ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе экономического развития в нашей стране реализуется большое количество разных с точки зрения масштабов проектов, в том числе, в сфере возведения стратегических объектов, дорог, кластеров. Огромная территориальная протяженность требует актуальных инфраструктурных решений, от которых зависит эффективность экономической политики в целом.

Процедура изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд сопровождается немалым числом проблем и сложностей, вызванных как отсутствием исчерпывающего нормативного регулирования и единообразия правоприменительной практики, так и повышенным конфликтообразующим потенциалом института, в рамках которого при наличии экстраординарных оснований происходит утрата права собственности на земельный участок.

Немалое число сложностей вызваны столкновением частных и публичных интересов в ходе соответствующей процедуры. Несмотря на то, что Основным законом РФ провозглашено, что человек, его права и свободы – это несомненная и высшая ценность, в ситуации пересечения общественного и частного представляются допустимыми и оправданными некоторые ограничения прав федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ)1.

Наиболее острые проблемы наблюдаются при возведении фундаментальных строительных объектов. Яркими примерами было строительство инфраструктуры городов к спортивным мероприятиям мирового масштаба. Не мало судебных споров предшествовали проведению в 2014 году в Сочи XXII зимних Олимпийских игр. В 2019 году в городе Красноярске состоялась XXIX Всемирная зимняя универсиада. Эти и прочие спортивные мероприятия федерального масштаба также зачастую требовали изъятия земельных участков для государственных нужд в целях осуществления строительства объектов.

Положениями Конституции Российской Федерации провозглашено равенство всех форм собственности, в том числе, принцип их равной защиты. В таких условиях, особой и исключительной будет ситуация принудительного отказа собственника от своих прав на земельный участок в порядке его изъятия. Основания изъятия земельных участков и соответствующая процедура должны быть урегулированы максимально четко и непротиворечиво, поскольку только в таком случае будет обеспечен баланс частных и публичных интересов. Учитывая непреложную социальную значимость земельных участков как объектов права собственности, приоритетную роль играет решение вопросов о прекращении права собственности на них в публичных интересах, в частности, при выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В силу п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок представляет собой объект права собственности и иных вещных прав2. В правовой доктрине еще со времен римского права устоялись представления о том, что именно право собственности является наиболее полным вещным правом, которому присущ абсолютный характер. Конституция провозглашает гарантии защиты права собственности, устанавливая запрет на лишение имущества. Однако в ч. 3 ст. 35 Основного закона предусматривается возможность принудительного отчуждения для государственных нужд при условии предварительного и равноценного возмещения.

Правовой институт изъятия земельного участка является разновидностью принудительного отчуждения, обладая всеми признаками последнего. Учитывая изложенное, считаем возможным определить изъятие земельного участка как односторонний акт органа государственной власти, влекущий переход права собственности на земельный участок и одновременно возникновение частноправового обязательства в целях перераспределения земель для государственных или муниципальных нужд.

Суть интересующего нас в рамках настоящей статьи института состоит в том, что он носит характер особого юридического инструментария, предоставляющего органам власти право отчуждать земельные участки посредством применения легального принуждения к их собственникам. В основе института лежат общественные интересы и потребности, связанные с необходимостью социально-экономического развития общества. Перераспределение земель способствует развитию экономики, обороноспособности, культурным и социальным достижениям, в целях реализации которых права собственника ограничиваются. В ситуации принудительного изъятия земельного участка последний утрачивает свое право на свободное распоряжение имуществом, определение его судьбы, но получает справедливую соразмерную компенсацию.

В основу земельного законодательства положен принцип соотношения интересов общества и законных интересов граждан. Предполагается, что землепользование и охрана земель должны осуществляться в интересах всего общества, но при соблюдении гарантий прав каждого в части владения, пользования и распоряжения земельным объектом (подп. 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ)3. Тем самым, реализация собственником принадлежащих ему правомочий пересекается с интересами общества и государства, прежде всего, в сохранении земельных ресурсов, недопущении их бесхозяйственного использования, соблюдении природоохранного законодательства.

Представителями научного сообщества подчеркивается, что сложившаяся к сегодняшнему дню земельно-правовая политика не отличается полнотой и последовательностью, что находит отражение в нечеткости понятийного аппарата, наиболее ярким примером которого является перманентное внесение корректировок даже в само понятие «земельный участок».

Отсутствует определенность и по вопросу упорядочивания государственного управления земельными ресурсами, осуществления программно-целевого планирования землепользования, решения задач землеустройства и мониторинга состояния земель. Основная проблема применительно к тематике настоящего исследования также неразрывно связана с низким удельным весом земельных участков, поставленных на кадастровый учёт. Отмечается, что учтены должным образом лишь одна пятая от общего числа земельных участков, что само по себе служит предпосылкой систематического несоблюдения законодательства.

Как представляется, оценка эффективности регулирования отношений с таким важным объектом, как земля, неразрывно связана с ее значением для народов, проживающих на территории Российской Федерации. Земля является одновременно частью окружающей среды, природным объектом и ресурсом, средством производства и в широком смысле, незыблемой основой человеческого существования в целом. Поэтому основным критерием для оценки эффективности законодательного регулирования соответствующего правового режима должно стать сохранение природного объекта для будущих поколений и устранение возможностей бесхозяйственного использования земель. Поэтому приоритет в рамках оценки законодательного регулирования должны иметь положения Основного закона о том, что базис конституционно-правового режима земли составляет ее значение для народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Эффективным будет контроль законодательства и его соблюдения со стороны общественности. Деятельность в данной сфере должна быть ориентирована на оценку качества принимаемых законодательными органами Российской Федерации и ее субъектов законов, включая земельные законы, а также решения, принимаемые на их основе.

