СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Корельский А.С. 1, Павозкова О.Е. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова Архангельск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Физическая культура имеет огромный вес для «матричного строительства» системы общества. Социальная ценность физической культуры очень высока [1].

Растётинтересгосударственнойобразовательной политики к возможностям физической культуры и спорта при реализации задач подготовки будущих специалистов. Физическая культура и спорт с помощью своих специфических средств реально положительно влияют на процесс социализации личности подростков.Впроцессеиврезультатезанятийфизическойкультуройилиспортомпроисходитгармоничноесочетаниефизическогоидуховного,идейногоитрудового,нравственногоиэстетическоговоспитания,чтовлияетнаповышениеуровнясоциальнойзрелостизанимающихся [1].

Социализация как процесс и результат формирования личности в ходе освоения накопленного человеческого опыта является главной целью деятельности образовательных учреждений. Проблема социализации – важный, необходимый для развития личности процесс, сложный и противоречивый, требующий и адаптации, и самореализации.

Подростковый возраст – особый возраст, ребенок стремится к автономии от взрослых, основной фактор развития – общение со сверстниками. Поэтому возникают особые задачи социализации в этом возрасте и особые проблемы, и риски. Таким образом, изучение роли средств физической культуры в социализации подростков – это актуальная проблема.

Объект исследования – социализация подростков.

Предмет исследования влияние средств физической культуры на социализацию подростков.

Цель исследования изучить и описать роль средств физической культуры в социализации подростков.

Гипотеза исследования - средства физической культуры могут играть важную роль в социализации подростков, оказывая влияние на их двигательное, интеллектуальное и социально-психологическое развитие.

Методы исследования. Изучение научной и методической литературы и других источников.

Результаты исследования. Значение физической культуры в становлении подростка в трудный период его жизни характеризуется с разных сторон и разными учеными. Приводится принцип триединства двигательного, интеллектуального и социально-психологического формирования личности подростка.

В школьной и внешкольной работе в ходе физкультурно-спортивной деятельности используются средства физической культуры [7]. К ним относятся физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы (рис. 1)

Рисунок 1 – Средства физической культуры

Физические упражнения являются основным специфическим средством физического воспитания. А оздоровительные силы природы и гигиенические факторы являются вспомогательными средствами. Физические упражнения - это основное и специфическое средство физического воспитания, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого решаются задачи физического воспитания.

Физические упражнения исторически сложились в виде гимнастики, игр, спорта и туризма. Но с помощью одного упражнения, выполненного один раз, педагогических целей достичь невозможно. Необходимо повторять его с тем, чтобы усовершенствовать движения или развить двигательные качества. Поэтому физические упражнения рассматриваются не только как средство, но и как форма их выполнения. Следовательно, все физические упражнения имеют содержание и форму [8].

С помощью физических упражнений, с одной стороны, осуществляется биологическое воздействие на организм человека, изменяется его физическое состояние, с другой - передается общественно-исторический опыт одного из видов деятельности, т. е. осуществляется социальное воздействие [7].

Естественные силы природы и гигиенические факторы можно назвать вспомогательными средствами физического воспитания. Л.П. Матвеев, Ю.Ф. Курамшин и др. утверждают, что в процессе физического воспитания естественные силы природы применяются в сочетании с занятиями физическими упражнениями на свежем воздухе, при облучении солнечными лучами, в воде и т. п., а также в виде специальных процедур. Например, принятие воздушных или солнечных ванн, купание. Они могут быть использованы в двух направлениях: во-первых, для создания условий успешной организации и проведения занятий физическими упражнениями и, во-вторых, для закаливания организма занимающихся [7, 8 и др.].

Божович Л. И. и другие, в своих трудах указывают что, физическая культура является мощным инструментом комплексного генерирования таких свойств, качеств и ориентаций личности, которые позволяют ей развиваться в гармонии с культурой общества, приобретая духовное богатство в единстве проявления творческих действий. [5, 6]. Процесс воспитания устойчивой личности, продуктивно включенной в жизнь и труд, средствами физической культуры укрепляет физическую сторону природы, закрепляя в сознании обучающихся моральную установку и психологический комфорт, всесторонне их развивая. Индивидуальный набор подходов, методов и средств формирования физической культуры личности на уровне образовательной программы позволяют выделить авторитарную дисциплину, являющейся одним из средств формирования мотивационной сферы социальных отношений. Изучая физическую культуру, индивид формирует в себе чувство ответственности, вырабатывает настойчивость в достижении целей, адаптивное поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности, интегрирует аспекты саморегуляции, самопознания [3, с.304], на основе которых создается база Я-концепции. Таким образом, влияние физкультурно-спортивной деятельности переходит на другие стороны человеческой жизни, например, авторитет и положение в обществе, трудовую занятость, ценностных ориентаций, эстетических идеалов, нравственно-интеллектуальных характеристик.

Л.П. Матвеев, утверждает, что основой физической культуры служит принцип триединства двигательного, интеллектуального и социально-психологического формирования личности, представляющая возможность самореализации человека [2, 6].

