Представители медицинской профессии как никто другой подвержены ежедневным стрессам. В рейтинге профессий, связанных со стрессом, медицинские работники стабильно входят в первую пятерку. Это не удивительно, так как сам факт нахождения в постоянном контакте с пациентами, испытывающими боль и страх, является серьезной эмоциональной нагрузкой. Важной составляющей в профессиональной деятельности медицинских работников является также взаимодействие с пациентами, успешность которого отчасти зависит от особенностей отношения, саморегуляции и волевых качеств медицинских работников.
Совокупность стрессоров рано или поздно достигает критической массы, что впоследствии приводит к эмоциональному выгоранию, психосоматическим заболеваниям, с высокой долей вероятности могут возникать нарушения адаптационных процессов, связанных с деструктивными вариантами личностно-средового взаимодействия. Приспособиться к данной агрессивной и враждебной среде помогают психологические защиты, как на неосознаваемом уровне (механизмы психологической защиты), так и на осознаваемом уровне (стратегии поведения).
В связи с этим мы считаем, что изучение стратегий совладающего поведения у медицинских работников актуально, результаты могут быть использованы для разработки программ психологического просвещения и сопровождения медработников. Разработанные рекомендации поспособствуют нормализации профессионального общения медицинских работников с пациентами и помогут повысить их адаптивные возможности.
Теоретический объект: совладающее поведение.
Предмет исследования: стратегии совладающего поведение у медицинских работников.
Эмпирический объект: медицинские работники.
В эмпирическую базу вошло 12 врачей анестезиологов-реаниматологов в возрасте от 27 до 41 года, общий стаж работы в направлении составляет от 6 месяцев до 16 лет.
Врачей хирургов вошло 5 респондентов в возрасте от 26 до 39 лет, общий стаж работы в направлении составляет от 3 месяцев до 13 лет.
Врачей онкологов в эмпирическую базу вошло 4 респондентов в возрасте от 28 до 33 лет, общий стаж работы в направлении составляет от 5 месяцев до 8 лет. Цель исследования: исследовать cтратегии совладающего поведение у медицинских работников.
Предметом исследования являются: стратегии совладающего поведения у медицинских работников.
Задачи исследования:
Сформировать выборку;
На основе изучения литературных источников выявить теоретические основы понятия стратегии совладающего поведения у медицинских работников;
Подобрать методы для проведения психодиагностического исследования;
Провести психодиагностическое исследование;
Обработать, проанализировать и дать интерпретацию полученных результатов;
Сформировать основные выводы.
Гипотеза исследования: Основным механизмом совладающего поведения у медицинских работников является механизм избегания.
Для психодиагностического исследования были выбраны следующие методики:
Методика С. Хобфола «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS), переведенная и адаптированная Н. Водопьяновой и Е. Старченковой. С помощью данной методики были получены данные, которые представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Результат по методике стратегий преодоления стрессовых ситуаций, SACS.
По результатам, представленным на рисунке №1, мы выявили высокие результаты по шкалам: «Ассертивные действия» у 19 респондентов, «Социальное взаимодействие» у 18 респондентов, «Поиск социальной поддержки» у 15 респондентов, «Осторожные действия» у 16 респондентов и «Импульсивные действия» у 15 респондентов. Шкалы «Избегание» у 4 респондентов, «Манипулятивные действия» у 12 респондентов, «Асоциальные действия» у 5 респондентов и «Агрессивные действия» у 10 респондентов. Высокими результатами, исходя из литературы является диапазон от 19 до 30 баллов по шкале [13].
Средним значением исходя из литературы принято считать от 14 до 18 баллов по шкалам [13]. Средние значения по данной группе мы выявили в шкалах: «Ассертивные действия» у 2 респондентов, «Социальное взаимодействие» у 3 респондентов, «Поиск социальной поддержки» у 6 респондентов, «Осторожные действия» у 5 респондентов «Импульсивные действия» у 5 респондентов, «Избегание» у 7 респондентов, «Манипулятивные действия» у 4 респондентов, «Асоциальные действия» у 6 респондентов и «Агрессивные действия» у 9 респондентов.
