Влияние виртуальной реальности на особенности умственного развития детей старшего дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Влияние виртуальной реальности на особенности умственного развития детей старшего дошкольного возраста

Севостьянова В.Н. 1, Иванова М.К. 1
1ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня жизнь детей, начиная с младенчества тесно связана с средствами массовой связи и различными гаджетами, к которым обычно относят кино, телевидение, печать, видео, Интернет, спутниковое телевидение, компьютеры, планшеты, телефоны и другие. Их популярность объясняется следующими причинами: 

  • присутствие терапевтических, компенсаторных, рекреационных, эстетических, познавательных, информационных, коммуникативных, нравственных, социальных и других функций; 

  • фокус на зрелищные и развлекательные жанры, стандартизацию, сериализацию, сенсации, систему "эмоциональных колебаний", что позволяет снимать напряжение у зрителей; 

  • гипноз, понимание желаний аудитории, интуицию и прочее. 

Психическое здоровье представляет собой динамический процесс психической деятельности, характеризующийся детерминированностью психических явлений, адекватностью реакции на социальные, биологические и физические условия. При анализе этих источников стоит обратить особое внимание на искажение информационного пространства. Все больше возрастает влияние информации, поступающей от средств массовой связи - телевидения, кино, Интернета, радио, газет и журналов. Часто информация носит агрессивный характер, что сулит опасность появления новых физических и психических заболеваний, связанных с процессами ее восприятия и обработки.

На сегодняшний день исследование воздействия гаджетов на психическое состояние детей имеет огромное значение. Педагоги, психологи, учителя, родители, ученики, взрослые и дети сами должны понимать о специфических психологических "связях", устанавливаемых между зрителем и различными гаджетами, которые в наше время выступают не только как источники различной информации, но часто играют роль собеседника, являются заменой живого общения, техническим средством, которое претендует на роль главного воспитателя детей. Проблема затрагивает не только воспитание, но и обучение детей. 

Для дошкольников характерно пассивное поглощение информации, транслируемой с экранов телевизоров, мониторов компьютеров, радиоприемников. Погружаясь в информационный, виртуальный мир, маленький человек часто даже не обращает внимание на сущность того, что усваивает. Педагоги и психологи отмечают, что дети не всегда могут найти и отобрать наиболее полезную и интересную для них информацию из огромного потока, способствующую духовному и всестороннему развитию. 

По мнению Г. Тойнерта и Б. Шорбу, восприятие, анализ и освещение медиа-информации детьми в значительной степени зависят от интеллектуальной атмосферы в семье и времени, уделяемого обсуждению информации. Часто можно заметить, что члены семьи, даже находясь дома в свободное время, почти не общаются - каждый "занят" просмотром телепередач или использованием Интернета, либо играет в компьютерные игры. Проведенные британскими учеными исследования с детьми от 2 до 5 лет показали сильную связь между использованием современных гаджетов и ухудшением коммуникативных навыков. Монопольный контакт с компьютером, планшетом, когда устройство "разговаривает" с малышом, но не отвечает, приводит к трудностям общения ребенка с ровесниками и взрослыми, а также к задержке в развитии речи. Одной из причин этой проблемы является доминирование в структуре общения со взрослыми "немого пространства" (родители и дети сидят перед экраном телевизора или один из супругов у компьютера) или коммуникация только по поводу: "Дайте", "Отойдите", "Не трогайте", "Да", "Нет" и т. д. В случае большой дистанции между членами семьи могут возникнуть серьезные проблемы в семейных отношениях.

Дети, находясь практически наедине с медийным контентом, сталкиваются с последствиями его воздействия. В случае нарушения семейных отношений и отчуждения между детьми и родителями, речь о доверии для свободного обсуждения впечатлений не ведется. Информатизация общества приводит к разрушению семейных ценностей, удаляет членов семьи друг от друга, снижает эмоциональную близость, несмотря на сохранение потребности в этом. Поэтому важной задачей членов семьи, в первую очередь родителей, является подготовка детей к жизни в информационном обществе, обеспечивая безопасное и эффективное взаимодействие с современными СМИ, развивая культуру общения с медиа, критическое мышление и умения анализа информации. 