Ю.Ф. Курамшин раскрывает эти понятия с позиций двух основных подходов: нормативно-механистического и личностно-гуманистического. В данном исследовании о влиянии физической культуры на социализацию подростков нам важен именно второй подход - личностно-гуманистический подход [7].

По мнению Ю.Ф. Курамшина одно из ведущих мест среди большого многообразия физических упражнений в формировании личностно-гуманистического подхода принадлежит подвижным играм. На всех этапах развития человеческого общества игры использовались в воспитательных целях, служили важным источником передачи подрастающему поколению накопленных народом знаний и опыта. Обучение навыкам трудовой деятельности в игровой форме способствовало формированию специальных физических качеств, необходимых человеку в борьбе за свое существование. В игровой деятельности человек находит «питательную среду» для проявления своих творческих, интеллектуальных способностей, что во многом предопределило его превосходство в природе. Находясь в постоянном поиске, человеческое общество создает все новые и новые варианты подвижных игр, соответствующих современным представлениям. Игра – специфическая форма упражнений, возникающая и развивающаяся параллельно с развитием человеческого общества, самостоятельный вид творческой деятельности человека, обусловленный потребностью в познании окружающей действительности, самого себя и своего существования [9].

Ю.Ф. Курамшин, утверждает, что игровой метод – это способ организации двигательной деятельности в соответствии с образным или условным сюжетом, при котором достижение цели осуществляется дозволенными способами в условиях постоянного или случайного изменения ситуации.

Подвижные игры – это самостоятельная разновидность игр, представляющая собой совокупность многообразных двигательных действий, основным содержанием которых являются естественные движения в беге, прыжках и метании. Содержание подвижной игры – сюжет, это двигательные действия для достижения цели и правила. Форма подвижной игры заключается в организации действий участников: индивидуальной, групповой, коллективной. Форма игры обусловливается ее содержанием [8, 9].

Методические особенности подвижной игры – специфика организации и проведения конкретной подвижной игры, зависящей от возраста участников, условий проведения, решаемых педагогических задач. В обществе приняты следующие игры [9].

Физическая культура проявляет себя в прогрессирующем цивилизованном обществе как неотъемлемый компонент образа жизни социально активной личности, органически связанного с понятиями общей культуры, общечеловеческих ценностей, духовности [4, 5].

Физическая культура и спорт с помощью своих специфических средств положительно влияют на процесс социализации личности. В результате занятий физической культурой происходит гармоничное сочетание физического и духовного, идейного и трудового, нравственного и эстетического воспитания, что влияет на повышения уровня социальной зрелости занимающихся. Физическая культура и спорт обладают огромным потенциалом для саморазвития, саморазвития и самосоциализации с целью реализации их в интеллектуальные, духовные и творческие способности.

Заключая вышеизложенное, можно утверждать, что основным средством физической культуры являются физические упражнения. Важным для подростков является, в какой форме преподносятся физические упражнения и какие цели и задачи ставятся для выполнения двигательных задач.

В условиях игры легко формируется чувство дружбы, взаимовыручки, взаимной ответственности. Это подтверждают примеры прочной, долголетней дружбы членов многочисленных спортивных команд – и функционирующих, и давно прекративших существование. Подвижные игры приносят радость общения, самосовершенствования, укрепляют здоровье, дают почувствовать счастье преодоления самого себя.

В подростковом возрасте формирование духовно-нравственных ценностей очень важно, как для самого человека, так и для социализации в целом.

Заключение. Подростковый возраст важный этап развития человека. Физическая культура и спорт с помощью своих специфических средств реально положительно влияют на процесс социализации личности. Эти феномены следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности в социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха. Физическая культура и спорт имеют и в то же время проявляют свое социализирующее, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение. В процессе и в результате занятий физической культурой или спортом происходит гармоничное сочетание физического и духовного, идейного и трудового, нравственного и эстетического воспитания, что влияет на повышения уровня социальной зрелость занимающихся.

Список литературы

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995.

  2. Болдырев С. А., Медведева Л. М., Немова Е. Ю. Проблемы социализации современных студентов // Молодой ученый. 2015. № 9 (89). С. 989-991.

  3. Волков Ю.Г. Социология: лекции и задачи: учеб. – М., 2005.

  4. Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. — Москва: Айрисс-пресс, 2005.

  5. Кон И.С. Социализация детей в изменяющемся мире / Вопросы воспитания. – 2010. – № 1(2).

  6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М., 1991. 312 с.

  7. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник/И.С. Барчуков; под общ. ред. Г.В. Барчуковой. -2-е изд. стер. - М.: КНОРУС, 2012.-368 с.

  8. Теория и методика физической культуры: учебник для студентов высших учебных заведений / под общ. ред. Курамшин Ю.Ф.: М.: Советский спорт, 2010. — С.28-39.

  9. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры: учебник для студ. учреждений высш.проф.образования / [Ю.М. Макаров, Н.В. Луткова, Л.Н. Минина и др.]; под ред. Ю.М. Макарова. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 272 с.

Просмотров работы: 37