РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОДАВЦОВ-КАССИРОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ» - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОДАВЦОВ-КАССИРОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ»

Кузнецов В.А. 1
1ФГБОУ ВО «Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социальная ситуация в современном обществе и мире в целом, характеризующаяся глобальными переменами во всех сферах, способствовала возникновению совершенно новых социально-психологических проблем в различных областях жизни. Особое значение имеет влияние условий социальной неопределенности на специфику жизненной перспективы личности. Появляются качественно новые элементы в перспективе планируемого будущего, переосмысливается социальная значимость тех или иных жизненных целей и ценностей.

Важнейшей элементом самоопределения является планирование жизненной перспективы. Ведь, без четко сформированных планов на жизнь, перспектива личности перестает саморегулировать поведение на основе предвидения событий будущего.

В современных условиях неопределенности и в процессе постоянной трансформации социальной действительности, перспектива будущего юношей и девушек, их желания, стремления и долговременные планы на жизнь претерпевают изменения.

Понятие «неопределенность» можно рассматривать с двух точек зрения или в рамках двух подходов:

1) объективно-информационный подход: неопределенность понимается как недостаток информации о чем-либо;

2) субъективно-оценочный подход: рассматривается субъективная неопределенность как субъективное отношение к недостатку информации, сложности, двусмысленности ситуации, их субъективная оценка.

Важным в рамках нашего исследования становится второй подход, поскольку предполагаемая реакция на ситуацию, на наш взгляд, во многом определяется тем, как конкретный человек воспринимает конкретную ситуацию неопределенности (как возможность или как препятствие и т. д.) и как относится. Подобная интерпретация ситуации соотносится с положениями социального конструкционизма, так как человек конструирует образ мира (на основе собственного опыта и в результате общения с другими), который и опосредует восприятие конкретной ситуации неопределенности.

Как отмечает Г. М. Андреева, для социально-психологического анализа важным становится именно восприятие отдельным индивидом или группой ситуации неопределенности, так как от этого будет зависеть выработка стратегии поведения в конкретной ситуации. Безусловно, восприятие ситуаций неопределенности во многом определяется и культурными особенностями, особенностями группы, к которой принадлежит человек, проявляющимися, например, в рассмотрении группой неопределенности как проблемы или как возможности, в степени избегания неопределенности.

Дляпониманияфеноменасоциальная неопределенностьсоставиминтеллект-картупонятия «социальная неопределенность».

Приразработкепсихологическойпрактикиинтеллект-картаслужитметодомвизуализациипонятийипозволяетсвязыватьбольшоечислоидей,объектов и событий таким образом, что они включаются в конкретную область. На основеинтеллект-картыпонятия«социальная неопределенность»можноувидетьспецификуданного,феномена,сферыегоисследованияиизучения, а также его возможности.

Нарисунке1 представленаинтеллект-картапонятия«социальная неопределенность».

Рисунок1.Интеллект-картапонятия«социальная неопределенность».

В современных условиях неопределенности и в процессе постоянной трансформации социальной действительности, перспектива будущего юношей и девушек в должности «продавец-кассир», их желания, стремления и долговременные планы на жизнь претерпевают изменения.

Особое внимание уделено исследованию некоторых аспектов построения жизненной перспективы у продавцов-кассиров с различной толерантностью к неопределенности. Поскольку, планирование жизненного пути во многом связано с отношением личности к ситуациям неопределенности современного мира и социальной действительности, немаловажно исследовать особенности планирования и содержание жизненной перспективы молодежи в должности «продавец-кассир», в связи с различным отношением к социальной неопределенности.

В ситуации социальной неопределенности может возникнуть два вида эмоциональных переживаний: любопытство или интерес, и вторая группа - страх и тревога. Ситуация неопределенности вызывает состояние напряжения, которое может перейти в тревогу, то может затруднить возможность субъекта рационально оценивать происходящее. Позитивный чувства фиксируют внимание на неопределенность у людей, которые успешно с ней справляются. При условии высокой стабильности самооценки и определенной когнитивной редукции неопределенности интеллектуальная задача воспринимается как вызов, и ее решение становится важнее мысли о собственной успешности или неуспешности.

В исследованиях, где неопределенность – это, прежде всего, невозможность контроля над ситуацией, готовность человека действовать в ситуации неопределенности связывается с таким когнитивным параметром, как «принятие риска». Личностная включенность в ситуацию принятия сложных решений невозможна без акта «прикидки» человеком своих возможностей требованиям ситуации. В исследованиях, где ведущими признаками неопределенности выступают сложность ситуации, противоречивость информации, отсутствие видения перспектив будущего доказывается, что она требует от субъекта целого комплекса психологических инструментов.

Цельюданнойпсихологическойпрактикиявляетсяразработка психологического инструментария, способствующего преодолению трудностей у продавцов-кассиров в период социальной неопределенности.

Задачи:

  1. Провеститеоретическийанализпонятия социальной неопределенности;

  2. Разработатьпроектныйинструментарий (интеллект-карта понятия, аффинная диаграмма, глоссарий, эскиз персоныклиента);

  3. Подобратьинструментыпсихологическойдиагностики;

  4. Составитьплан-график и тематикуконсультационныхвстреч;

  5. Определитьорганизационно-управленческиеусловияреализациипсихологическойпрактики.

Вкачествеинструментовпсихологическойдиагностикииспользованы:

  1. Опрос «О перспективе и планах на будущее».

