В настоящее время пляжный волейбол становится всё более популярным видом спорта среди молодёжи. Однако, на севере развитие этого спорта замедлено из-за особенностей климата и недостаточной инфраструктуры. Изучения развития пляжного волейбола на севере поможет выявить проблемные моменты и способы их решения, а также способствовать привлечению большего числа людей к занятию этим видом спорта. В долгосрочной перспективе это способствует улучшению здоровья населения и развитию спортивной культуры в сереных регионах.
Целью данного исследования является развитие пляжного волейбола на севере и его особенности. Пляжный волейбол- это вид спорта, который набирает все больше популярности на всей планете. Северные регионы, такие как Россия, Норвегия, Швеция и Финляндия, не являются традиционными местами для занятия этим видом спорта из-за своего прохладного климата. Однако, с развитием инфраструктуры и повышения интереса к активному образу жизни, пляжный волейбол стал приобретать популярность и на севере[4].
Качественно новый уровень развития волейболиста требует нового уровня развития физических качеств спортсмена (изменения правил, комплектование команд высокорослыми игроками; повышение атакующего потенциала за счет быстрых перемещений и повышенной скорости выполнения технических приемов с использованием всей длины сетки)[5].
Современные требования для достижения максимальных результатов в волейболе выдвигают определенные изменения в подготовке волейболистов[2].
В теоретическом плане в специальной литературе по волейболу нет обоснованной системы взглядов, регламентирующей скоростно-силовую подготовку с учетом возраста, пола, спортивной квалификации волейболистов, периодов годичного цикла тренировки[3]. Во многих учебниках и учебных пособиях авторы вообще не рассматривают скоростно-силовую подготовку как самостоятельный раздел подготовки волейболистов. Они выделяют различные ее составляющие: специальную быстроту; силу; выносливость; координационные способности – и предлагают средства и методы их реализации. Еще не определены специальные комплексы средств и методы тренировки, направленные на совершенствование скоростно-силовых качеств волейболистов, отсутствуют сведения о нормах нагрузок для спортсменов различного возраста и квалификации[6].
Возможность решения этих задач видится в индивидуализации и специализации средств и методов подготовки, оптимизации соотношения частных объемов физической и технической подготовки на основе учета возрастных особенностей состояния и подготовленности волейболистов[1].
Пляжный волейбол – олимпийский вид спорта, спортивная командная игра с мячом на песчаной площадке разделенной высокой сеткой, целью в которой является направить мяч в сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на половине соперника или добиться ошибки со стороны игрока команды соперника.[1]
Пляжный волейбол возник в начале 1920-х годов на пляжах Калифорнии (США). В 1927 году о пляжном волейболе узнали в Европе, сначала во Франции, а затем в Болгарии, Чехословакии и Латвии. Первый официальный турнир по пляжному волейболу прошел в США в 1947 году, после чего игра начала набирать популярность и почти сравнялась с сёрфингом[7]. В 1965 году была создана Калифорнийская Ассоциация пляжного волейбола, она же и разработала первые правила пляжного волейбола. В 1983 году была создана Ассоциация волейболистов-профессионалов (AVP). В 1986 году пляжный волейбол получил статус международного вида спорта, а в 1987 году в Рио-де-Жанейро прошёл первый, пока ещё не официальный, чемпионат мира. Первый официальный чемпионат был проведен только в 1997 году в Лос-Анджелесе[10].В 1996 году пляжный волейбол дебютировал на Олимпийских играх в Атланте (США).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРА
1 Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания [Текст]./ Б.А. Ашмарин - М.: Физкультура и спорт. – 1990. – С. 235.
2 Барбара, Л. Волейбол [Текст]./. Л.Барбара, Б. Фергюсон; - М.: ООО «Издательство АСТ». – 2004. – С. 180.
3 Белинович, В.В. Обучение в физическом воспитании [Текст]./. В.В. Белинович. - М.: Физкультура и спорт. – 2000. – 240 С.
4 Беляев А. В., Савин М. В., Волейбол [Текст]./. А. В. Беляев, М. В. Савина, - М.: «Физкультура, образование, наука». – 2000. – С. 368., ил.
5 Васильев, Г.В. Значение общей физической подготовки для спортсмена [Текст]./. Г.В.Васильев. - М.: ФиС. – 2004. – С. 158.
6 Волейбол. [Текст]./ Под общ. ред. А.В. Беляева, М.В. Савина, – 3 изд., перераб. И доп. – М.: «Физкультура и спорт». – 2006. – С. 360.
7 Габай, Т.В. Педагогическая психология [Текст]./. Т.В. Габай. – М.: Издательский центр «Академия». – 2005. – С. 240.
8 Гандельсман А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста [Текст]. / А. Б. Гандельсман, Д.М. Смирнов. – М.: Просвещение. – 1986. – С. 398.
9 Голомазов, В.А. Волейбол в школе [Текст]./ В.А. Голомазов. М.: «Просвещение». – 1976. – С. 348.
10 Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта [Текст]./. / Б.Р. Голощапов. – М.: Педагогика. – 2001. – С. 154.