Методические аспекты изучения эволюции человека в 9 классе раздела «Человек и его здоровье» - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Методические аспекты изучения эволюции человека в 9 классе раздела «Человек и его здоровье»

Сапарова А.А. 1
1ФГБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изучение эволюции человека в рамках учебного материала по предмету «Человек и его здоровье» в 9 классе играет важную роль в формировании понимания учащихся о происхождении и развитии человека разумного (Homosapiens). Этот раздел не только расширяет знания о биологии человека, но и помогает понять влияние эволюции на здоровье и поведение современного человека.

Выбор и сочетание различных методов обучения помогает создать максимально эффективную образовательную среду, способствующую углубленному пониманию и запоминанию материала об эволюции человека. Представим методы, сердства и приемы, которые можно использовать на уроках биологии в 9 классе [4]:

1. Интерактивные приемы:

- Обсуждения: Проведение обсуждений о ключевых моментах эволюции человека, например, различия между разными видами Homo, исследование основных факторов, влияющих на эволюцию.

- Групповые проекты: Формирование групп, где каждая будет исследовать определенный аспект эволюции человека, такой как изменения в костной структуре или развитие мозга.

- Ролевые игры: Организация игры, в которой учащиеся представляют различные этапы человеческой эволюции, от вида Australopithecus до Homosapiens, демонстрируя изменения в образе жизни и анатомии.

2. Визуальные материалы:

- Презентации: Создание презентации с иллюстрациями и фактами о ключевых моментах эволюции человека, таких как аномалии в эволюционном дереве или моменты, когда человек начал использовать орудия труда.

- Видеоматериалы: Просмотр коротких документальных фильмов или анимаций, демонстрирующих эволюционные процессы, от первобытных предков до Homosapiens.

- Иллюстрации: Использование арт-работ и анатомических схем, чтобы визуализировать изменения в анатомии человека на протяжении времени, например, рост мозга или изменения в строении кости.

3. Практические занятия:

- Анализ окаменелостей: Проведение уроков, где учащиеся могут изучать реальные окаменелости, сравнивать их с современными видами и делать выводы о развитии человека.

- Изучение анатомии: Проведение практических занятий по анатомии, где учащиеся могут изучать строение человеческого тела и выявлять адаптации, произошедшие в результате эволюции.

- Моделирование: Создание моделей, например, моделей черепа предков человека, чтобы учащиеся могли изучать изменения в структуре черепа в процессе эволюции.

Ключевые темы изучения:

1. Происхождение человека: Рассмотрение различных теорий происхождения Homosapiens, включая теорию эволюции Дарвина и современные гипотезы, такие как теория мультирегионального происхождения и теория одного происхождения.

2. Структура и функция человеческого тела: Анализ анатомических особенностей человека и их адаптаций к окружающей среде, включая эволюционные изменения в строении костей, мозге и органах чувств.

Что касается оценки знаний то она играет ключевую роль в процессе обучения, помогая учителям и учащимся оценить уровень понимания материала и достигнутого прогресса. В изучении эволюции человека, оценка знаний должна быть разнообразной и учитывать разные аспекты предмета. Вот несколько методов оценки:

1. Письменные работы:

- Эссе: Задание написать эссе на выбранную тему, например, «Влияние эволюции на развитие человеческого интеллекта» или «Основные этапы эволюции Homosapiens».

- Тесты: Проведение тестирования по теме эволюции человека, включая вопросы разного уровня сложности, от простых фактов до аналитических заданий.

- Развернутые ответы: Задание развернутых ответов на конкретные вопросы, например, «Какие изменения в окружающей среде способствовали эволюции человека?» [2].

2. Устные доклады:

- Презентации: Представление презентаций перед классом на выбранную тему, с последующим вопросами и обсуждением со стороны учителя и одноклассников.

- Доклады: Проведение устных докладов о значимых событиях или открытиях в области исследования эволюции человека, таких как находки окаменелостей или новые теории.

3. Проекты:

-Исследовательские проекты: Проведение небольших исследовательских проектов, например, анализируя изменения в строении черепа разных видов Homo и делая выводы о их значении для эволюции.

- Креативные проекты:Создание креативных проектов, таких как анимационные видео о ключевых моментах эволюции человека или создание выставки с моделями черепов разных предков человека.

4. Практические занятия:

- Анализ окаменелостей: Проведение практических занятий, где учащиеся могут изучать и анализировать реальные окаменелости, делая выводы о связи между ними и эволюционным процессом.

- Тестирование знаний в практике: Проведение тестирования знаний в практической среде, например, идентификация черепных костей различных видов Homo на моделях.

Важно учитывать, что оценка знаний должна быть сбалансированной и включать разные формы и методы, чтобы учитывать разнообразие способностей и стилей обучения учащихся. Оценка также должна быть честной, объективной и конструктивной, способствуя развитию знаний и умений учащихся.

Изучение эволюции человека в рамках раздела «Человек и его здоровье» в 9 классе представляет собой важный этап в формировании понимания учащихся о происхождении и развитии Homosapiens. Этот раздел не только расширяет знания о биологии человека, но и помогает понять влияние эволюции на здоровье и поведение современного человека [3].

Выбор разнообразных методов обучения, таких как интерактивные уроки, использование визуальных материалов, проведение практических занятий и различные формы оценки знаний, играет ключевую роль в создании эффективной и интересной образовательной среды. Интерактивные уроки стимулируют активное участие учащихся, визуальные материалы помогают визуализировать ключевые концепции, а практические занятия углубляют понимание и позволяют применить полученные знания на практике.

Оценка знаний через разнообразные формы, такие как письменные работы, устные доклады, проекты и практические задания, обеспечивает объективную оценку прогресса учащихся и стимулирует развитие их знаний и умений [2].

Итак, изучение эволюции человека в 9 классе является не только важным элементом учебного плана, но и способствует формированию критического мышления, понимания собственной природы и места человека в биологической системе планеты. Корректный выбор методов обучения и оценки знаний обеспечивает достижение образовательных целей и развитие у учащихся навыков самостоятельного и глубокого анализа информации о происхождении и развитии человека.

Список литературы

  1. Биология. 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Г. Г. Швецов ; под ред. В. В. Пасечника. - 3-е изд. - Москва : Просвещение, 2014. - 256 с. : цв. ил.; 22 см.

  2. Воронин Д.М. Обучение с применением дистанционных образовательных технологий или какими цифровыми инструментами должен владеть педагог / Д.М. Воронин, А.В. Киселев, И.В. Киселева / Проблемы современного педагогического образования. – Сборник научных трудов: – Ялта: РИО ГПА, 2021 – Вып. 70 – Ч. 4. – С. 93-96.

  3. Ермаков, В. А. Антропология: учебно-практическое пособие : учебное пособие / В. А. Ермаков. - Москва : Евразийский открытый институт, 2011. - 110 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90677. –Режим доступа: по подписке ШГПУ.- Текст : электронный.

  4. ФГОС Рабочая программа по биологии 5-9 класс УМК В. В. Пасечник. – Текст: электронный // Образовательная социальная сеть 2021. – URL: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2019/01/15/rabochaya-programma-po-biologii-8-klass-umk-v-v-pasechnik (дата обращения 19.04.2023).

Просмотров работы: 14