И примеры, когда представителям гражданского общества удалось обратить внимание на существенные нарушения в ходе землепользования, подрывающие саму роль и значение земель как природной основы, имеются. Так, деятельность защитников шихана Куштау в Башкирии дала возможность прекратить сомнительный проект разработки содового месторождения на месте уникального природного объекта и привлечь внимание Президента Российской Федерации. Объективным результатом привлечения внимания со стороны общественности явилось принятием Верховным Судом РФ Определения Верховного Суда РФ от 14.01.2022 № 309-ЭС21-26639, в котором по итогам рассмотрения требований по поводу пересмотра в кассационном порядке судебных актов по делу об обязанности прекратить деятельность по разведке и добыче полезных ископаемых, требование было признано подлежащим удовлетворению4.

Истцом по делу выступила АНО по защите и охране природы, памятников истории и культуры «Наследие», которой были инициированы требования к АО «Сырьевая компания» об обязанности прекратить деятельность по разведке и добыче полезных ископаемых на территории шихана Куштау. Иск был удовлетворен Арбитражным судом Республики Башкортостан.

По результатам продолжительных последующих споров все судебные инстанции проявили солидарность с тем, что территория шихана Куштау, объявлена особо охраняемой природной территорией, в связи с чем осуществление на ее территории деятельности по разведке и добыче полезных ископаемых запрещена; кроме того, по причине потенциальной опасности вреда в будущем.

Таким образом, в основе оценки эффективности земельно-правовой политики государства должна лежать совокупность факторов, к которым следует отнести: соответствие нормативной основы фундаментальной роли значению земли как основы жизнедеятельности народа, проживающего на соответствующей территории; достижение целей нормативного регулирования, закрепленных в правовом акте, с учетом прав, интересов и потребностей всех участников правоотношений; приоритет действующих международных стандартов и требований в сфере охраны окружающей среды над целями его оборота.

Наиболее серьезные препятствия, которые к сегодняшнему дню снижают эффективность действующего законодательства в земельно-правовой сфере, связаны:

− с неунифицированностью нормативной основы правового режима одного и того же объекта – земельного участка, который отличается в зависимости от отрасли права, которым он регулируется. Продолжая указанное суждение, видится важным отметить, что если в цивилистике, земельный участок – это, прежде всего, вещь, в отношении которой законодателем устанавливается определенный правовой режим, то в рамках земельного права выделятся концепция земельного участка как особого природного объекта, нуждающегося в повышенной защите и охране вследствие своего специфического статуса;

− с ограничением возможностей по существованию земель, чьи границы и положение на местности не описаны в установленном порядке.

Можно сформулировать вывод о том, что реализация целей действующего законодательства в сфере земельных правоотношений, сопровождающих процессы, связанные с оборотом или изъятием земельных участков, и определением их целевого назначения, должна предполагать неуклонное следование природоохранным нормативам и наилучшим доступным технологиям. В таком понимании оценка эффективности нормативного регулирования связана со следованием всем земельно-правовым ограничениям и запретам, которые имеют ярко выраженную природоохранную направленность.

Список использованных источников

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru. – Режим доступа: сеть Интернет.

2 Муравьева М. С. Новая обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков: проблемы толкования / М. С. Муравьева // Аграрное и земельное право. – 2019. – № 12. – С. 204.

3 Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации : ГрК : текст с изменениями и дополнениями на 1 февраля 2024 года : [принят Государственной думой 22 декабря 2004 года : одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года]. – Текст : электронный // ГАРАНТ : [информационно-правовой портал]. – URL: https://base.garant.ru/12138258/. – Режим доступа: сеть Интернет.

4 Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации : ЗК : текст с изменениями и дополнениями на 1 февраля 2022 года : [принят Государственной думой 28 сентября 2001 года : одобрен Советом Федерации 10 октября 2001 года]. – Текст : электронный // ГАРАНТ : [информационно-правовой портал]. – URL: https://base.garant.ru/12124624/. – Режим доступа: сеть Интернет.

5 Российская Федерация. Определения. Определение Верховного Суда РФ от 14.01.2022 № 309-ЭС21-26639 по делу № А07-22707/2020 // СПС КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB&n=697211#0zxMABUEK96SDdqm. – Режим доступа: сеть Интернет.

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru. – Режим доступа: сеть Интернет.

2 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 03.04.2023)// Российская газета. № 211-212. 30.10.2001

3Муравьева М.С. Новая обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков: проблемы толкования //Аграрное и земельное право. 2019. № 12. С. 204.

4 Российская Федерация. Определения. Определение Верховного Суда РФ от 14.01.2022 № 309-ЭС21-26639 по делу № А07-22707/2020 // СПС КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB&n=697211#0zxMABUEK96SDdqm. – Режим доступа: сеть Интернет.

Просмотров работы: 8