Низкими значениями исходя из литературы принято считать от 6 до 13 баллов по шкалам [13]. Низкие значения по данной группе мы выявили в шкалах: «Импульсивные действия» у 1 респондента, «Избегание» у 10 респондентов, «Манипулятивные действия» у 5 респондентов, «Асоциальные действия» у 10 респондентов и «Агрессивные действия» у 2 респондентов.
Методика позволяет выяснить общий индекс конструктивности, где исходя из источников, авторами предложена классификация: степень высокой конструктивности выражается в значении индекса от 1,1 и выше, средней от 0,86 до 1,1 и низкой степени до 0,85. Мы посчитали высокий результат у 18 респондентов, и средний у 3 респондентов.
Исходя из результатов, мы выяснили, что большая часть респондентов в профессиональной деятельности ясно доносят свои желания и потребности, четко расставляют личные границы. Держат профессиональную дистанцию, если коллеги не выполняют их просьбы.
Для решения экстренных задач врачи способны и готовы к сплочению и взаимопомощи. Сплоченность помогает в «перестраховке» при принятии важных решений, однако, часть медицинских работников при экстренной ситуации (плановые/внеплановые операции, работа с тяжелобольными пациентами, необходимостью быстрого принятия ответственных решений и т.д.) исходя из результатов также проявляют совладающее поведение посредством механизма избегания, респонденты могут проявлять себя импульсивно, интуитивно, враждебно агрессивно и даже манипулируя отстаивая свои позиции для быстрого принятия решения.
Таким образом, можно сказать, что основная стратегия совладающего поведения у большей части медицинских работников проявляется как поиск социальной поддержки в обращении за помощью извне и осторожное или интуитивное поведение в зависимости от ситуации. А высокий индекс конструктивности говорит об показателе «здорового» преодоления, который является активным. Активное преодоление в совокупности с положительным использованием социальных ресурсов (контактов) повышает стрессоустойчивость и уровень совладающего поведения респондентов.
2. Опросник «Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых ситуациях» (Н. Фетискин, В. Козлов, Г. Мануйлов). Анализ результатов по опроснику «представлен на рисунке 2.
Рисунок 2. Результаты значений стратегий поведенческой активности.
Из результатов опросника «Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых ситуациях» мы выявили, что тип промежуточный (переходный) личностной активности – тип АБ выявлен у 19 респондентов, а у 2 респондентов выявлена тенденция к поведенческой активности типа Б.
Это означает, что для большей части группы характерна активная и целенаправленная деловитость, разносторонность интересов, умение сбалансировать деловую активность, напряженную работу со сменой занятий и умело организованным отдыхом, моторика и речевая экспрессия умеренно выражены.
Лица типа «АБ» не показывают явной склонности к доминированию, но в определенных ситуациях и обстоятельствах уверенно берут на себя роль лидера. Для них характерна эмоциональная стабильность и предсказуемость в поведении, относительная устойчивость к действию стрессовых факторов, хорошая приспособляемость к различным видам деятельности.
Респонденты, с выраженной (низкой) поведенческой активностью (тип Б) характерны низкая потребность к деятельности, отсутствие инициативности, слабая вовлеченность в деятельность или даже некоторая отстраненность. Они легко уступают первенство, не амбициозны, склонны избегать трудностей и ответственности [16].
Сравнивая результаты методики, можно сказать, что стратегии поведенческой активности у медицинских работников не зависят от возраста и стажа работы, так как в группе участвовали респонденты возрастного диапазона от 27 до 39 лет, где общий стаж работы в данном направлении варьируется от 3 месяцев до 16 лет. Стратегии поведенческой активности определяется типами поведения человека, уровня его общей активности, и, вытекающих из этого, особенностей личности.
