В настоящее время все большее внимание уделяется миграционным процессам и регулированию миграционной политики как в странах, так и в отдельных территориях. Это обусловлено тем, что миграция оказывает как позитивное, так и негативное воздействие на развитие любой территории. Особую важность представляет формирование и реализация миграционной политики, которые являются ключевыми факторами для обеспечения устойчивого развития и социальной стабильности.
Неграмотная миграционная политика приводит к увеличению незаконной миграции, что в свою очередь неизбежно приводит к увеличениюпреступности: это и коррупция в органах власти, отвечающих за миграцию, все возможные правонарушения (воровство, распространение наркотиков), а самое важное, что создается напряженная социальная обстановка между «местными» и «приезжими», что нередко приводит к более серьезным правонарушениям.
Проблема урбанизации актуальная для всех регионов России, в том числе и для Республики Мордовии, и представляет собой актуальную и многогранную проблему подчеркивает актуальность изучения миграционных процессов как ключевого аспекта урбанизации.
Исследование миграционных процессов в регионе имеет широкий научный интерес и практическое значение для разработки эффективной политики управления миграцией и обеспечения устойчивого развития Республики Мордовия.
В связи с этим актуальность данной темы определяется, с одной стороны, ролью миграции в жизни общества иреспублики, с другой, рисками связанными с недостаточно осознанной политикой, проводимой в сфере миграции, низким качеством, в профессиональном смысле, мигрантов, приезжающих к нам и необходимостью модернизации миграционной политики.
Актуальной задачей для управления миграционными процессами является поиск наилучших подходов и методов, способных дать оптимальные результаты и снизить ущерб, который может причинять миграция.
Теоретическую основу исследования составляют труды таких отечественных исследователей, посвященные проблемам миграции как Петровская М. И., Воробьева О. Д., Жеребцов А. Н., Малышев Е. А. и другие. Вопросам актуализации миграционной политики посвящены труды Ивановой И. И., Ионцева В. А.
Различные авторы и исследователи подходят к определению миграции населения с уникальными акцентами. Например, М. Л. Тюркин высказывает мнение о миграции как о перемещении людей по различным причинам через границы территориальных образований в поисках лучших условий [1]. Л. Л. Рыбаковский рассматривает миграцию как любое территориальное перемещение людей, подчеркивая ее широкий спектр проявлений [2].
Разные подходы к определению миграции выделяют различные аспекты этого явления:
– демографический подход сосредотачивается на изменениях численности населения вследствие миграционных процессов;
– экономический подход изучает влияние миграции на рынок труда и экономическое развитие;
– социологический подход рассматривает миграцию как социокультурное явление, воздействующее на общественные отношения и структуру сообщества;
– интегративный подход объединяет различные аспекты для более глубокого понимания миграционных процессов и их воздействия на общество.
Изучение понятия миграции населения с точки зрения различных авторов подразумевает использование разнообразных теоретических подходов. Например, Э. Г. Равенстейн выделял важность расстояния между географическими пунктами как обратно пропорциональную интенсивности миграционных потоков [3, с. 33–43].
Миграционная политика в Республике Мордовия основывается на комплексном подходе, учитывающем различные аспекты миграционных процессов. Основными целями регулирования вопросов миграции на территории Республики Мордовия являются регулирование миграционных потоков для обеспечения устойчивого социально-экономического, демографического развития и общественной безопасности Мордовии, привлечение иностранной рабочей силы для удовлетворения потребностей растущей экономики республики в трудовых ресурсах, возрождение аграрного сектора, создание эффективно действующей системы иммиграционного контроля на территории республики.
Реализацию миграционной политики в Мордовии обеспечивает Управление по вопросам миграции МВД России по Республике Мордовия –орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услугв сфере миграции на территории Республики Мордовии.
