходы на охрану окружающей среды в России играют важную роль в обеспечении экономической безопасности страны, была рассмотрена связь расходов на охрану окружающей среды по федеральным округам РФ с продолжительностью жизни населения.
Таблица 2
Показатели расходов на охрану окружающей среды и продолжительности жизни населения по федеральным округам РФ за 2022 год
Федеральные округа РФ |
Объем расходов на охрану окружающей среды в 2022 г, млн руб |
Продолжительность жизни населения в 2022 году, Лет |
Центральный федеральный округ |
156 371 |
73,93 |
Северо-западный федеральный округ |
77 551 |
73,65 |
Южный федеральный округ |
57 501 |
72,65 |
Северо-кавказский федеральный округ |
10 222 |
75,78 |
Приволжский федеральный округ |
152 017 |
72,39 |
Уральский федеральный округ |
154 566 |
72,41 |
Сибирский федеральный округ |
185 832 |
70,44 |
Дальневосточный федеральный округ |
78 117 |
69,54 |
Изучение связи расходов на охрану окружающей среды по федеральным округам РФ с продолжительностью жизни населения по субъектам РФ, показало умеренную связь между признаками. Однако, проверка статистической значимости коэффициента корреляции с ошибкой в 5% с помощью расчёта t-критерия Стьюдента (1,21) оказалось меньше табличного при заданном числе степеней свободы (2,447). Как видим, статистическая значимость наблюдаемой связи отсутствует, следовательно, полученное значение коэффициента корреляции ненадежно. Не подтвердилась связь между исследуемыми признаками и в межстранных сравнениях. В таком случае, можно предположить, что расходы на охрану окружающей среды в настоящее время значимо не влияют на продолжительность жизни населения.
Аналогично была рассмотрена связь расходов на охрану окружающей среды по федеральным округам РФ с уровнем загрязнения воздуха.
Таблица 3
Показатели расходов на охрану окружающей среды и уровня загрязнения воздуха по федеральным округам РФ за 2022 год
Федеральные округа |
Объем расходов на охрану окружающей среды, млн руб |
Выбросы загрязняющих веществ, тыс. тонн |
Центральный федеральный округ |
156 371 |
2693,3 |
Северо-западный федеральный округ |
77 551 |
2039,3 |
Южный федеральный округ |
57 501 |
1262,0 |
Северо-кавказский федеральный округ |
10 222 |
595,1 |
Приволжский федеральный округ |
152 017 |
3319,0 |
Уральский федеральный округ |
154 566 |
4032,8 |
Сибирский федеральный округ |
185 832 |
6670,8 |
Дальневосточный федеральный округ |
78 117 |
1592,6 |
Исследование связи расходов на охрану окружающей среды по федеральным округам РФ с уровнем загрязнения воздуха по субъектам РФ, показало прямую сильную прямую связь между этими признаками. Коэффициент корреляции равен 0,88, детерминация 0,774, что позволяет судить о том, что на 77,4% изменения в загрязнённости воздуха обусловлены изменениями расходов на охрану окружающей среды. Проверка статистической значимости коэффициента корреляции, с помощью t-критерия Стьюдента, показала его статистическую значимость. Наблюдаемое (расчётное) значение Стьюдента (4,5) больше табличного (2,447) при заданном числе степеней свободы и ошибкой, не превышающей 5%.
В заключение проведённого исследования можно отметить, что расходы на охрану окружающей среды в России с каждым годом растут, однако эти затраты составляют 0,9% от ВВП страны, тем самым Россия по этому показателю всё ещё отстает от развитых стран. Исходя из этого необходимо уделить больше внимания вопросу охраны окружающей среды, учитывая важность экологической устойчивости для обеспечения качества жизни населения и сохранения природных ресурсов путем соблюдения природоохранных законодательств, снижении выбросов вредных веществ в атмосферу и в воду. Поскольку недостаточное внимание к охране окружающей среды может привести к ущербу для экономики в виде сокращения ресурсов, ухудшения состояния здоровья населения, а также финансовым потерям для компании, что может иметь отрицательные последствия для национальной и региональной экономической безопасности.
Источники информации:
Федеральная служба государственной статистики, [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/science
Статистика: учебник для прикладного бакалавриата / М. В. Боченина [и др.]; под ред. И. И. Елисеевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 447 с. — Серия: Бакалавр. Прикладной курс
Ворожихин В.В., Тютюнник И.Г., Проблемы определения категории «Экономическая безопасность» // Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы: материалы II Международной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2014. С. 135-140.
Градов А.П., Ильин И.B. C. 74-86. Экономическая безопасность страны. Принципы анализа состояния и противодействия угрозам // Экономическая наука современной России. 2005. Nº 3 (30). C. 88-101.
Гутман Г.В., Лапыгин Ю.Н., Прилепский А.И. Экономическая безопасность региона: теория и практика. / Монография. - М.: Наука, 1996.
Егоренко С.Н., Гарин В.В., Гохберг Л.М. Окружающая среда // Россия и страны мира. - М.: Стат. сб/ Росстат, 2023. - С. 312.
Пустынникова Е.В., Титова Н.С. Современные подходы обеспечения экономической безопасности государства в сфере внешнеэкономической деятельности // Экономический журнал. – 2019. – № 3(33). – c. 25.
Холчева И.А., Кисова А.Е. Основные подходы к исследованию понятий «экономическая безопасность» и «экономическая безопасность государства» // Электронный научный журнал. – 2019. – № 5(29). – c. 96