Актуальность исследования заключается в том, что подходящее использование игр в образовательном процессе способно оптимизировать и повысить эффективность формирования познавательного интереса у детей.
Познавательный интерес является фундаментом для успешного обучения детей. Увлекательные занятия вызывает положительные эмоции у детей, привлекая их и стимулируя их обучение.
Для развития познавательного интереса недостаточно только владеть информацией - необходимо проявлять познавательный интерес, любознательность, любопытство.
Гипотезой нашего исследования стало предположение о том, что применение дидактических игр позволит эффективно формировать познавательные интересы у дошкольников при условии, если:
- выделить уровни познавательных интересов у детей;
-разработка дидактических игр с целью формирования познавательного интереса у детей.
Исследование проходила на базе МБДОУ «ЦРР - детский сад «Кэрэчээнэ с. Столбы, Намского улуса, где приняли участие воспитанники старшей группы «Кэскил» в количестве 15 детей.
Цель исследования:
- выявление уровня формирования познавательных интересов у дошкольников.
Для исследования детей старшего тдршкольного возраста, были подобраны следующие диагностические методики. Данные методики позволяют узнать, как дети умеют сосредотачиваться при выполнении тех или иных предложенных действий:
- методика М.В, Марусинец «Беседа» для выявления познавательной мотивации и направленности ребенка [4];
- методика Э.А. Баранова «Загадка» с целью оценки положительного эмоционального отношения к осуществлению познавательной деятельности. [1];
Количественно-качественный анализ полученных результатов исследования уровня развития познавательных интересов у детей показал: 11% - дети проявляют недостаточный уровень интереса; средний уровень интереса наблюдается у 55% детей, в то время как у 33% детей отмечается высокий уровень интереса. Количественная и качественный анализ полученных результатов показал средний уровень познавательных интересов у большинства детей.
По результатам исследования мы разработали перспективный план, направленный на стимуляцию познавательных интересов у дошкольников через применение дидактических игр. Реализация перспективного плана поможет эффективно и интенсивно формировать познавательные интересы у детей старшего дошкольного возраста.
Использованная литература
1. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. – СПБ, 2005. – 15 с.
2. Божович, Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения // Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 73. С.1 – 14.
3.Статья «Доклад на тему познавательное развитие детей дошкольного возраста” [Электронный вариант].- Режим доступа: https://obrazovanie-gid.ru/doklady/doklad-na-temu-poznavatelnoe-razvitie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
4. Статья «Методики диагностики познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста» [Электронный вариант].- Режим доступа: https://infourok.ru/metodiki-diagnostiki-poznavatelnogo-interesa-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-6372965.html
References
1. Baranova, E.A. Diagnostics of cognitive interest in younger schoolchildren and preschoolers / E.A. Baranova. – St. Petersburg, 2005. – 15 p.
2.Bozhovich, L.I. Cognitive interests and ways of studying them // Izvestiya APN RSFSR. 1955. Issue. 73. pp.1-14.
3. Article "Report on the cognitive development of preschool children" [Electronic version].- Access mode:https://obrazovanie-gid.ru/doklady/doklad-na-temu-poznavatelnoe-razvitie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
4. The article "Methods of diagnostics of cognitive interest of older preschool children" [Electronic version].- Access mode:https://infourok.ru/metodiki-diagnostiki-poznavatelnogo-interesa-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-6372965.html