Основными задачами Управления являются:
– организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в сфере миграции;
– обеспечениесовершенствованиянормативно-правовогорегулирования в сфере миграции;
– обеспечение координации деятельности федеральных органовисполнительной власти и органов исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации в сфере миграции;
– организация и координация деятельности территориальных органовМВД России по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия играет важную роль в регулировании и поддержке миграционных процессов в регионе, обеспечивая социальную защиту и адаптацию мигрантов к новым условиям жизни. Положением о Министерстве, утвержденному постановлением Правительства Республики Мордовия от 13 октября 2017 года № 552, закреплены следующие функции и полномочия по вопросам миграции:
– организация и координация деятельности по регулированию миграционных процессов в регионе;
– разработка и реализация мероприятий по социальной адаптации мигрантов к новым условиям жизни;
– проведение анализа и мониторинга миграционной ситуации в Республике Мордовия;
– обеспечение социальной поддержки и защиты прав мигрантов на территории региона;
– сотрудничество с другими органами власти и организациями для эффективного управления миграционными процессами.
В таблице 1 отражены статистические данные по количеству прибывших мигрантов на территорию Республики Мордовия в 2018–2022 гг. (внутрирегиональная миграция не учитывалась).
Таблица 1 – Количество прибывших мигрантов на территорию Республики Мордовия в 2018–2022 гг., человек.
Показатель |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Всего, в том числе: |
16980 |
14343 |
11385 |
11566 |
12414 |
Из других регионов |
9060 |
8807 |
8041 |
7500 |
7596 |
Из других стран |
7920 |
5536 |
3344 |
4066 |
4818 |
Из таблицы видно, что доля мигрантов из других регионов сокращается со временем, в то время как доля мигрантов из других стран растет. Общее количество мигрантов постепенно увеличивается с годами, в большей степени за счёт международной миграции. Так, разнообразие возможностей в таких областях как образование, трудоустройство и социокультурной среды делает Республику Мордовия привлекательным местом для мигрантов из других стран. Стоит не забывать так же о программе «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом» (утв. постановлением Правительства Республики Мордовия от 15 июня 2015 года № 359), способствующей приезду мигрантов в республику из других стран.
В 2020 году на территорию Республики Мордовия прибыло 11385 мигрантов, а в 2022 году – 12414 мигрантов [4]. Такой рост связан с окончанием пандемии, расширением производства (например, цементный завод в Чамзинке) и появлением новых рабочих мест, развитием агропромышленного комплекса республики.
Необходимо подчеркнуть тот факт, что актуальной проблемой современной социально-экономической политики не только Республики Мордовия, но и других регионов страны, является нежелание российских граждан устраиваться на рабочие профессии, хотя, около половины предприятий в различных отраслях экономики и промышленности испытывают дефицит именно рабочих профессий.
Анализ эмпирических социологических исследований показал, что трудовая миграция в республике имеет следующие характеристики:
– мужская занятость, более половины мигрантов состоят в официальном браке и имеют детей;
– возраст мигрантов от 22 лет до 51 года, то есть официально трудоспособный;
– до приезда в республику мигранты были безработными или имели рабочие специальности (повар, строитель, водитель, разнорабочий);
– уровень образования у большинства мигрантов среднее полное образование.
Оценивая эффективность иностранной трудовой миграции для Республики Мордовия, можно выделить несколько положительных моментов.
Во-первых, трудовые мигранты выступают в качестве дополнительного рабочего ресурса для малых городов, в которых собственных трудовых ресурсов в силу объективных и субъективных причин не хватает. Во-вторых, трудовые мигранты не только не рассчитывают на социальные пособия, но и снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население за счет уплаты собственных налогов и других обязательных взносов. В-третьих, оценивая мигрантов со стороны работодателей, необходимо отметить их трудовую дисциплину (отсутствие вредных привычек, работают без опозданий), что положительным образом сказывается на общей производительности труда.
Основной причиной сокращения прибывших мигрантов в 2020 году является уменьшение количества прибывших иностранных мигрантов в связи с пандемией и ограничением международных перевозок.
В наибольшем количестве на территорию Республики Мордовия приезжают мигранты из следующих стран: Азербайджан; Армения; Беларусь; Казахстан; Киргизия; Республика Молдова; Таджикистан; Туркмения; Узбекистан; Украина. Наиболее привлекательным для мигрантов является городской округ Саранск, куда направляется большая часть мигрантов – от 38 % до 55 % их общего числа.
В таблице 2 отражены статистические данные по количеству выбывших эмигрантов с территории Республики Мордовия в 2018–2022 гг.
