Введение.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены направления развития детей дошкольного возраста. В таком направлении как познавательное развитие предполагается формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира - форме, цвете, размере, материале, пространстве и времени и др.
Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятием предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).
От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия[1].
Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее значимыми в этом направлении являются такие отечественные авторы как: А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, Э.Г. Пилюгина, Е.И. Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли.
И так, в исследовании восприятия дошкольников, проводившихся А.В. Запорожцем и его последователями А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгером, [10] Н.Н. Поддьяковым показали, что сенсорное воспитание предполагает, прежде всего, правильную организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды, которая является одним из условий сенсорного развития детей. Построение развивающей предметно-пространственной среды осуществляется с учетом требований ФГОС ДО[1].
Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними.[5] Видные ученые называют ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить[5].
С одной стороны, сенсорное развитие, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. Так игровая форма обучения является ведущей на ступени раннего развития, то значительное место в сенсорном воспитании раннего возраста занимает дидактическая игра.
Дидактическая игра–это многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания личности ребенка [6].
Главная цель дидактической игры – обучающая. В раннем возрасте ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой [6].
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п. [8]
Поэтому в нашей работе мы ставим и решаем следующие задачи:
- создать оптимальные условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
- формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов;
- обогащать чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности;
- разработать, апробировать и отследить результативность занятий с использованием дидактических игр для сенсорного развития.
Для решения данных задач выработаны следующие принципы:
-принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;
-принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
-принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
-принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики;
-принцип тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей раннего возраста.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом, им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка.
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения [10].
Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов, а также на прогулках, в играх. Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия, игры и упражнения. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать [8].
Дидактические игры и упражнения дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатель ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности их организации на ступени раннего детства.
Развитие сосредоточенности и способности к подражанию – необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть решена во время игр.
Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребенок охотно участвует в играх и занятиях, ждет их, радуется им. В игре и на занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. Он многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие.
Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Дети постепенно учатся собирать и разбирать башенки, складные мисочки, матрешки и т.п., возводить не сложные сооружения из кубиков, пользоваться палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молоточком. В процессе. Этой деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.
Дидактические игры и упражнения имеют определенное значение и в нравственном воспитании детей. У них постепенно вырабатывается умение действовать в среде сверстников. Сначала ребенок приучается делать что-то рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушек и сам не отвлекаясь. Затем он привыкнет к совместной с другими детьми деятельности: вместе смотреть игрушки, картинки, животных, вместе плясать, ходить и т.д. Зарождается первый интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний[3].
Дидактические игры и упражнения имеют значения и для эстетического воспитания маленьких детей. Подбор и оформления дидактического материала, игрушек, картинок должны служить целям воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному.
При проведении дидактических игр и упражнений воспитателю надо помнить, что нельзя переутомлять детей, всегда необходимо следить за правильной позой ребенка, нельзя водить детей для наблюдений в такие места, где им может грозить какая-либо опасность.
Очень важно помнить, что дидактически игры и упражнения должны создавать у детей хорошее настроение, вызвать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.
Любая дидактическая игра обязательно содержит игровую и обучающую задачи. Игровая – это задача, которую решает ребенок в ходе игры, то есть выполнение определенных игровых действий. Обучающая – это задача, которую ставит педагог.
Игра, введенная в систему методов обучения, осуществляет несколько функций:
- Мотивирует и стимулирует познавательную деятельность детей.
- Компенсирует отсутствие практики, приближая игровую деятельность к условиям реальной жизни.
- Способствует приобретению знаний.
- Оказывает воздействие на личность ребенка, расширяя его кругозор, мышление и творческие способности.
- Учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые знания, умения, навыки [7].
Сегодня существует довольно большой выбор игр и развивающих программ. Начиная играть, педагог хорошо понимает, что происходит в данной игре с детьми – с их способностями, мышлением, воображением. Без такого понимания не стоит и начинать игру.
