Актуальность данной темы заключается в том, что успеваемость и интерес к обучению школьников с каждым годом понижаются, что заставляет педагогов искать новые способы вовлечения учеников в учебный процесс и повышения уровня мотивации к выполнению заданий и изучению школьного материала. В этом случае необходимо сменить вид деятельности и внедрить в процесс обучения игру. Именно игра может послужить решением данной проблемы, так как она помогает привлечь внимание учеников к предмету, посредством привязки положительных эмоций и игрового азарта к учебной дисциплине.
Игра – это уникальное приспособление для обучения, которое сочетает в себе множество достоинств, при этом не требующее подготовки и усилий больше чем обыкновенное занятие. Именно во время игры, ученики начинают объединяться в команды, видеть таланты и сильные стороны своих одноклассников, учатся высказывать и отстаивать свое мнение. Со стороны учебного процесса, можно сказать о том, что играя, ребенку проще усвоить учебный материал, связать его с личным опытом. Кроме того, в игре развиваются воображение, память, логическое мышление, нарабатывается скорость выполнения заданий и, что не менее важно, процесс обучения начинает ассоциироваться с чем-то веселым, активным и интересным [2].
К функциям игры относят:
Коммуникативная функция. Эта функция проявляется во взаимодействии детей между собой и с учителем, выстраивании отношений между учениками в условиях определенных игровых правил. Опыт общения в игре, пути решения проблем во взаимоотношениях, преодоление трудностей, все это в будущем реализуется в жизни ребенка. Именно во время игры, коллектив обучающихся сплачивается, начинает узнавать новое друг о друге, видеть лидеров класса и сильные стороны своих одноклассников.
Развлекательная функция. Помогает привлечь обучающихся к обучению, замотивировать к активному участию в учебной деятельности. Способствует улучшению отношений между людьми, снижению уровня стресса и психологического напряжения, поднятию настроения.
Функция самореализации ребенка. В игре учащийся сможет реализовать себя, показать свои сильные стороны, проявить лидерские качества. В творческих играх ребенок сможет показать свое воображение и способности в рисовании, танцах, поэзии, и т.д., а в логических, например, умение решать задачи, строить логические цепочки и т.д.
Диагностическая функция. Игра в качестве диагностики успешно заменяет опросы и тесты, которые достаточно тяжело реализовать с детьми. В процессе игры можно понаблюдать за поведением ребенка, его взаимодействием с другими обучающимися и с заданием, выявить черты его личности и особенности характера.
Функция реализации возрастных задач. Игра всегда создается и подбирается под возраст учеников, исходя из их задач и возможностей. Например, для школьников среднего звена, игра является средством знакомства и построения взаимоотношений [1].
Такое разнообразие и обилие выполняемых функций еще раз доказывает целесообразность включения игр и элементов игровой деятельности в учебный процесс. К тому же, в настоящее время, достаточно развит выбор среди различных видов игр. Рассматривая детские игры, их можно разделить на две большие категории: творческие игры и игры с правилами. Творческие игры, направлены на развитие креативного мышления и воображения. К таким относят театральные, всевозможные сюжетно-ролевые, а также игры с дополнительными строительными материалами. Ко второй категории, игры с правилами, относится достаточно большое количество игр, это связано с их разнообразием. Они включают в себя как подвижные, так и дидактические игры, например настольные, словесные игры и игры с предметами. В данной статье мы подробнее остановимся на настольных играх.
Настольная игра – это игра, не требующая от игроков физической подготовки, инвентаря или специальных площадок, так как она способна разместиться на столе или, в отдельных случаях, вовсе не требует игровой поверхности. К оборудованию настольных игр обычно относят: карты, специальное поле с пешками и кубиками, кости, шахматные доски, фигурки и др. Настольные игры развивают логическое мышление, воображение, стратегическое мышление, память, внимательность, творческое мышление [3].
Внедрение настольных игр в учебный процесс уже активно используется, поскольку при помощи таких игр можно повторить и закрепить материал, а также проверить уровень усвоения отдельных тем школьной программы.
Классифицируют настольные игры по различным признакам. Один из таких признаков – тип используемых в ходе игры предметов. В данном случае настольные игры подразделяются на следующие группы: с игральными картами (сундучки), с игровым полем (нарды, шахматы), сюжетно-ролевые игры (мафия, бункер), словесные (крокодил), основанные на орнаменте и плитках (домино), с игральными кубиками или «костями», с игровым полем (монополия) с карандашом и бумагой (морской бой). По характеру игры делятся на: интеллектуальные, азартные, на физические способности.
Рассмотрим пример карточной интеллектуальной настольной игры «Составь химическую пару», основанной на прототипе – игры «Найди пару». Игра представляет собой набор карточек, на половине из которых написаны химические формулы и названия веществ (например, CO2 – углекислый газ), а на второй половине карточек описано применение этих веществ в различных сферах нашей жизни (например, необходим для приготовления газированных напитков).
Процесс игры достаточно прост. Карточки выкладываются на стол «рубашками вверх», с правой стороны выкладывают карточки с формулами, с левой карточки с описанием. Далее каждый игрок по очереди переворачивает любую карточку с правого «стола», а затем с «левого». Если ученик считает, что описание вещества совпадает с формулой, а учитель соглашается с ним, ученик забирает пару карт себе. А затем делает еще один ход. Если описание и формула не совпали, карточки возвращают на свои места и ход переходит следующему игроку. Победителем становится тот, кто наберет наибольшее число карточек.
Такая игра может проводиться как на уровне класса или школы, так и может быть включена в комплекс учебно-игровых мероприятий. Данную игру можно провести для учащихся 8-9 классов, изучивших формулы веществ и их применение. Играя, ученики повторяют формулы и названия веществ, узнают их применение или повторяют уже пройденное, а также развивают память.
Таким образом, можно сказать, что игра в наше время неотъемлемый элемент образовательного процесса, так как урок, проводимый в игровой форме, помогает создать расслабленную атмосферу в классе, сплотить учеников в общей деятельности, привлечь к учебному материалу, а также усвоить темы, сложные для понимания и запоминания. Внедрение игр привлечет внимание учеников, а урок будет ассоциироваться с приятными воспоминаниями, вследствие чего посещаемость и успеваемость повысятся.
Список использованных источников
Виды игр и их классификация в педагогике. – Текст : электронный // Учебно-методический кабинет : офиц. сайт. – 2017. – URL: https://ped-kopilka.ru/pedagogika/vidy-igr-i-ih-klasifikacija-v-pedagogike.html (дата обращения: 21.11.2023).
Игра стоит свеч: почему игровая форма обучения – самая эффективная. – Текст : электронный // Московская школа программистов : офиц. сайт. – Москва. – URL: https://informatics.ru/blog/igra-stoit-svech-pochemu-igrovaya-forma-obucheniya-samaya-effektivnaya/ (дата обращения: 31.10.2023).
Смиркина, Е.А. Реферат «Классификация детских игр» / Е.А. Смиркина. – Текст : электронный // Инфоурок : [сайт]. – 2020. – URL: https://infourok.ru/referat-klassifikaciya-detskih-igr-4343750.html (дата обращения: 21.11.2023).