Таблица2 – Количество выбывших эмигрантов с территории Республики Мордовия в 2018–2022 гг., человек
Показатель |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Всего, в том числе: |
22461 |
15114 |
15018 |
10675 |
15937 |
В другие регионы |
13946 |
11840 |
9949 |
9474 |
10069 |
В другие страны |
8515 |
3274 |
5069 |
1201 |
5868 |
В наибольшем количестве выбывают эмигранты с территории Республики Мордовия в другие регионы России. Так, рост уезжающих из Республики Мордовия на заработки обычно связан с явлением «утечки мозгов», когда высококвалифицированные специалисты покидают регион в поисках лучших возможностей трудоустройства и развития карьеры. Доля выбывших эмигрантов в регионы России в 2020 году составила 66,25 %. в 2021 году – 88,75 %, в 2022 году – 63,18 %. Переселение граждан по территории России преобладает и является основным показателем в миграционном обороте Мордовии. Переселение за рубеж незначительно.
Обращаясь к данным официальной статистики Мордовиястата можно заметить отрицательное сальдо миграции (таблица 3).
Таблица 3 – Миграционный отток населения Республики Мордовия (человек)
Годы |
Число прибывших |
Число выбывших |
Миграционный прирост, убыль(-) |
2015 |
25471 |
23378 |
2093 |
2016 |
26119 |
24574 |
1545 |
2017 |
28732 |
28209 |
523 |
2018 |
25869 |
31350 |
-5481 |
2019 |
23828 |
24599 |
-771 |
2020 |
18733 |
22366 |
-3633 |
2021 |
20204 |
19313 |
891 |
2022 |
19969 |
23492 |
-3523 |
На основании таблицы 3 можно сделать вывод, что миграционная убыль за 2015–2022 гг. выросла, в 2022 году составила – 3523 человек [4]. Главная причина такого большого процента миграции – выбытие граждан республики из Мордовии в другие регионы.
Иностранная трудовая иммиграция в республике позволяет восполнить дефицит рабочих кадров, главным образом, в строительной и промышленной отраслях региона. Вместе с тем, отмечается недостаточный приток квалифицированных специалистов.
Таблица4 – Общие итоги миграции населения, человек
Потоки миграции |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Прибывшие всего |
25869 |
23828 |
18733 |
20204 |
19969 |
из них: международная миграция |
7920 |
5536 |
3344 |
4066 |
4818 |
Выбывшие всего |
31350 |
24599 |
22366 |
19313 |
23492 |
из них: внешняя (для республики) миграция |
22461 |
15114 |
15018 |
10675 |
15937 |
Анализ показывает, что основными причинами отрицательной миграции на территории Республика Мордовия являются:
– недостаточное количество вакантных рабочих мест по специальности соискателя;
– низкая заработная плата;
– плохие условия труда.
В настоящее время необходима разработка ряда мер, повышающих эффективность управления миграционными процессами в регионе как инструмента повышения эффективности государственной миграционной политики.
Для работы по приему соотечественников в республике реализуется Государственная программа «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом» (утв. постановлением Правительства Республики Мордовия от 15 июня 2015 года № 359) [5].
За период 2016–2021 г.г. на территорию республики прибыло 2628 соотечественников (в 2016 г. – 462 человек, в 2017 г. – 420 человек, в 2018 г. – 423 человек, в 2019 г. – 662 человек, в 2020 г. – 299 человек, 2021– 362 человек). В период 2022–2024 гг. планировалось прибытие 1020 соотечественников (в 2022 г. – 340 человек, в 2023 г. – 340 человек, в 2024 г. – 340 человек). На реализацию мероприятий Законом Республики Мордовия от 27 декабря 2021 г. № 87-З «О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» в 2022 году предусмотрено 1360,0 тыс. рублей, в том числе 1169,6 тыс. рублей средства федерального бюджета и 190,4 тыс. рублей – средства республиканского бюджета Республики Мордовия.
Во всех муниципальных районах Республики Мордовия созданы рабочие группы (межведомственные комиссии) по рассмотрению заявлений соотечественников на участие в Госпрограмме.
По состоянию на 30 декабря 2022 г. в Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия поступило на рассмотрение 292 заявления на 384 человек (292 участника и 92 члена семьи).
Большая часть заявлений об участии в Госпрограмме поступили от граждан Республики Таджикистан (70,6 %), Республики Узбекистан, Республики Туркмения, Республики Казахстан, Республики Армения, Украины и др.
