Актуальность.Проблемаисследованиясцельюпсихолого-педагогической коррекции антивитального поведения впубертатныйпериодличности. На сегодняшний день в современном мире участились психологиче-ские нарушения у детей и подростков из-за большого количества различной изачастую ненужной информации, а также неблагоприятной атмосферы в семьях(загруженность родителей на работе, злоупотребление родителями спиртныхнапитков и других наркотических веществ). Антивитальное поведение сложнопрогнозировать на первых стадиях его проявления, поэтому оно усугубляется ивлечетзасобойсерьезныепоследствия,а именносклонностьксуициду.
В этой связи задача педагогов и психологов общеобразовательной школывнимательно следить за психологической атмосферой в классе, условиями про-живания и микроклиматом в семье своих воспитанников. Естественно, соблю-дая этику поведения и тактичность. В настоящее время возникает острая необ-ходимость изучения системных механизмов развития антивитального поведе-ния в подростковом возрасте, поскольку данный возраст является переломным,настадии индивидуальногоразвитияличности.
Цель исследования – изучить особенности возникновения и формированияантивитальногоповеденияличностивподростковомпериоде.
Гипотезыисследования:
Антивитальное поведение молодежи имеет особенности и варьируется вконтекстетипадисрегуляции:
непереносимостьодиночества,частовыраженнаяимпульсивность,как
правило наблюдается при склонности к несуицидальному сомоповреждающемуповедению, данное действие своего рода - это возможность справиться с «пси-хическойболью»,-ивтечениежизнистановитсяболеевыраженпомеревзросленияиндивида;
при постоянном накоплении напряжения, как правило, увеличивается ве-роятность потери управления, как поведением, так и эмоциями, а по при цикли-ческом нарастании неразрешимых противоречий в системе регуляции, вероят-ность перехода от антивитального поведения к суицидальному, достаточно час-товозрастает.
Факторыриска,какформированиеантивитальногоповедениявподростковомвозрасте:
подросток имеет склонность быть недовольным самим собой, но если ок-ружение усугубляет данное недовольство, то оно постепенно перерастает в ан-тивитальное поведение, теряется интерес к жизни, человека посещают суици-дальныемысли;
давящая социальная среда, имеющиеся соматические заболевания в усло-виях дискомфортногомикроклимата в семье, не умениенаходить общий языксо сверстниками, частые стрессовые ситуации, склонность к мнительности, ме-ланхолии.
поиск неверных путей разрешения ситуации, например уход от действи-тельности (субкультуры,употребление алкоголя и других наркотических ве-ществ)
Каждыйчеловексталкиваемсясусловияминеопределенностивсвоейжизни. Зачастую подобные ситуации преследуют личность в разных сферах егожизни, начиная от обычных бытовых ситуаций или в профессиональной дея-тельности, а так же не редкостью становятся и личные взаимоотношения с ок-ружением каждого индивида в целом. Учитывая свой опыт, у зрелой личности,как правило, больше ресурсов для выхода из условий неопределенности, следо-вательно может справиться самостоятельно, но говоря о подростках, которые всилу возраста и ограничений жизненного опыта его физиологических и псхи-хических изменений, значительно меньше возможностей выйти из стрессовойситуации без посторонней помощи. Психология, как наука, рассматривая ее вцелом, как исключительную область деятельности человека, а также общест-венного сознания, как правило, имеет чаще всего дело с неопределенностьювсего окружающего мира, как отдельной личности, так и общества в целом, инаправленанауменьшение состояниянеопределенности.
Согласно опроснику АВиЖС, который является современной скринин-говой методикой, которая направлена на экспресс-диагностику психологиче-ских составляющих антивитального поведения и сдерживающих факторов(жизнестойкость). С ее помощью можно диагностировать как, разные формыантивитального поведения и действий, а также переживаний депрессивногохарактера, что дает возможность выявить основу для суицидального поведе-ния среди молодежи. Так же ее достоинство в отсутствии прямых формули-ровокосовершенныхсуицидальныхдействияхилипланируемых.Данная
методика позволяет измерить параметры как антивитальности, так и жизне-стойкости, не теряя актуальных условий для современной молодежи регуля-цииихэмоцийиповеденияиучитываянарушения объективации.
