Исследование миграционной политики Республики Мордовия - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Исследование миграционной политики Республики Мордовия

Белякова В.А. 1
1МГУ им. Н. П. Огарёва
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время все большее внимание уделяется миграционным процессам и регулированию миграционной политики как в странах, так и в отдельных территориях. Это обусловлено тем, что миграция оказывает как позитивное, так и негативное воздействие на развитие любой территории. Особую важность представляет формирование и реализация миграционной политики, которые являются ключевыми факторами для обеспечения устойчивого развития и социальной стабильности.

Неграмотная миграционная политика приводит к увеличению незаконной миграции, что в свою очередь неизбежно приводит к увеличениюпреступности: это и коррупция в органах власти, отвечающих за миграцию, все возможные правонарушения (воровство, распространение наркотиков), а самое важное, что создается напряженная социальная обстановка между «местными» и «приезжими», что нередко приводит к более серьезным правонарушениям.

Проблема урбанизации актуальная для всех регионов России, в том числе и для Республики Мордовии, и представляет собой актуальную и многогранную проблему подчеркивает актуальность изучения миграционных процессов как ключевого аспекта урбанизации.

Исследование миграционных процессов в регионе имеет широкий научный интерес и практическое значение для разработки эффективной политики управления миграцией и обеспечения устойчивого развития Республики Мордовия.

В связи с этим актуальность данной темы определяется, с одной стороны, ролью миграции в жизни общества иреспублики, с другой, рисками связанными с недостаточно осознанной политикой, проводимой в сфере миграции, низким качеством, в профессиональном смысле, мигрантов, приезжающих к нам и необходимостью модернизации миграционной политики.

Актуальной задачей для управления миграционными процессами является поиск наилучших подходов и методов, способных дать оптимальные результаты и снизить ущерб, который может причинять миграция.

Теоретическую основу исследования составляют труды таких отечественных исследователей, посвященные проблемам миграции как Петровская М. И., Воробьева О. Д., Жеребцов А. Н., Малышев Е. А. и другие. Вопросам актуализации миграционной политики посвящены труды Ивановой И. И., Ионцева В. А.

Различные авторы и исследователи подходят к определению миграции населения с уникальными акцентами.  Например, М. Л. Тюркин высказывает мнение о миграции как о перемещении людей по различным причинам через границы территориальных образований в поисках лучших условий [1]. Л. Л. Рыбаковский рассматривает миграцию как любое территориальное перемещение людей, подчеркивая ее широкий спектр проявлений [2].

Разные подходы к определению миграции выделяют различные аспекты этого явления:

– демографический подход сосредотачивается на изменениях численности населения вследствие миграционных процессов;

– экономический подход изучает влияние миграции на рынок труда и экономическое развитие;

– социологический подход рассматривает миграцию как социокультурное явление, воздействующее на общественные отношения и структуру сообщества;

– интегративный подход объединяет различные аспекты для более глубокого понимания миграционных процессов и их воздействия на общество.

Изучение понятия миграции населения с точки зрения различных авторов подразумевает использование разнообразных теоретических подходов. Например, Э. Г. Равенстейн выделял важность расстояния между географическими пунктами как обратно пропорциональную интенсивности миграционных потоков [3, с. 33–43].

Миграционная политика в Республике Мордовия основывается на комплексном подходе, учитывающем различные аспекты миграционных процессов. Основными целями регулирования вопросов миграции на территории Республики Мордовия являются регулирование миграционных потоков для обеспечения устойчивого социально-экономического, демографического развития и общественной безопасности Мордовии, привлечение иностранной рабочей силы для удовлетворения потребностей растущей экономики республики в трудовых ресурсах, возрождение аграрного сектора, создание эффективно действующей системы иммиграционного контроля на территории республики.

Реализацию миграционной политики в Мордовии обеспечивает Управление по вопросам миграции МВД России по Республике Мордовия –орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услугв сфере миграции на территории Республики Мордовии.