Из 292 поступивших заявлений 33 заявления поступило из – за рубежа (11,3 % от общего количества заявлений) и 259 заявлений (или 88,7 %) – от иностранных граждан, проживающих на территории Республики Мордовия на законном основании.
По данным Управления по вопросам миграции МВД по Республике Мордовия с начала года поставлено на учет 340 человек, из них 267 участников Госпрограммы и 73 члена семьи (100 % от целевого показателя по приему соотечественников).
88,5 % от прибывших соотечественников (301 человек) – это лица трудоспособного возраста, способные внести вклад в социально-экономическое развитие региона, 8,2 % соотечественников составили дети (28 человек) и 3,6 % – пенсионеры (12 человек).
Доля занятых трудовой деятельностью переселенцев из числа соотечественников трудоспособного возраста составила 85 % (240 участников и 15 членов семьи).
Несмотря на принятые меры, следует рассмотреть следующие возможности для улучшения ситуации с миграцией в Республике Мордовии.
Так, например Министерству социальной защиты, труда и занятости населения в рамках специфики своей деятельности необходимо своевременно осуществлять организацию и координирование работ по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Республики Мордовия с учетом региональных особенностей рынка труда.
Министерству культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия необходимо активизировать работу с диаспорами, находящимися на территории республики. Данное направление является достаточно перспективным, так как у республики есть все необходимые ресурсы для этого. Так, например, в качестве площадки можно использовать организацию «Дом дружбы народов Республики Мордовия».
Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, а также Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва в рамках своей деятельности могут привлекать иностранных студентов к участию в различного рода мероприятиях, направленных на повышение отдельных аспектов социокультурной адаптации трудовых мигрантов. Так, например, на 1 января 2023 года количество студентов из стран дальнего и ближнего зарубежья составило 2581 человек. Сегодня у образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования накоплен определенный опыт по трудоустройству выпускников в республике. В частности, некоторые иностранные выпускники Медицинского института Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва остаются работать в республике, причем не только в городе, но и уезжают в села.
Таким образом, основными целями регулирования вопросов миграции на территории Республики Мордовия являются регулирование миграционных потоков для обеспечения устойчивого социально-экономического, демографического развития и общественной безопасности Мордовии, привлечение иностранной рабочей силы для удовлетворения потребностей растущей экономики области в трудовых ресурсах, возрождение малообжитых территорий и аграрного сектора, создание эффективно действующей системы иммиграционного контроля на территории области.
Анализ миграционных процессов в Республике Мордовия требует комплексного подхода, объединяющего географические, демографические и социологические аспекты. Понимание уникальных характеристик миграционных потоков в данном регионе не только способствует разработке эффективной стратегии управления миграцией, но и помогает предсказывать будущие изменения в демографической структуре и социокультурной среде.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Понятие о миграции населения. – Текст: электронный / Studentopedia : современная студенческая энциклопедия: сайт. – 2024. – URL: https://studentopedia.ru/geografiya/vvedenie--ponyatie-o-migracii-naseleniya--znachenie-migracij-kak-faktora-pereraspredeleniya.html (дата обращения: 08.03.2024).
Теоретические подходы к исследованию и регулированию миграционных процессов. – Текст: электронный / Studbooks.net : студенческая библиотека : сайт. – 2024 – URL: https://studbooks.net/620745/sotsiologiya/ teoreticheskie_podhody_issledovaniyu_regulirovaniyu_migratsionnyh_protsessov (дата обращения: 08.03.2024).
Будалин Е. П. Миграция: проблемы правового регулирования Проблемы управления развитием человеческого потенциала / Е. П. Будалин. – Регинология. – 2018. – № 1. – С. 33–43. – Текст : непосредственный.
Регионы России. Социально-экономические показатели. – Текст : электронный // Федеральная служба государственной статистики : официальный сайт. – Москва, 2023: – 1126 с. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2023.pdf (дата обращения: 08.03.2024).
Республика Мордовия. Постановления. Об утверждении Государственной программы «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом»: Постановление Правительства Республики Мордовия от 15 июня 2015 года № 359: текст с изменениями и дополнениями на 14 декабря 2023 года. – Текст : электронный // Консорциум «Кодекс» : [сайт информ. компании]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/428569835. – Режим доступа: сеть Интернет.