СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНАТОМИИ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНАТОМИИ

Ежова Ю.Ф. 1
1ФГБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день вопрос о подготовке квалифицированных кадров является одним из наиболее актуальных. Научная база и практические навыки являются необходимыми для современного человека. Однако он должен обладать способностью самостоятельного поиска информации и её анализа, а также интересом к самосовершенствованию. Формирование предметных знаний является важной задачей образоввания.

Часто выпускники школ сталкиваются с трудностями в различных ситуациях, потому что они не имеют опыта социальной жизни. Использование ситуаций для решения проблем, может стать превентивной мерой таких затруднений. Она будет уместна в любом случае при изучении любого школьного предмета, например биологии. Решение ситуационных задач по биологии способствует не только углублению знаний в изучаемом предмете, используя уже приобретенные навыки, но и расширению границ, при этом творчески подходя к решению и предлагая дополнительные материалы.

Для того, чтобы развивать анатомические знания на уроках анатомии, необходимо использовать ситуационные задачи. Одна из технологий, направленных на совершенствование личности обучающихся – использование учебной ситуации. Следует отметить, что учебные ситуации должны отражать те жизненные ситуации, с которыми школьники сталкиваются или могут столкнуться в повседневной жизни.

Большинство авторов считают, что существуют некоторые различия между традиционными и ситуационными задачами. В случае решения задачи в стиле «ситуации», ученик получает мотивацию для развития своих способностей, которая будет обусловлена пользой, которую приобретенные знания могут принести в повседневную жизнь. В большинстве случаев, для решения ситуационных задач не хватает полного материала, поэтому приходится его искать и дополнять, а иногда и придумывать, используя воображение, исходя из ситуации. Задачи должны быть актуальны в контексте проблемы, которая является частью реальной жизни, иметь ответы на вопросы, которые касаются данной проблемы, а также задания и вопросы для решения этой проблемы. Для того чтобы учесть особенности каждого ученика и особенности его класса, задания имеют различные типы сложности.

О.Е. Лебедев, Т.В. Львова и Ю.В. Слобожанинов считают, что решение ситуационных задач можно представить в виде следующей последовательности: актуализация проблемы, проблемный этап, стадия поиска средств для ее решения, теоретический и практический этапы, генерализация.

Для решения сложных ситуаций, рекомендуется обращаться к индивидуальному подходу, но в случае группового решения задачи, необходимо проводить оценку не только команды в целом, но и каждого ее члена. Решение ситуационной задачи дает возможность учащимся выполнять последовательный ряд интеллектуальных операций, которые охватывают в себе ознакомление с информацией, ее анализ и синтез, а также применение. Также при создании ситуационных задач, необходимо учитывать возрастную специфику школьников. Необходимо чтобы проблема, лежащая в основе проблемы для решения ситуационной задачи была им понятна и близка.

Некоторые из задач, которые используются в процессе обучения биологии и анатомии, имеют различные способы решения. Это обусловлено тем, что они являются ситуационными. Многие педагоги и методисты считают, что обучение детей логическому мышлению и гибкости мышления является важным для того, чтобы научить их принимать верные решения и делать правильный вывод.

В процессе изучения анатомии, на всех этапах урока необходимо использовать ситуационные задачи.

1. На этапе актуализация знаний учащихся требует использования ситуационных задач. Этап развития познавательного интереса к изучаемому материалу является основной целью данного этапа. Он помогает учащимся самостоятельно определить направление в изучении темы, а также способствует развитию их творческих способностей. Для того чтобы повысить мотивацию к изучению нового материала, здесь могут быть использованы ситуационные задачи.

2. Для того чтобы понять новый материал, необходимо использовать ситуационные задачи на этапе его обдумывания в процессе работы. В данной ситуации более уместно использование групповых методов работы. Выводы, которые были сделаны учащимися при коллективном обсуждении могут быть использованы для проведения дискуссии, дебатов или обсуждения спорных вопросов. Учащиеся учатся сопоставлять различные мнения по поводу проблемы, которая поставлена перед ними, и при этом иметь возможность аргументировано отстаивать свою точку зрения, уважая мнение других.

3. В период проведения рефлексии, учащимся рекомендуется использовать ситуационные задачи, которые помогут им обобщить и определить направления дальнейшего изучения изучаемого материала.

В современном школьном биологическом образовании основной целью является способность к поиску информации и творческому использованию уже приобретенных знаний для решения новых задач, а также наличие мотивов для деятельности. В процессе обучения анатомии учащимся предлагается самостоятельно проводить исследования, которые направлены на развитие исследовательских способностей и предметных знаний. Так как одним из методов организации самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся выступают ситуационные задачи, описывающие некоторое явление, закономерность или факты, формулировка которых содержит противоречие и предполагает осуществление учеником самостоятельной учебно-исследовательской деятельности, приводящей к восстановлению связей, разрешению противоречий и собственно решению задачи. Предметные знания можно получить, применяя ситуационные задачи.

Список источников

1. Ахмедова, М.С. Использование художественной литературы на уроках биологии и экологии для развития познавательной активности обучающихся [Текст] / М.С. Ахмедова // Теория и практика образования в современном мире : материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2022 г.). -СПб. : Реноме, 2022. - С. 147-149.

2. Вербицкий, А.А. Проблемные точки реализации компетентностного подхода [Текст] / А.А. Вербицкий // Вестник московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2022. - № 2. - С. 52-60.

3. Демидова, М. Компетентностно-ориентированные задания в естественнонаучном образовании [Текст] / М. Демидова // Народное образование. - 2020. - № 4. - С. 220-223.

4. Лебедев, О.Е. Учимся вместе решать проблемы. Ч. 1 [Текст] : метод. пособие для учителей / О.Е. Лебедев. - СПб. : Образование - Культура, 2021. - 185 с.

5. Поташник, М.М. Требования к современному уроку [Текст] : метод. пособие / М.М. Поташник. - М. : Центр пед. образования, 2021. - 272 с.

6. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] : в 2 т. / Г. К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2020.

7. Усова, А.В. Новая концепция естественнонаучного образования и педагогические условия её реализации [Текст] / А.В. Усова. - Челябинск, 2022. - 48 с.

8. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2023. - 48 с.

Просмотров работы: 39