Антивитальное поведение в первую очередь сосредоточено против про-должения жизни и сохранения здорового организма, то есть любых биологиче-ских (витальных) потребностей. Таким образом любая форма антивитальныхдействий или переживаний всегда увеличивает риск суицидального поведения.Данная методика помогает определить этап развития антивитального поведения(мысли,переживания,действия)исистемуисточниковжизнестойкостикаждой
отдельной личности. Совокупность данной диагностики, как правило, позволя-етоценитьзапасвозмещенияикорректирование антивитального поведения.
Жизнестойкость, чаще всего воспринимается, как часть личностных воз-можностей, плавно формирующаяся система убеждений: о мире, о связях с ними возможностью управлять положениями любого уровня сложности. Понятиежизнестойкости подразумевает такие элементы, как способность совладать сострессовыми ситуациями, умение контролировать себя, осознание риска и егопоследствий, навык применения своих умений на практике, а также содержитсистему ценностей, все это дает возможность каждой отдельной личности ис-кать свою индивидуальную возможность решения сложных ситуаций, которыедиктует окружающая среда. Такой феномен, как жизнестойкость изучается сучетом преодоления, как экстремальных ситуаций, так и тяжелых жизненныхсостояний, все это дает понимание о развитии депрессивных и тревожных сим-птомов (учитывается роль благополучия, каждого отдельного субъекта и егопсихологическойбезопасности),суицидальногоповедения.
Жизнестойкость выступает, одним из важнейших факторов, но не единст-венным, который сдерживает возможность развития в юном возрасте антиви-тальногоповедения.Подобныйфеноменвоспринимается,каквыработаннаясистема адаптируемых взглядов на собственные способности к прохождениюразличных жизненных препятствий, по сути это навыки конструктивного про-тивостояния различным стрессовым факторам и ресурсы для функциональнойсоциальнойситуации развитиясинтезированиеадаптивногоопыта.
Шкалы жизнестойкости обуславливаются факторами, которые сдержива-ются антивитальными тенденциями, а также выявляются компенсаторными ме-ханизмами личности, ресурсы совладания с трудными жизненными ситуация-ми. Жизнестойкость выражается в показателях оптимизма в области будущего,умениях совладать с трудностями, практических тактиках принятия решений (сучетом их последствий), присутствии ресурсов возмещении самооценки в на-пряженных стрессовых ситуациях (способность решать проблемы, социально-психологическаяподдержкаотблизких,отсутствиемикросоциальногокон-фликта с окружающими, общая удовлетворенность жизнью и реализация акту-альных социальных мотивов, направленность личности на достижение успехов,как в жизни, так и в учебе). Преимущественно значимыми факторами, которыесдерживаютантивитальныепереживанияиповедение,выступаютшкалы:
«функциональнаясемья»,«саморегуляция»,оникакправилосоздаютусловия
для стабильных и надежных отношений в ближайшем окружении, а также в до-полнение всегда идут собственные ресурсы личности к саморегуляции и опо-средствованиеэмоцийи поведениявстрессовыхситуациях.
С помощью этого способа, есть возможность диагностировать два пара-метра — «антивитальность» и «жизнестойкость». После чего данные сопостов-ляются друг с другом и в результате оценивается влияние сдерживающих фак-торов на вероятность перехода от переживаний и мыслей к антивитальным дей-ствиям,тоестьвероятностьантивитальногоповедения.Базовыепараметрывключаютшкалыиподшкалы—этоиндикаторылатентныхпараметров(«ан-
тивитальность» включает 8 шкал и «жизнестойкость» — 6 шкал). Методика со-держит72пункта.
