ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Задорожная И.А. 1, Куканькова А.А. 1
1ФГБОУ ВО Ставропольский филиал МПГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время к вопросу формирования ассертивного поведения студентов педагогических специальностей обращаются не только психологи и педагоги, но и коуч-тренеры. В целях успешной самореализации, профессионального становления и развития, современные студенты должны овладевать именно таким поведением. Актуальна необходимость развития личности, которая умеет отвечать за свои поступки и быть уверенной в себе, проявлять стойкость и твердость в трудных неоднозначных ситуациях и, таким образом, демонстрировать ассертивное поведение - прямое, открытое, не наносящее вред другим людям.

В научной литературе имеются различные определения ассертивности и ассертивного поведения. Ассертивность - это способность к настойчивому достижению своих целей, способность добиваться своего. Ассертивное поведение представляет собой некий способ действий, при котором человек активно и последовательно отстаивает свои интересы, открыто заявляет о своих целях и намерениях, уважая при этом интересы окружающих.

Ассертивность, по мнению некоторых авторов, помогает личности адаптироваться, социализироваться и осуществлять акмеологизацию. Это связано со спецификой структуры данного понятия, в которую входят уверенность в себе, целеустремленность, сотрудничество и коммуникабельность [3].

В исследовании ассертивности выделяется два направления: Т. Каппони и Г. Новак считают ассертивность поведенческой моделью человека, успешного в разных областях. Альберти и М. Эммонс, Э. Берн, Дж. Вольп, У. Джеймс, Ф. Зимбардо, А. Маслоу, Р. Ульрихов, Э. Шостром рассматривают ассертивность как составляющую внутреннего мира человека.

В отечественной психологии тема ассертивности поднималась в работах Б.Г. Ананьева, Ф.Е. Василюка, И.В. Дубровиной, С.В. Ковалева, Е.П. Никитина и Н.Е. Харламенковой, В.Г. Ромека. По мнению И. В. Лебедевой, ассертивное поведение представляет собой некий способ действий, при котором человек активно и последовательно отстаивает свои интересы, открыто заявляет о своих целях и намерениях, уважая при этом интересы окружающих. Основой ассертивного поведения является базисное чувство уверенности, уважения к себе и другим, внимательность и отзывчивость, умение отстаивать свои границы и принимать решения, ориентируясь на себя, внимательно относиться к своим чувствам и мнению.

Для студентов педагогических специальностей формирование ассертивного поведения представляется особенно значимым. Эта значимость определяется специфическими особенностями личности педагога, к которой современное общество предъявляет такие требования, как способность ставить стратегические цели, мотивировать обучающихся, самостоятельно принимать решения, конструктивно взаимодействовать и учитывать мнение ученика. Современный педагог должен быть неравнодушным к своей работе, уметь продуктивно выстраивать взаимодействие с коллегами и нести в себе компетенции системного мышления.

Исследование навыков ассертивного поведения у студентов педагогических специальностей проводилось на базе Ставропольского филиала ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». Общий объем выборки составил 73 человека (студенты 2-4 курсов специальности «Преподавание в начальных классах»). Нами были сформированы выборочные совокупности: контрольная группа в составе 36 человек и экспериментальная группа в составе 37 человек.

В процессе нашего исследования для получения и анализа данных, нами применялись следующие методики: опросник ассертивности личности (В.П. Шейнов, А.С. Девицын), методика исследования уровня ассертивности (В. Каппони, Т. Новак), шкала ассертивности С. Ратуса, авторская анкета «Что такое ассертивное поведение?».

Проанализировав результаты констатирующего этапа эксперимента, мы пришли к выводам:

  1. 48% респондентов, как экспериментальной, так и контрольной группы не владеют понятием «ассертивное поведение», не осведомлены о том, что такое ассертивность. 18% испытуемых имеют представление об ассертивном поведении, но при этом, большая часть студентов признаются в том, что не могут говорить окружающим «нет», часто жертвуют своими потребностями ради интересов других людей.

  2. 26% испытуемых не обладают признаками ассертивности. Такие студенты испытывают страх перед непредвиденными ситуациями, не способны выражать свои мысли, убеждения, взгляды и чувства не ощущая при этом внутреннего дискомфорта.

В связи с этим, наиболее актуальной для практической психологии и педагогики является проблема поиска наиболее эффективных путей формирования навыков ассертивного поведения у студентов педагогических специальностей именно в образовательном пространстве ВУЗа. Перспективным направлением развития ассертивного поведения будет являться включение в образовательный процесс специальной формирующей программы, которая позволит преломить ситуацию в лучшую сторону и подготовить будущих педагогов, умеющих управлять своим эмоциональным поведением, спокойно и взвешенно принимать решения, эффективно взаимодействовать с обучающимися, их родителями и коллегами, достигать поставленных целей, демонстрировать уверенность и независимость в сложных ситуациях.

Общей целью тренинговой программы являлось расширение сознания и самосознания личности в когнитивной, аффективной и поведенческой сферах, овладение конструктивными поведенческими навыками в межличностных отношениях, выработка поведения, которое является приемлемым не только для индивида, но и общества в целом.

Программа состоит из 16 занятий: занятия проводились 2 раза в неделю, длительность занятия составляла 60 минут.Кроме этого, участники выполняли домашние задания по отработке необходимых навыков ассертивности. Кроме заявленных упражнений, обязательным являлось включение рефлексии по тому новому опыту, который студенты получили в группе. Рефлексия по поводу выполненного домашнего задания происходила в начале каждого занятия.

Таким образом, мы можем сделать вывод о результативности и эффективности проведения тренинговой программы по формированию навыков ассертивного поведения у студентов педагогических специальностей:

  • после реализации тренинговой программы, испытуемые экспериментальной группы полностью осведомлены о том, что такое ассертивное поведение, знают его основные составляющие, принципы, приимущества, понимают разницу между ассертивностью и агрессией. По данным анкетирования, количество респондентов, готовых жертвовать своими потребностями ради других снизилось на 13,5%. По мнению студентов, тренинг ассертивности научил их расставлять приоритеты и говорить «нет», не вступая при этом в конфликт с окружающими.

  • в экспериментальной группе зафиксирован рост показателей выраженности признаков ассертивного поведения у 70 % респондентов. Одновременно наблюдается снижение показателей неуверенности испытуемых в себе, зависимости от мнения окружающих, несамостоятельности в принятии решений.

  • после реализации тренинговой программы в экспериментальной группе низких показателей ассертивности выявлено не было. Большая часть испытуемых (60%) обладают повышенным уровнем ассертивности, что проявляется в умении четко выражать свои мысли, убеждения, взгляды и чувства без ощущения внутреннего дискомфорта. Таким образом, ассертивные студенты способны принимать на себя ответственность за собственное поведение, демонстрируют самоуважение и уважение к другим людям, умеют внимательно слушать и понимать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Астахова С.П. Особенности формирования ассертивного поведения у подростков: сборник трудов конференции. // Социально-психологические проблемы современной семьи: ценность материнства и детства : сборник материалов X Всеросс. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием (Армавир, 30 сент. 2022 г.) / редкол.: И.В. Ткаченко [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2022. – С. 71-77.

2. Белоконь, В.И. Ассертивность как основа уверенной и полноценной жизни / В. И. Белоконь, И. Н. Крицкий. - Текст : непосредственный // Юный ученый. - 2023. - № 3 (66). - С. 306-308. - URL: https://moluch.ru/young/archive/66/3492/

Просмотров работы: 33