Выводы
Мы выдвинули гипотезу о том, что основным механизмом совладающего поведения у медицинских работников является механизм избегания. Для того чтобы проверить данную гипотезу, в исследовании участвовала группа, в которую входили такие медицинские работники, как – хирурги, анастезиологи-реаниматологи и врачи онкологи.
Для осмысления исследуемой проблемы была раскрыта содержательная часть двух методик: С. Хобфола «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (SACS)», переведенная и адаптированная Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой и опросник «Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых ситуациях» (Н. Фетискин, В. Козлов, Г. Мануйлов).
Подобрав методики, которые позволяют определить стратегии совладающего поведения у медицинских работников, мы провели психодиагностическое исследование, которое показало, что основными стратегиями совладающего поведения у данной группы является социальное взаимодействие, поиск социальной поддержки осторожность и импульсивность. Это выражается в умении решать проблемные, трудные ситуации коллективно, способности к сотрудничеству или компромиссу, стремлении к объединению, а также к склонности к перестраховке и импульсивным, интуитивным действиям – в зависимости от ситуации.
Таким образом, результаты исследования позволяют опровергнуть выдвинутую гипотезу о том, что основным механизмом совладающего поведения у медицинских работников является механизм избегания, так как она не подходит под рамки их профессиональной деятельности, где требуется решительность действий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гарбер А.Н. Совладающее поведение: аналитический обзор зарубежных исследований // Актуальные вопросы современной психологии. 2015, материалы III Междунар. науч. конф. С. 17-19.
Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизм/ СПб: Знание : Свет, 1999 – 352 c.
Церковский А.Л., Федосова С.Л. Фундаментальные, клинические и фармацевтические проблемы патологии человека / Сборник трудов сотрудников Витебского гос. мед. ун-та. – Витебск:, 2017. С. 243-246.
Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб: Питер, 2009 – 352 c.
Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Психология стресса и совладающего поведения. – М., 2015, материалы III Междунар. науч. конф. С. 14-17.
Васильева Т.Ю. Особенности проявления совладающего поведения у медицинских работников в условиях стресса // Психология в медицине. - 2017. - Т.15. - № 3. - С. 54-58.
Мачарадзе Л.А. Влияние стратегий совладания на профессиональное мастерство медицинских работников // Медицинская психология в России: проблемы изучения и решения. - 2016. - Т. 18. - № 4. - С. 71-76.
Некрасова И.М. Особенности использования стратегий совладания у медицинских работников в условиях пандемии // Психологическая наука и образование. - 2020. - Т. 25. - № 2. - С. 114-119.
Тимофеев И.В. Применение стратегий совладающего поведения у медицинских работников с разным стажем работы // Психологическая наука и образование. - 2016. - Т. 21. - № 4. - С. 99-104.
Новиков А.Ю., Виничук Н.В., Голуб И.Е., Сорокина Л.В. Личностные характеристики врача анестезиолога-реаниматолога при разных вариантах поведения в потенциально опасной ситуации. // Психологическая наука и образование. - 2020. - Т. 23. - № 5. - С. 53‑60.
Корехова М.В., Соловьев А.Г., Киров М.Ю., Новикова И.А. Психологические факторы профессионального выгорания врачей анестезиологов-реаниматологов // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 2. C. 16–37.
Беляев А.М. Онкопсихология для врачей-онкологов и медицинских психологов: руководство. – СПб: Любавич, 2017. – 352 с.
Дмитриев, С.С. Факторы, влияющие на использование стратегий совладания у медицинских работников // Практическая психология и социальная работа. - 2018. - № 2. - С. 64-68
Шамионов Р.М. Психология социального поведения личности: Учеб. пособие. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 186 с.
Сапольски Р. Психология стресса// Мастера психологии - 2015. - № 2. – 65 с.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 490 с.