Всегда полезно сначала сыграть самостоятельно в каждую игру, попытаться проанализировать, что происходит на том или ином этапе игры, какие затруднения возможны, что удается слишком легко. Может случиться, что многие игры окажутся неинтересными. Важно определить причину этого. Не стоит играть в то, что непонятно или не нравится. В этом не только забота о детях. И для педагога получение удовольствия в процессе игры не менее значимо, чем для детей. Важно помнить, что большая часть живости проведения дидактической игры зависит от поведения педагога. Его сухость, сдержанность в поведении или, наоборот, развязность, могут помешать эффективности любой, казалось бы, хорошо продуманной дидактической игры.
Чтобы дидактическая игра превратилась в подлинное сотворчество педагога и ребёнка, необходимо соблюдать следующие правила:
- Игровая деятельность должна быть мотивированна
- Обучающая игра должна иметь личностный смысл и быть значимой для каждого из участников.
- Обстановка, в которой происходит игровое действие, должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия и понимания.
- Содержание игры должно быть интересно и значимо для участников, а игровое действие – завершаться получением определенного результата, представляющего для них ценность.
- Игровое действие должно опираться на знания, умения и навыки, приобретенные на занятиях [4].
Мы предположили, что сенсорное развитие детей раннего возраста будет происходить более успешно, если:
-подобрать комплекс дидактических игр, соответствующих по цели сенсорному развитию детей раннего возраста, с постепенным переходом от простого к сложному;
- обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе разнообразными пособиями, стимулирующими самостоятельное применение полученных представлений;
- повысить уровень компетентности педагогов в области сенсорного развития детей.
Целью моей работы было изготовить и ввести в игровую среду игры, пособия и игрушки, направленные на формирование и накопление сенсорного опыта детей через развитие тактильного, зрительного и слухового восприятия.
Дидактические игры своими руками
«Одежда»
Цель: продолжать закреплять умение группировать предметы по цвету, форме.
Дидактический материал:
Стойка с веревкой, разноцветные прищепки, силуэты одежды из фоамирана.
«Косички»
Цель: обогащать зрительно – осязательный опыт.
Дидактические материалы:
макеты головы с «волосами», бантики, резинки, расчески.
«Мыльные пузыри»
Цель: обогащать обонятельный и осязательный опыт.
Дидактический материал: мыло, сахар, дистиллированная вода.
«Найди пару»
Цель: учить соотносить предметы по форме и цвету одновременно.
Дидактический материал: плоские геометрические фигуры разных цветов на липучке.
«Витаминки для Алинки»
Цель: развивать меткость и глазомер, ловкость движения руки в целом и кистей рук.
Дидактический материал: коробка с рисунком лица с пустышкой, разноцветные шарики.
Выводы
Исходя из выше изложенного, мы пришли к выводу, что дидактические игры и упражнения дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатель ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности их организации на ступени раннего детства.
Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов, а также на прогулках, в играх. Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия, игры и упражнения. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.
Список литературы
Гиниятова С.Ю. Сенсорное развитие ребёнка в условиях дошкольной образовательной организации и семьи с учётом ФГОС ДО / С.Ю. Гиниятова //Фундаментальная и прикладная наука. – 2016. – № 3. – С. 1822.
Капитанова Н. Дидактические сюжеты. Сенсорное развитие детей раннего возраста в игре /Н. Капитанова, С. Сулагаева //Дошкольное воспитание. – 2012. – № 12. – С. 72-76.
Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста /Н.М. Аксарина. – М.: Педагогика, 2012. – 356 с.
Бабиева Н.С. Сенсорное развитие: вариативность современных подходов /Н.С. Бабиева /А.Н. Гришина, Ю.С. Плохова, Е.М. Терешина, Е.Д. Щелкунова //Перспективы науки. – 2016. – № 2 (77). – С. 64-67.
Басырова Е.С. Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста в жизненной среде /Е.С. Басырова //Психология, социология и педагогика. – 2016. – № 2 (53). – С. 30-32.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду //Ребенок в детском саду. 2012. № 4. С.17-20.
Букатов В.М. Секреты дидактических игр. Психология. Методика. Дисциплина /В.М. Букатов. – СПб: Речь, 2010. – 253 с.
Галигузова Л.Н., Мещерякова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста /Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. М.: Владос, 2007. – 304 с.
Что нас окружает: Познаем мир (для детей 2-3 лет). Серия «Умные книжки» / Составитель Земцова О.Н // ООО «Издательская группа «Азбука-Аттикус», 2014.
Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.