  2. Методика Головаха Е.И., Кроник А.А. «Психологическое время личности».

Далее составим эскиз персоны потенциального клиента (рисунок 3). Эскиз персоныпредставляет собой набросок характеристик потенциального клиента, на удовлетворениенуждкоторогонаправленапсихологическаяпрактика.Данныйинструментпозволяетувидетьповедение,эмоциональноесостояние,повседневнуюдеятельность,демографическиехарактеристики, нужды, цели, задачи, а также проблемы клиента.

Характеристики,черты:

ФИО:Иван П.

Возраст: 21 год

Гражданство: Россия

Пол: Мужской

Родзанятий:Продавец-кассир

Поведение:

  1. Работает в магазине детских игрушек.

  2. Ведетпассивный (аккуратный) образ жизни.

  3. Очень скромный.

  4. Часто делает то, что говорят другие.

  5. Иногда подвержен критике.

Цели, задачи:

  1. Закончить университет в 2024 году.

  2. Получить повышение в 2024 году, или сменить род деятельности (пока не определился).

  3. Получить водительское удостоверение (были попытки сдачи экзамена).

  4. Уйти из родительского дома.

  5. Найти спутника жизни.

Проблемы:

  1. Часто не знает, как ему поступить и что делать дальше (просит подсказок у коллег).

  2. Редко принимает решения самостоятельно.

  3. Трудоголик.

  4. Проблемы в построении взаимоотношений.

Рисунок2.Эскизперсоныпотенциальногоклиента

Послетого,какопределеныключевыецелиизадачипрактики,составимориентировочныйтематическийплан-графиктематическихконсультационныхвстреч.Пример планапоказанвтаблице1.

Таблица1–Графикпроведенияиндивидуальныхконсультаций

Название

Цель

Методы и

приемыработы

Результат

1

Вводное занятие

Знакомство с клиентом, клиентами

Беседа, опрос, анализ информации

Заполнение листа участников

2

Поискпроблемных зон

Выявление факторов,способствующие определению социальной неопределенности

Индивидуальный опрос «О перспективах и планах на будущее»

Анализ результатовопроса,показывающегоуязвимостькобществу и проблему, в которой человек не определился

3

Повторная встреча с целью проведения методики Головаха Е.И., Кроник А.А. «Психологическое время личности».

Преодоление (ослабление) факторов социальной неопределенности индивида, оптимизация факторов, вызывающих неопределенность.

Методика Головаха Е.И., Кроник А.А. «Психологическое время личности»

Понимание проблемной зоны в поисках дальнейших действий и смысла жизни

4

Повторнаявстречачерез30дней

Оценка полученныхрезультатов

Беседа, опрос,анализинформации

Выявлениединамики

вразвитиифакторов, препятствующих развитию социальной неопределенности

5

Технологииразвитиясоциальной неопределенности личности, борьба с факторами, вызывающими социальную неопределенность

Ознакомлениеклиентасметодомборьбыс индивидуальной социальной неопределенностью

Разбор полученных данных методики и опроса

Просмотрмотивирующихвидео(опытлюдей,преодолевшихсоциальную неопределенность и

изменивших своюжизньит.д.)

Выявление положительной динамики борьбы с социальной неопределенностью

6

Рефлексия

Анализ психологом и клиентом своегопройденногопути

Рефлексивный анализ,статистическийанализ

Рефлексивный дневники, итогивстреч(аналитический

отчет)

Взаключениеопределиморганизационно-управленческиеусловиявоспроизводствапсихологической практики:

  1. Клиенти наличиезапросаклиента.

  2. Проектныйинструментарий(интеллект-картапонятия,глоссарий, афинная диаграмма,эскизперсоныклиента,план-графиктематическихконсультационныхвстреч).

  3. Наличиекомпетенцийиопытапсихолога.

  1. Комплекс практических методик (Опрос «О перспективе и планах на будущее»), Методика Головаха Е.И., Кроник А.А. «Психологическое время личности».

  1. Организациясредывзаимодействиявкабинете(требуются:стулья, стол, чистая бумага формат А4, ручка, блокнот для фиксации промежуточных результатов).

  2. Длительностьодногосеанса–1,5часа.

  3. Длительность выполнения заданий для отслеживания результатов – не менее 1месяца.

Предложенныйпроектпсихологическойпрактики,направленнойнапреодоление трудностейупродавцов-кассиров в период их социальной неопределенности, может быть рекомендован к использованию и внедрению в крупных торговых организациях.

Списокисточников

  1. Кандыбович, С. Л., Разина, Т. В. Структура психологической безопасности научных работников в ситуациях социально-психологической и физической неопределенности. Институт психологии РАН. Социальная и экономическая психология, т. 4, 2019. № 1 (13), 2019. с. 124–154.

  2. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности [Текст] / Е.И. Головаха. – СПб.: Питер, 2000. – 350 с.

  3. Кандыбович, С. Л., Разина, Т. В. (2019) Структура психологической безопасности научных работников в ситуациях социально-психологической и физической неопределенности. Институт психологии РАН. Социальная и экономическая психология, т. 4, 2019. № 1 (13), с. 124–154.

  4. Лукьянов О.В. Экзистенциально-феноменологическое исследование в социальной психологии. Проблема современности и ответственности // Сибирский психологический журнал. 2018. № 29. С. 41-46

  5. Львова, Е. Н. Личностное опосредование выбора стратегий совладания в ситуации неопределенности. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. М., МГУ, 2017. - 290 с.

Просмотров работы: 4