Основными задачами Управления являются:

– организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в сфере миграции;

– обеспечениесовершенствованиянормативно-правовогорегулирования в сфере миграции;

– обеспечение координации деятельности федеральных органовисполнительной власти и органов исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации в сфере миграции;

– организация и координация деятельности территориальных органовМВД России по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия играет важную роль в регулировании и поддержке миграционных процессов в регионе, обеспечивая социальную защиту и адаптацию мигрантов к новым условиям жизни. Положением о Министерстве, утвержденному постановлением Правительства Республики Мордовия от 13 октября 2017 года № 552, закреплены следующие функции и полномочия по вопросам миграции:

– организация и координация деятельности по регулированию миграционных процессов в регионе;

– разработка и реализация мероприятий по социальной адаптации мигрантов к новым условиям жизни;

– проведение анализа и мониторинга миграционной ситуации в Республике Мордовия;

– обеспечение социальной поддержки и защиты прав мигрантов на территории региона;

– сотрудничество с другими органами власти и организациями для эффективного управления миграционными процессами.

В таблице 1 отражены статистические данные по количеству прибывших мигрантов на территорию Республики Мордовия в 2018–2022 гг. (внутрирегиональная миграция не учитывалась).

Таблица 1 – Количество прибывших мигрантов на территорию Республики Мордовия в 2018–2022 гг., человек.

Показатель

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Всего, в том числе:

16980

14343

11385

11566

12414

Из других регионов

9060

8807

8041

7500

7596

Из других стран

7920

5536

3344

4066

4818

Из таблицы видно, что доля мигрантов из других регионов сокращается со временем, в то время как доля мигрантов из других стран растет. Общее количество мигрантов постепенно увеличивается с годами, в большей степени за счёт международной миграции. Так, разнообразие возможностей в таких областях как образование, трудоустройство и социокультурной среды делает Республику Мордовия привлекательным местом для мигрантов из других стран. Стоит не забывать так же о программе «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом» (утв. постановлением Правительства Республики Мордовия от 15 июня 2015 года № 359), способствующей приезду мигрантов в республику из других стран.

В 2020 году на территорию Республики Мордовия прибыло 11385 мигрантов, а в 2022 году – 12414 мигрантов [4]. Такой рост связан с окончанием пандемии, расширением производства (например, цементный завод в Чамзинке) и появлением новых рабочих мест, развитием агропромышленного комплекса республики.

Необходимо подчеркнуть тот факт, что актуальной проблемой современной социально-экономической политики не только Республики Мордовия, но и других регионов страны, является нежелание российских граждан устраиваться на рабочие профессии, хотя, около половины предприятий в различных отраслях экономики и промышленности испытывают дефицит именно рабочих профессий.

Анализ эмпирических социологических исследований показал, что трудовая миграция в республике имеет следующие характеристики:

– мужская занятость, более половины мигрантов состоят в официальном браке и имеют детей;

– возраст мигрантов от 22 лет до 51 года, то есть официально трудоспособный;

– до приезда в республику мигранты были безработными или имели рабочие специальности (повар, строитель, водитель, разнорабочий);

– уровень образования у большинства мигрантов среднее полное образование.

Оценивая эффективность иностранной трудовой миграции для Республики Мордовия, можно выделить несколько положительных моментов.

Во-первых, трудовые мигранты выступают в качестве дополнительного рабочего ресурса для малых городов, в которых собственных трудовых ресурсов в силу объективных и субъективных причин не хватает. Во-вторых, трудовые мигранты не только не рассчитывают на социальные пособия, но и снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население за счет уплаты собственных налогов и других обязательных взносов. В-третьих, оценивая мигрантов со стороны работодателей, необходимо отметить их трудовую дисциплину (отсутствие вредных привычек, работают без опозданий), что положительным образом сказывается на общей производительности труда.

Основной причиной сокращения прибывших мигрантов в 2020 году является уменьшение количества прибывших иностранных мигрантов в связи с пандемией и ограничением международных перевозок.

В наибольшем количестве на территорию Республики Мордовия приезжают мигранты из следующих стран: Азербайджан; Армения; Беларусь; Казахстан; Киргизия; Республика Молдова; Таджикистан; Туркмения; Узбекистан; Украина. Наиболее привлекательным для мигрантов является городской округ Саранск, куда направляется большая часть мигрантов – от 38 % до 55 % их общего числа.

В таблице 2 отражены статистические данные по количеству выбывших эмигрантов с территории Республики Мордовия в 2018–2022 гг.

