Российское образование в современном обществе ставит цель подготовить самостоятельную, социально-адаптированную и мобильную молодежь, готовую решать вопросы разного уровня [4]. Для реализации данного замысла требуется использование педагогом в учебном процессе – новых интерактивных технологий [5]. Одной наиболее эффективной является кейс – технология. Кейс – технология – это проблемно-ситуативный метод анализа, направленный на решение конкретных практических задач [3].
Она включает в себя 3 основных этапа: подготовительный (создание кейса), основной (организационный аспект, работа в малых группах – «мозговой штурм», представление результатов) и итоговый (обобщение и оценивание) [6].
Использование этой технологии способствует развитию умений выявлять проблему, анализировать ситуации, оценивать альтернативные варианты, выбирать оптимальный, составлять алгоритм решения. Результатом проделанной работы служит устойчивый навык решения практических задач [2].
Преимущества кейс - технологии является коллективная работа, совместный поиск и обоснование решения проблемы, развитие коммуникативных способностей, четкое формулирование вопроса, ответа, формирование вывода и отстаивание своего мнения, творческий подход [1].
Мной были разработаны кейсы для использования на уроках химии в 8 классах.
Кейс урока химии в 8 классе «Вода»
Известному писателю Антуану де Сент-Экзюпери принадлежат слова: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь».
Почему писатель так высоко оценил значение воды?
Задания:
1.Содержание воды в природе и живых организмах.
2.Охарактеризуйте аномальные свойства воды.
3.Значение воды.
4.Что такое «святая» вода?
5. В чем состоит опасность загрязнения воды?
6. Охарактеризуйте методы очистки воды.
7. Какие свойства воды позволяют отождествлять воду с жизнью?
Кейс урока химии в 8 классе «Свойства и применение водорода»
По легендам Античности правитель итальянского города Янус гостеприимно принял знатного гостя – Сатурна, который за доброе к нему отношение наделил Януса способностью предвидеть будущее. Именно поэтому сохранившиеся скульптуры царя показывают два лица в одном: юноша, устремленный в будущее и умудренный жизнью старец, знающий все наперечет. За это его назвали «двуликий Янус». Благосклонность богов помогает Янусу стать одним из главных божеств Римского пантеона.
Советский химик и педагог Михаил Христофорович Карапетьянц назвал водород «двуликим Янусом». Насколько он был прав?
Задания:
1.Что означает фразеологизм «двуликий Янус»?
2.В чем состоит двойственность в строении атома водорода?
3.Охарактеризуйте химические свойства водорода.
4.Действительно ли водород можно назвать «главным божеством»
Периодической таблицы химических элементов Д.И.Менделеева?
Кейс урока химии в 8 классе «Свойства кислорода»
Йёнс Якоб Берцелиус - шведский химик, президент Шведской Академии наук считал, что кислород- это вещество, вокруг которого вращается вся земная химия. Согласны ли вы с ним?
Задания:
1.Сравните свойства кислорода с другими распространенными элементами.
2.Каково содержание в земной коре кислорода и в какой форме он находится?
3.Какие химические элементы образуют оксиды?
4.Какие вещества взаимодействуют с кислородом?
Предложенные кейсы могут быть использованы учителем на любом этапе урока, а также в качестве самостоятельной работы дома. Применение этой технологии способствует усвоению предметных знаний, формированию профессиональных компетенций, а также необходимых для современного человека практических навыков решения проблем в условиях динамичного мира.
Предложенные кейсы могут использоваться учителем на разных этапах урока и как независимая работа для дома. Применение этой методики поможет учащимся лучше усвоить учебный материал, развить профессиональные навыки и освоить необходимые для современного мира умения решать проблемы в быстро меняющейся среде.
Список литературы:
1. Митрофанова М.А., Зацепина Д.В., Золотова О.М. Исследовательская деятельность школьников в процессе изучения химии // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 244.
2. Петрищева Л.П., Попова Е.Е., Эктова Е.Ю. Развитие критического мышления в предметном курсе «Химия» // Современные педагогические технологии в организации образовательного пространства региона. Сборник материалов Областной научно-практической конференции. 2018. С. 156-161.
3. Попова Е.Е., Петрищева Л.П., Золотова О.М. Современные технологии организации внеаудиторной работы по химии // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 45.
4. Попова Е.Е., Петрищева Л.П., Попов А.В. Организация проектного обучения во внеурочной деятельности //Наука и Образование. 2021. Т. 4.№ 1.
5. Попова Е.Е., Петрищева Л.П., Попов А.В. Эффективность использования нетрадиционных форм и методов контроля результатов обучения // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.
6. Попова Е.Е., Шиковец Т.А., Жилина Ю.М. Применение практикоориентированных задач при изучении химии // Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики. Материалы Национальной контент-платформы. Под общей редакцией Г.В. Коротковой. 2019. С. 225-228.