Трактовка теории Хартленда в современном геополитическом дискурсе и географическом образовании - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Трактовка теории Хартленда в современном геополитическом дискурсе и географическом образовании

Шурычева Д.С. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет». Историко-филологический факультет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Геополитика – это междисциплинарная область знаний, которая включает в себя изучение территориального распределения ресурсов, межгосударственных конфликтов и разнонаправленных взаимодействий между регионами мира. Также она анализирует влияние географических факторов на политическую ситуацию и международные отношения. Концепция геополитики входит в базовое содержание федеральной основной образовательной программы общеобразовательной школы, при этом в последние годы наблюдается постоянное увеличение объема учебного времени, выделяемого на изучение геополитических закономерностей [1, с. 27]. 

Одной из ключевых основ геополитической мысли является теория Хартленда (Heartland), разработанная географом и геополитиком Х.Д. Маккиндером [2, с. 8]. Согласно теории Хартленда, центральная часть Евразии, включающая в себя современную Россию, представляет собой стратегически значимую зону, которая обладает географическими и ресурсными преимуществами. Таким образом, контроль над Хартлендом даёт преимущество в управлении Мировым островом («WordIsland»), а контроль над ним даёт ключ к мировому господству [2, с. 9]. В современном аспекте теория Хартленда также учитывается при анализе геополитических связей, особенно в контексте межгосударственных конфликтов и внешней политики. Контроль над географическими регионами, транспортными маршрутами, природными ресурсами остаётся ключевым элементом геополитики. С развитием мировых систем телекоммуникации, транспорта, экономического и финансового взаимодействия снижается значение геополитического пространства, но теория Хартленда остаётся важной для понимания политики и воздействия географических факторов на мировые события, а также является фактором, определяющим статусы великих держав в Мировой политике [1, с. 26].

В XXI веке теория Хартленда остаётся актуальной, так как ландшафтные параметры стран и регионов во многом определяют стратегическое значение территории в политическом и экономическом аспектах. Например, государства, богатые ресурсами, часто становятся объектами эксплуатации. В соответствии с актуальной государственной доктриной Россия, как страна, обладающая обширной территорией, эффективно использует своё географическое положение и ресурсы для укрепления своего влияния на мировой арене. Также до сих пор ключевые страны мира продолжают конкурировать за контроль над морскими путями, особенно в регионе Ближнего Востока и в Центральной Азии. Развитие транспортной инфраструктуры отражает стремление государств обеспечить контроль над логистическими маршрутами, соответствуя принципам теории Хартленда [2, с. 9]. Важным фактом, указывающим на возрастающее значение геополитической информации в содержании школьного географического образования, является увеличение количества часов, отводимых на изучение соответствующих тем. Также показательным является тот факт, что вопросы, связанные с анализом географических аспектов развития международных транспортных коридоров, в 2023 году впервые были включены в структуру контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по географии.

Таким образом, теория Хартленда служит основой для анализа международных отношений в современном геополитическом дискурсе и продолжает влиять на геополитические аспекты экономики, помогая анализировать стратегии ключевых стран мира. Роль и значение геополитических знаний в школьном географическом образовании традиционно было велико, но в настоящее время наблюдается экспоненциальное увеличение интереса к этой проблематике, что способствует достижению основных целей географического образования в аспекте понимания роли географии в решении современных практических задач мирового сообщества [3], в том числе задачи устойчивого развития.

Список литературы:

1. Борисова Е.А. Оценка значимости идей Маккиндера в сегодняшних реалиях // Центральная Азия и Кавказ. – 2005. – №4. – С. 24-27. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_18781762_77992684.pdf (дата обращения 12.03.2024).

2. Мегорян Н. Шарапова С. Помогает или мешает нам Хартленд понять Центральную Азию // Центральная Азия и Кавказ. – 2005. – №4. – С. 8-23. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_18781761_82671487.pdf (дата обращения 12.03.2024).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (от 31 мая 2021 года №287) / КонсультантПлюс (с изменениями на 18 июля 2022 года) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/ (дата обращения: 10.03.2024).

Просмотров работы: 65