РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

Алтынов П.Ю. 1
1Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

По официальным данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата), на 1 января 2023 г. в Российской Федерации насчитывалось 37,8 млн молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет, что составляет 26 % от общей численности населения России. Снижение доли молодых людей в общем населении страны на 18 % за исследуемый период (таблица 1) в основном связано с тем, что современная молодежь – это сравнительно малочисленное поколение рожденных в 1989–2003 гг. В таблице 1 представлена возрастная структура молодежи, которая свидетельствует о том, что наиболее многочисленной является категория от 30 до 35 лет.

Таблица 1 – Возрастная структура молодежи в России, тыс. человек

 Показатель

Год

2002

2010

2012

2014

2016

2018

2020

2021

2022

Всё население

145167

142857

143056

143667

146545

146880

146749

146171

145557

   в том числе в возрасте,  лет:

14

1406

1610

1567

1823

2254

2598

3049

3257

3597

15 – 19

12801

8389

7631

6956

6731

6816

7161

7272

7433

20 – 24

11466

12169

11599

9971

8445

7336

6889

6776

6774

25 – 29

10613

11982

12328

12522

12412

11120

9427

8582

7985

30 – 35

9836

10980

11116

11660

12219

12766

12633

12423

11920

Проведение Всероссийских форумных кампаний различного масштаба также оказывают влияние на создание системы, способствующей личностному профессиональному росту потенциала молодых людей в Российской Федерации, воплощения бизнес-инициатив или общественных идей при участии опытных наставников и авторитетных экспертов. Форумы для участников становятся возможностью развить собственную идею и инициативу с помощью ресурсной поддержки со стороны организаторов и экспертов, а для государства – это ресурс для вовлечения молодёжи в реализацию молодёжной политики и способ раскрытия их потенциала в целях развития страны. Их участниками в 2018 году стали 902 253 человека, в 2019 году – 1 015 772 человека, в 2020 году – 650 397 человек (рисунок 1). Доля молодежи, участвующей во Всероссийской молодежной форумной кампании, по сравнению с общей численностью молодежи страны в 2018 году, составила 3,1 %, в 2019 году – 3,6 %, в 2020 году – 2,4 %.

Рисунок 1 – Численность участников форумов, человек

Молодежь была задействована во всех программных мероприятиях, включая конференции, семинары, акции, конкурсы, форумы, встречи, тренинги, лекции, мастер-классы, по направлениям реализации государственной молодежной политики (таблица 2)

Таблица 2 – Участие молодежи в реализации различных направлений государственной молодежной политики, человек

Направления реализации государственной молодежной политики

Численность молодежи (участников)

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Вовлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество

1298831

1417640

999690

Социализация молодежи, нуждающейся в особой заботе государства

669070

684600

620190

Вовлечение молодежи в работу средств массовой информации (молодежные медиа)

662163

1272095

1090694

Содействие в подготовке и переподготовке специалистов в сфере государственной молодежной политики

15271

20176

21264

Развитие международного и межрегионального молодежного сотрудничества

393453

431660

282663

Работа с молодежью, находящейся в социально опасном положении

893261

913344

958132

Вовлечение молодежи в занятие творческой деятельностью

6196488

9174118

9413579

Содействие профориентации и карьерным устремлениям молодежи

2194379

2709791

3251135

Поддержка и взаимодействие с общественными организациям и движениями

3646821

32237933

4465566

Формирование у молодежи семейных ценностей

2126842

2188317

2450398

Патриотическое воспитание молодежи

7376823

10638290

10769285

Формирование российской идентичности, единства российской нации, содействие межкультурному и межконфессиональному диалогу

3251287

4528392

3348577

В частности, направление реализации государственной молодежной политики «Поддержка и взаимодействие с общественными организациями и движениями» в 2018 и 2020 годах составило 12,4 и 16,3 % от общей численности молодежи страны соответственно, при этом в 2019 году – 114 % от общей численности молодежи страны.

Общественные объединения в той или иной степени осуществляют свою деятельность в большинстве субъектов Российской Федерации, являясь значимым ресурсом для социальной активности молодежи, в том числе для решения проблем регионов и муниципальных образований, развития социального взаимодействия (таблица 3).

Таблица 3 – Вовлеченность молодежи в программы, 2022 г.

 Показатель

Январь -Март

Апрель -Июнь

Июль - Сентябрь

Октябрь - Декабрь

Мониторинг показателей ФП "Социальная активность" и "Молодежь России"

Общая численность граждан Российской Федерации, вовлеченных в добровольческую (волонтерскую) деятельность, млн, чел.