Однако, как отмечает В. Гуров, современным родителям не хватает научных знаний о влиянии медиа-средств на детское психическое состояние и сознание. Современные гаджеты влияют на мотивацию, познавательные процессы и творческие способности детей, включая память, внимание, мышление и фантазию. Телевидение и Интернет оказывают значительное воздействие, как положительное, облегчая жизнь, так и отрицательное, влияя негативно на психику и поведение особенно детей. Некоторые негативные последствия включают:

- замещение непосредственного общения электронным общением, что приводит к утрате живых контактов и бесед;

- отсутствие обратной связи и монологичность в медиа, мешая зрителю понять точку зрения других;

- большое влияние на сознание людей, превращая положительные аспекты в отрицательные.

Гаджеты также оказывают влияние на психическое развитие детей, например:

  • психомоторика может страдать из-за длительного сидения перед экраном;

  • восприятие мира и воображение могут быть нарушены из-за искаженного визуального опыта;

  • развивается пассивное представление с уже готовыми образами;

  • языковые навыки могут страдать из-за специфики общения формированного просмотром СМИ.

Рассмотрим особенности влияния гаджетов на психическое развитие детей.

Психомоторика. После длительного сидения у монитора компьютера или планшета в относительно неподвижном состоянии у дошкольника может развиться состояние неестественного возбуждения, как компенсация предыдущего состояния гиподинамии. Дети некоторое время не могут сосредоточить свое внимание, не знают «куда себя деть».

Восприятие. Изображение на экране не способствуют формированию пространственного и цветового зрения, то есть мешают восприятию перспективы, удаленность объектов друг от друга и тонких цветовых оттенков.

Представление. Когда дошкольник воспринимает уже сконструированную на экране реальность, потребляет уже готовые образы, то его внутренние представления становятся пассивными и лишенными индивидуальности.

Язык и речь. Американским психологом Р. Гринфилдом было установлено, что в случае регулярного просмотра детьми телевизора, у них формируется особый стиль разговора, специфика которого состоит в том, что дети в разговоре со сверстниками или взрослыми не используют четких ссылок на обсуждаемый предмет, поскольку верят в то, что собеседник все понимает и так. Другими учеными Дж. Биглз-Русом и И. Гета, независимо от предыдущего исследования, были получены аналогичные выводы, касающиеся умений детей пересказывать различные истории. Так, ученые установили, что пересказы историй детьми, которые они прослушали по радио, являлись более информативными и содержали меньшее количество непонятных слов, в отличии от пересказов историй, которые дети увидели по телевидению.

Воображение, фантазия и творческие способности. В психологии давно хорошо известны возбудители и блокаторы развития творчества человека. С этой точки зрения воспитание у зрителя пассивности, отсутствие определенного диалога с ним, стереотипизация сознания, отсутствие оптимистических социальных перспектив, нагнетание негативных эмоций, которые провоцируют страхи, тревоги, неуверенность в себе, привыкание к сценам насилия, являются преградами на пути творческого потенциала.

Эмоции. Чрезмерное использование гаджетов, просмотр телевизора, либо видео на планшете, на компьютере детьми дошкольного возраста может способствовать возникновению у них страхов и других расстройств в становлении и развитии эмоциональной сферы дошкольников. Чтобы побороть страх, дошкольники применяют различные методы борьбы со страхом: они сами себе объясняют страхи, напоминают, что это только кино. Однако, как бы ни боролись дети с ужасами, самому ребенку его побороть трудно, а наиболее сильные нервные срывы случаются с теми детьми, которые верят в реальность насилия на экране.

Волевая сфера и регуляция поведения. Ребенок, который долго использует гаджет, приучается получать удовольствие, приятные впечатления, ничего при этом не делая. Реклама тоже весомо влияет на сознательную регуляцию поведения: решения принимаются в спешке, без должного анализа собственных действий.

Таким образом, понимание влияния гаджетов на развитие детей и принятие мер для обеспечения здорового использования электронных устройств становится важной задачей для взрослых и общества в целом.

С точки зрения данного вопроса, воспитание пассивности у зрителя, отсутствие конструктивного диалога, стереотипизация мышления, отсутствие оптимистичных социальных перспектив и подача негативных эмоций, вызывающих страх, тревогу и неуверенность, что может привести к привыканию к насилию, представляют собой препятствия перед творческим потенциалом.