Таблица2 – Количество выбывших эмигрантов с территории Республики Мордовия в 2018–2022 гг., человек

Показатель

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Всего, в том числе:

22461

15114

15018

10675

15937

В другие регионы

13946

11840

9949

9474

10069

В другие страны

8515

3274

5069

1201

5868

В наибольшем количестве выбывают эмигранты с территории Республики Мордовия в другие регионы России. Так, рост уезжающих из Республики Мордовия на заработки обычно связан с явлением «утечки мозгов», когда высококвалифицированные специалисты покидают регион в поисках лучших возможностей трудоустройства и развития карьеры. Доля выбывших эмигрантов в регионы России в 2020 году составила 66,25 %. в 2021 году – 88,75 %, в 2022 году – 63,18 %. Переселение граждан по территории России преобладает и является основным показателем в миграционном обороте Мордовии. Переселение за рубеж незначительно.

Обращаясь к данным официальной статистики Мордовиястата можно заметить отрицательное сальдо миграции (таблица 3).

Таблица 3 – Миграционный отток населения Республики Мордовия (человек)

Годы

Число прибывших

Число выбывших

Миграционный прирост, убыль(-)

2015

25471

23378

2093

2016

26119

24574

1545

2017

28732

28209

523

2018

25869

31350

-5481

2019

23828

24599

-771

2020

18733

22366

-3633

2021

20204

19313

891

2022

19969

23492

-3523

На основании таблицы 3 можно сделать вывод, что миграционная убыль за 2015–2022 гг. выросла, в 2022 году составила – 3523 человек [4]. Главная причина такого большого процента миграции – выбытие граждан республики из Мордовии в другие регионы.

Иностранная трудовая иммиграция в республике позволяет восполнить дефицит рабочих кадров, главным образом, в строительной и промышленной отраслях региона. Вместе с тем, отмечается недостаточный приток квалифицированных специалистов.

Таблица4 – Общие итоги миграции населения, человек

Потоки миграции

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Прибывшие всего

25869

23828

18733

20204

19969

из них: международная миграция

7920

5536

3344

4066

4818

Выбывшие всего

31350

24599

22366

19313

23492

из них: внешняя (для республики) миграция

22461

15114

15018

10675

15937

Анализ показывает, что основными причинами отрицательной миграции на территории Республика Мордовия являются:

– недостаточное количество вакантных рабочих мест по специальности соискателя;

– низкая заработная плата;

– плохие условия труда.

В настоящее время необходима разработка ряда мер, повышающих эффективность управления миграционными процессами в регионе как инструмента повышения эффективности государственной миграционной политики.

Для работы по приему соотечественников в республике реализуется Государственная программа «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом» (утв. постановлением Правительства Республики Мордовия от 15 июня 2015 года № 359) [5].

За период 2016–2021 г.г. на территорию республики прибыло 2628 соотечественников (в 2016 г. – 462 человек, в 2017 г. – 420 человек, в 2018 г. – 423 человек, в 2019 г. – 662 человек, в 2020 г. – 299 человек, 2021– 362 человек). В период 2022–2024 гг. планировалось прибытие 1020 соотечественников (в 2022 г. – 340 человек, в 2023 г. – 340 человек, в 2024 г. – 340 человек). На реализацию мероприятий Законом Республики Мордовия от 27 декабря 2021 г. № 87-З «О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» в 2022 году предусмотрено 1360,0 тыс. рублей, в том числе 1169,6 тыс. рублей  средства федерального бюджета и 190,4 тыс. рублей – средства республиканского бюджета Республики Мордовия.

Во всех муниципальных районах Республики Мордовия созданы рабочие группы (межведомственные комиссии) по рассмотрению заявлений соотечественников на участие в Госпрограмме.

По состоянию на 30 декабря 2022 г. в Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия поступило на рассмотрение 292 заявления на 384 человек (292 участника и 92 члена семьи).

Большая часть заявлений об участии в Госпрограмме поступили от граждан Республики Таджикистан (70,6 %), Республики Узбекистан, Республики Туркмения, Республики Казахстан, Республики Армения, Украины и др.

Из 292 поступивших заявлений 33 заявления поступило из – за рубежа (11,3 % от общего количества заявлений) и 259 заявлений (или 88,7 %) – от иностранных граждан, проживающих на территории Республики Мордовия на законном основании.