8,4

18,5

26,8

36,7

Доля граждан, занимающихся добровольческой (волонтерской) деятельностью, %

6,5

14

20,3

27,8

Мониторинг показателей ФП "Молодежь России"

Доля молодых людей, охваченных молодежными проектами и программами», %

10,5

11,7

12,6

13,1

Доля населения, нформированного о возможностях, механизмах и путях самореализации молодежи в России, %

66,9

65,7

62

73

Мониторинг показателей КПМ "Поддержка молодежных инициатив"

Число участников всероссийских мероприятий, направленных на самореализацию и поддержку молодежных инициатив, тыс. чел.

-

-

-

81,211

Абсолютным лидером по количеству мероприятий для молодежи, согласно данным системы «АИС Молодежь», является Республика Башкортостан. На ее долю в 2018–2020 годах приходилось от 26 до 31 % всех мероприятий в регионах. Лица из более чем 50 субъектов Российской Федерации приняли участие в:

– 63 мероприятиях в 2018 году (0,6 % от общего количества мероприятий, которые были проведены в 2018 году);

– 94 мероприятиях в 2019 году74 (0,8 %);

– 74 мероприятиях в 2020 году75 (0,6 %).

Типы и количество мероприятий, проведенных за период с 2018 по 2020 гг., представлена в таблице 4.

Таблица 4 – Типы и количество мероприятий, проведенных за период с 2018 по 2020 гг.

Тип мероприятия

Кол-во мероприятий

Доля от общего кол-ва мероприятий, %

Всероссийское

405

1,07

Всероссийское мероприятие вуза

8

0,02

Международное

167

0,44

Межрегиональное

369

1,05

Мероприятие вуза

12

0,03

Мероприятие НКО всероссийское

10

0,03

Мероприятие НКО региональное

35

0,09

Муниципальное

24214

63,95

Окружное

267

0,71

Окружное мероприятие вуза

9

0,02

Региональное

12334

32,57

Региональное мероприятие вуза

5

0,01

Особый интерес представляет информация о фактическом финансовом обеспечении проводимых мероприятий по молодежной политике за счет средств как федерального, так и регионального и местных бюджетов РФ (рисунок 2).

Рисунок 2 – Финансовое обеспечение мероприятий за счет средств бюджетов по молодежной политике, тыс. р.

Из представленного рисунка видно, что количество средств из федерального бюджета увеличилось почти в 3 раза, на фоне снижения выделения средств из региональных и местных бюджетов (на 17 и 27% соответственно).

Таким образом, проведенный анализ показал снижение доли молодежи в общей структуре населения страны при одновременном росте ее активности и увеличении объемов финансирования различного рода мероприятий, в рамках реализации молодежной политики.

Следует отметить, что состояние современной российской молодежи напрямую зависит от уровня и качества жизни всего населения страны. Учитывая особенности территориального устройства России, ее многонациональный и поликонфессиональный характер регионов, закономерным является изучение деятельности субъектов Федерации и муниципалитетов в области реализации молодежной политики. С повышением самостоятельности территориальных субъектов возникают новые системные требования к современной молодежной политике: ее оптимальная модель в Российской Федерации должна базироваться на комплексе приоритетов и целей, определяемых на федеральном уровне с учетом формирующихся во внутренней и внешней среде вызовов экономического и социального характера, а также на разнообразии региональных и муниципальных практик, определяемых территориальными особенностями.

Список использованных источников

  1. Османова М.А. Государственная молодежная политика: проектный подход / М.А. Османова. – Текст непосредственный // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – № 2 (84). – С. 140-143.

  2. Сайганова Е.В. Внедрение национальных проектов как механизма развития молодежной политики / Е.В. Сайганова, Ю.А. Пастухова. – Текст непосредственный // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2020. – № 2 (73). – С. 136-139.

  3. Умеренкова К.А. Государственная молодежная политика РФ: особенности реализации и перспективы развития / К.А. Умеренкова. – Текст непосредственный // Вестник государственного университета Дубна. Серия: Науки о человеке и обществе. – 2022. – № 4. – С. 23-32.

  4. Фастович Г.Г. Государственная политика в сфере молодежного движения современной России / Г.Г. Фастович. – Текст непосредственный // Право и государство: теория и практика. – 2022. – № 11 (215). – С. 16-17.

Просмотров работы: 225