Данный способ дает возможность не только получить диагностическуюинформацию, но и присмотреться к тем ресурсам и психологическим средст-вам, которые можно использовать при взаимодействии со стрессовыми ситуа-циями, в том числе, в ситуациях социального оценивания, фрустрации само-оценки. Согласно обратной реакции после тестирования, психологическая ди-агностикаспособствовалапсихоэдукативномуиотчаститерапевтически-рефлексивному эффекту, что также является задачей формирования жизнестой-кости. Если тестируется школьник, то в вопросах, содержащих условие «шко-ла/учебное заведение», в бланке опросника остается понятие «школа» («учеб-ное заведение»удаляется),еслидругоеучебное заведение-наоборот.
Мной было проведено пилотажное исследование, в котором прияли уча-стие 60 подростков. Проводилось с помощью социальных сетей на условияханонимности, на предмет формирования антивитального поведения у подрост-ков в возрасте 14-15 лет. В данном возрасте у подростка должны быть опреде-ленные цели в жизни, они обладают коммуникативными способностями и име-ют четкое представление о морально-волевых качествах личности, нравствен-ных ценностях, этике и эстетике, у них уже сформировались жизненные прин-ципы, они четко знают понятия «хорошо» и «плохо», способны отличить «чер-ное» от «белого». Было предложено ответить на 15 вопросов, которые задаютпозитивныйипрогрессивныйжизненныйнастрой.
Результатыопроса:
50%опрошенныхнабралиот15до10баллов;40%опрошенныхнабрали
менее10баллов;10%опрошенныхнабралименее8баллов.
Выводы: удалось определить, что у 50% подростков есть сомнения, что ихмогут не понять и не поддержать, им часто бывает грустно, они неохотно де-лятся своими переживания с родными людьми и друзьями, боятся быть непоня-тыми все это предпосылки для формирования антивитального поведения. Сле-довательно, педагогам и родителям следует задуматься над микроклиматом всемье и в классе среди сверстников. Чаще проводить мероприятия, которые по-могутподросткампроявитьсебясположительнойстороны,развиватьсвоитворческиеспособности,развиватьморально-волевыекачества,иметьпонятияо нравственности,вестиздоровыйобразжизни.
ЛИТЕРАТУРА
Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Опросник «Антивитальность и Жизне-стойкость»//МедицинскаяпсихологиявРоссии:электронныйнауч.Журнал.-2017.-т.9,№2(43).-с.4https://cyberleninka.ru/article/n/oprosnik-antivitalnost-i-zhiznestoykost
СагалаковаО.А.,ТруевцевД.В.,СтояноваИ.Я.,ТерехинаО.В.Наруше-ниесаморегуляциии опосредованияэмоцийкак основарискаформиро-ванияантивитальногоповедеиявмолодомвозрасте.Сибирскийпсихо-логический журнал 2017.-№65 с.94-103https://cyberleninka.ru/article/n/narushenie-samoregulyatsii-i-oposredovaniya-emotsiy-kak-osnova-riska-formirovaniya-antivitalnogo-povedeniya-v-molodom-vozraste/viewer
СагалаковаО.А.,ТруевцевД.В.,СагалаковА.М.Склонностькантиви-тальнойнаправленностиповеденияу юношейидевушек//Universum:Психологияиобразование:электронныйнауч.журнал.2015.№5(15)https://cyberleninka.ru/article/n/sklonnost-k-antivitalnoy-napravlennosti-povedeniya-u-yunoshey-i-devushek/viewer
Сагалакова О.А., Труевцев Д.В., Стоянова И.Я., Терехина О.В., Шухло-ва Ю.А. Социальная тревога в подростковом и юношеском возрасте вконтекстепсихологическойбезопасности//Вопросыпсихологии.2016.№6.С.63-75.
ЛаберС.Б.,ЛапшинаЖ.Н.Методическоепособиедляпсихолого-педагогического сопровождения детей и подростков по профилактикеантивитальногоповедениявобразовательнойсреде;ГБОУЦППРК «РостОК» -Будѐнновск,2019.–113с.http://rostok-bud.ucoz.ru/doc/21-mp_dlja_psikhologo-pedagogicheskogo_soprovozhde.pdf