Чрезмерное использование гаджетов, просмотр телевизора или видеороликов на планшете и компьютере маленькими детьми может способствовать возникновению у них эмоциональных расстройств и страхов в процессе формирования эмоциональной сферы. Дети прибегают к разным стратегиям для преодоления страха, пытаясь убедить самих себя, что все это лишь кино. Однако, детям часто сложно преодолевать страх самостоятельно, а наибольшие нервные срывы случаются у тех, кто воспринимает насилие на экране как реальность.

Проведя анкетирование родителей, мы сопоставили ответы с результатами диагностики когнитивного и эмоционального развития детей. Мы выявили, что у детей, которые не играют в игры на цифровых устройства выше уровень невербального интеллекта и ниже у детей, родители которых решают, во что им играть на цифровых устройствах. Произвольность поведения ниже у детей, которые смотрят мультфильмы и видео с самостоятельно или с другими детьми и выше у детей, которые смотрят мультфильмы и видео со взрослыми.

Опрос родителей также выявил, что в будние дни за просмотром мультфильмов дети проводят в среднем 2 часа, в выходные дни – в среднем 3 часа в день. Помимо просмотра мультфильмов во взаимодействии с гаджетами дети проводят около 1 часа по будням и около 2,5 часов по выходным. Чаще всего дети сами решают, что им смотреть или во что играть (60- 80%). Делают они это самостоятельно или совместно с сиблингами.

Оптимальное время взаимодействия с гаджетами для детей дошкольного возраста, составляет 1 час в день. Долгое время, проведенное ребенком за гаджетами, приводит к формированию привычки получать удовольствие и положительные эмоции, не предпринимая никаких усилий. Реклама также оказывает значительное влияние на сознательное регулирование поведения: решения принимаются наспех, без адекватного анализа последствий своих действий.

Дети, особенно дошкольного возраста, являются наиболее уязвимыми к этому воздействию. Противостоять негативному влиянию гаджетов и информации, получаемой с их помощью, необходимо. Подходить к этой проблеме можно различными способами на разных уровнях: общественном, семейном, индивидуальном. Хотя полное отказаться от использования электронных устройств в повседневной жизни нереально, нельзя допускать, чтобы они стали основной ценностью в жизни.

Для обеспечения защиты детей и общества от негативного влияния современных гаджетов необходимо обеспечить информационное пространство благоприятным для психического здоровья, свободным от контента, пропагандирующего насилие, жестокость, и другое. Одной из задач, необходимых для сохранения психического здоровья, является предупреждение навязчивых моделей поведения.

Проникновение цифровых технологий в жизнь подрастающего поколения требует от ученых и родителей повышенного внимания к проблеме умелого использования ими детьми. Несмотря на то, что мнения относительно воздействия средств массовой информации на личность расходятся, все же необходимо осознать важность грамотного подхода к использованию газет, журналов, кино, Интернета и книг. Поэтому неоспоримо, что важно научить дошкольников и их родителей использовать информацию сообразно с их возможностями и потребностями, так же как и другие виды обучения и развития.

Список литературы:

  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства. М.: ПЕР СЭ, 2008. 431 с.

  2. Войскунский А.Е. Психологические исследования деятельности человека в Интернете [Электронный ресурс]. URL: http://psyfactor./lib/addict.htm.

  3. Дейкина А.Ю. Медиаобразование и развитие познавательного интереса дошкольника. Бийск: Изд­во НИЦБийск. педагог. гос. ун­та им. В.М. Шукшина, 2002. 163 с.

  4. Кудинова Е.Б. Влияние гаджетов на современных школьников // Молодой ученый. 2017. №16. С. 464-465.

  5. Литовченко О.С. Представление о здоровье в современной науке // Молодой ученый. 2014. №4. С. 697-699.

  6. Смирнова Н.Н. Влияние гаджетов на развитие детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2018. №48.1. С. 35-36.

  7. Трафимчик Ж И. Игровая компьютерная зависимость: особенности влияния на личность // Псiхалогiя. 2009. № 4. С.36-40.

  8. Челышева И.В. Медиаобразование для родителей: освоение семейной медиа-грамотности // Научно­популярное издание. Таганрог: Изд­во Южного Федерального ун­та, 2008. 184 с.

  9. Черная Л. Психологические особенности влияния современного телевидения на проявления творческого потенциала детей // Одаренный ребенок. 2007. №4. С. 56-63; 37-43.

  10. Шариков А.В., Чудинова В.П. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура / [отв. ред. Б.Ю. Сорочкин]. М.: КомКнига, 2007. С. 58-85.

Просмотров работы: 9