В наше время актуальная тема для исследования на производственных предприятиях является: формирования устойчивого роста. Эта тема является одной из основных задач экономического развития России. Все, потому что, влияние внешних факторов стало существенно возрастать во второй половине двадцатого века, что вызвало необходимость учета колебаний будущих результатов принимаемых решений, привело к развитию теории и методов учета риска, прежде всего финансовых решений, а позднее, в последней четверти двадцатого века, и к развитию методов управления рисками в процессе предпринимательской деятельности в сфере реальной экономики, направленных как на использование тех возможностей роста доходов, которые могут возникать при реализации рисковых решений [6]. Решение данной задачи или ее некоторых аспектов позволит придать стратегическому развитию государства устойчивый характер.
Термин «устойчивое развитие» приобрел большое распространение после публикации доклада «Наше общее будущее», разработанного в 1987 г. Международной комиссией по окружающей среде и развитию (Комиссия Брунтланд), созданной под эгидой Организации Объединенных Наций.
Устойчивость предприятия - это состояние его материальных, экономических и трудовых ресурсов, их перераспределение и применение, которое обеспечивает поступательное развитие компании на основе постоянного роста прибыли и капитала при сохранении кредитоспособности и платежеспособности в условиях риска.
В современных условиях развитие и функционирование производств во многом обусловлены применением стратегии устойчивого развития [1]. Таким образом, современные производства успешно функционируют благодаря использованию новейших технологий, материалов, высокому спросу на продукцию, возможностям международного рынка и постоянной работе над улучшением качества продукции.
Одним из первых важных аспектов, является стратегическое планирование. Под стратегическим аспектом понимается: процесс определения долгосрочных целей компании в области производства разработка четкой стратегии роста, которая учитывает рыночные условия, конкурентное окружение и ресурсы.
Для того, чтобы правильно использовать стратегическое планирование нужно придерживаться их принципов и использовать ключевые шаги: анализы текущего состояния, определение целей (установление конкретных целей, которые в свою очередь включают в себя увеличение производственной мощности, сокращение времени производства и многое другое), анализ рынка (изучения рыночных тенденций, потребностей клиентов и конкурентов), планирование ресурсов (определение необходимых ресурсов, таких как материалы, оборудование, финансы для реализации стратегии производства).
Для благоприятного развития, производство должно инвестировать в разработку по использованию новейших технологий и оборудования (или улучшения существующих). Инновации позволят сократить сроки, повысить эффективность производственных процессов и открыть новые рынки.
Увеличение необходимости в выпуске той или иной продукции изготавливаемой на производстве, так же связано с развитием рынков и увеличением уровня жизни населения.
Помимо выше перечисленного, производство должно быть конкурентноспособное. Для этого рынок производственных товаров и услуг должен постоянно расширяться, быть усовершенствован. Так же производство должно улучшать сервис и разрабатывать новые маркетинговые стратегии.
В наше время именно маркетинговые стратегии могут значительно повлиять на устойчивость производства. Если разобраться более подробно, то мы сможем заметить, что маркетинг может помочь оптимизировать ассортимент продукции и улучшить качество продуктов, что и сделает их более конкурентноспособными на рынке. Так же поможет повысить спрос на продукцию и что самое важное, обеспечить устойчивость производства.
Для постоянного конкурирования, производство должно расширять рынок сбыта. Как раз за счет маркетинговых стратегий производство может привлечь новых клиентов, так производство сможет диверсифицировать свои источники дохода и уменьшить риски финансовых потерь.
Правильный маркетинговый ход снизит издержки, тем самым сможет помочь оптимизировать затраты на рекламу, обеспечит продвижением и продажами. Все это поможет производству обеспечить устойчивость на рынке.
Сами маркетинговые исследования позволят более точно прогнозировать спрос на продукцию и адаптировать производство к изменяющимся требованиям рынка.
Тем самым еще одним важным аспектом является адаптация к изменениям:
– условий рынка, так как рыночная среда меняется из-за различных факторов, таких как изменения в потребительских предпочтениях, конкуренция, экономические условия, технологическим инновациям, законодательству. Компании должны адаптировать свои стратегии производства, чтобы соответствовать этим изменениям и оставаться конкурентоспособными.
– технологическим инновациям, новые технологии могут значительно изменить способы производства.
– законодательству, законодательные изменения, такие как новые нормы безопасности, экологические стандарты, правила труда и т. д., могут повлиять на производственные операции компании.
Адаптация к этим переменным помогает компаниям не только выживать в динамичной бизнес-среде, но и использовать эти изменения как возможности для роста и развития. Поэтому важно включать механизмы гибкости и реагирования в стратегическое планирование производства.
Важно достоверно определять и анализировать возможные проблемы, своевременно оценивать потенциал предприятий и устанавливать способы повышения устойчивости их развития. Ключевой особенностью обеспечения эффективного функционирования предприятия является экономически грамотное управление его хозяйственной деятельностью, сохранение устойчивого конкурентоспособного состояния, достижение лидерства. Поэтому понятие «устойчивости развития» необходимо рассматривать как важнейший инструмент оценки эффективности деятельности предприятия торговли. Для разработки методики обеспечения устойчивого развития торгового предприятия необходимо определить понятия "устойчивость системы" и "устойчивое развитие" [8].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Безрукова Т.Л. АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ УСЛОВИЙ УСТОЙЧИВОГО РОСТА КОМПАНИИ / Безрукова Т.Л., Жукова С.Г., Штондин А.А., Хрыкина С.Р., Куликова Л.В. // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА, ПРАВА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ. Воронеж, 2023. С. 23-26.
Какоу Н.Р. Политика устойчивого развития лесопромышленного комплекса республики (монография) / Какоу Н.Р., Безрукова Т.Л. // В сборнике: Повышение эффективности управления устойчивым развитием лесопромышленного комплекса. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию Воронежского государственного лесотехнического университета имени Г. Ф. Морозова. Редколлегия: Е.А. Яковлева [и др.]. 2020. С. 189-193.
Лукасевич, И. Я. Инвестиции : учебник / И.Я. Лукасевич. — Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2020. — 413 с. - ISBN 978-5-9558-0129-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1072267 (дата обращения: 12.11.2023)
Маркова В.Д. Стратегический менеджмент: курс лекций /В.Д.Маркова, С.А.Кузнецова. – Москва: ИНФРА-М, 2011. – 288с.
Минцберг Г. Школы стратегий: пер. с англ. / Г. Минцберг, Б. Альстренд, Д. Лэмпел. — Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 331 с
Управление рисками : учебник и практикум для вузов / А. В. Воронцовский – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 485с. – (Высшее образование). – Текст : непосредственный.
Тенденции фондового рынка // Московская биржа URL: https://www.moex.com/ (дата обращения: 20.11.2023).
Уваров В.В. Стратегический менеджмент: из прошлого к будущему: учебное пособие/ В.В. Уваров, А.А. Лаптев.- Москва: Дело и Сервис,2014.- 208 с.
Фаязов М.И. Экономический рост России: сборник трудов конференции. // Стратегии устойчивого развития: социальные, экономические и юридические аспекты : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 10 авг. 2023 г.) / редкол.: Э.В. Фомин [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2023. – С. 37-38. – ISBN 978-5-907688-55-1.
Черкасова О.В. Разработка стратегии развития предприятия [Электронный ресурс] / О.В.Черкасова– Режим доступа: http://economy lib.com/razrabotka-strategii-razvitiya-predpriyatiy