По данным Управления по вопросам миграции МВД по Республике Мордовия с начала года поставлено на учет 340 человек, из них 267 участников Госпрограммы и 73 члена семьи (100 % от целевого показателя по приему соотечественников).

88,5 % от прибывших соотечественников (301 человек) – это лица трудоспособного возраста, способные внести вклад в социально-экономическое развитие региона, 8,2 % соотечественников составили дети (28 человек) и 3,6 % – пенсионеры (12 человек).

Доля занятых трудовой деятельностью переселенцев из числа соотечественников трудоспособного возраста составила 85 % (240 участников и 15 членов семьи).

Несмотря на принятые меры, следует рассмотреть следующие возможности для улучшения ситуации с миграцией в Республике Мордовии.

Так, например Министерству социальной защиты, труда и занятости населения в рамках специфики своей деятельности необходимо своевременно осуществлять организацию и координирование работ по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Республики Мордовия с учетом региональных особенностей рынка труда.

Министерству культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия необходимо активизировать работу с диаспорами, находящимися на территории республики. Данное направление является достаточно перспективным, так как у республики есть все необходимые ресурсы для этого. Так, например, в качестве площадки можно использовать организацию «Дом дружбы народов Республики Мордовия».

Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, а также Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва в рамках своей деятельности могут привлекать иностранных студентов к участию в различного рода мероприятиях, направленных на повышение отдельных аспектов социокультурной адаптации трудовых мигрантов. Так, например, на 1 января 2023 года количество студентов из стран дальнего и ближнего зарубежья составило 2581 человек. Сегодня у образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования накоплен определенный опыт по трудоустройству выпускников в республике. В частности, некоторые иностранные выпускники Медицинского института Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва остаются работать в республике, причем не только в городе, но и уезжают в села.

Таким образом, основными целями регулирования вопросов миграции на территории Республики Мордовия являются регулирование миграционных потоков для обеспечения устойчивого социально-экономического, демографического развития и общественной безопасности Мордовии, привлечение иностранной рабочей силы для удовлетворения потребностей растущей экономики области в трудовых ресурсах, возрождение малообжитых территорий и аграрного сектора, создание эффективно действующей системы иммиграционного контроля на территории области.

Анализ миграционных процессов в Республике Мордовия требует комплексного подхода, объединяющего географические, демографические и социологические аспекты. Понимание уникальных характеристик миграционных потоков в данном регионе не только способствует разработке эффективной стратегии управления миграцией, но и помогает предсказывать будущие изменения в демографической структуре и социокультурной среде.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Понятие о миграции населения. – Текст: электронный / Studentopedia : современная студенческая энциклопедия: сайт. – 2024. – URL: https://studentopedia.ru/geografiya/vvedenie--ponyatie-o-migracii-naseleniya--znachenie-migracij-kak-faktora-pereraspredeleniya.html (дата обращения: 08.03.2024).

  2. Теоретические подходы к исследованию и регулированию миграционных процессов. – Текст: электронный / Studbooks.net : студенческая библиотека : сайт. – 2024 – URL: https://studbooks.net/620745/sotsiologiya/ teoreticheskie_podhody_issledovaniyu_regulirovaniyu_migratsionnyh_protsessov (дата обращения: 08.03.2024).

  3. Будалин Е. П. Миграция: проблемы правового регулирования Проблемы управления развитием человеческого потенциала / Е. П. Будалин. – Регинология. – 2018. – № 1. – С. 33–43. – Текст : непосредственный.

  4. Регионы России. Социально-экономические показатели. – Текст : электронный // Федеральная служба государственной статистики : официальный сайт. – Москва, 2023: – 1126 с.  URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2023.pdf (дата обращения: 08.03.2024).

  5. Республика Мордовия. Постановления. Об утверждении Государственной программы «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом»: Постановление Правительства Республики Мордовия от 15 июня 2015 года № 359: текст с изменениями и дополнениями на 14 декабря 2023 года. – Текст : электронный // Консорциум «Кодекс» : [сайт информ. компании]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/428569835. – Режим доступа: сеть Интернет.

Просмотров работы: 39