Социализация подростков средствами социально-культурной деятельности в организации дополнительного образования - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Социализация подростков средствами социально-культурной деятельности в организации дополнительного образования

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В исследованиях по философии, психологии, социологии и педагогике широко используется термин «социализация», хотя до сих пор не выработано однозначного его толкования. 

В 1978 году И.С. Кон дал социализации следующее определение - «это усвоение социального опыта, создающего конкретную личность» [3, с.26].

У. Бронфенбреннер полагал, что процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества [2, с. 15].

По определению А.В. Мудрика, социализация - это процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром [4, с.107].

Павленок П.Д. определил социализацию как усвоение человеком системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноценного члена общества [5, с.101].

Итак, согласно самому общему определению, социализация - «процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе» [1, с. 66].

Социализация является непременной частью жизни подростков и играет ключевую роль в их развитии и взрослении. Она позволяет молодым людям учиться общаться, сотрудничать, развивать навыки лидерства, постигать ценности и нормы общества, а также формировать собственную идентичность. Социальная адаптация и социализация подростков являются важными аспектами их развития. Она помогает им выработать навыки, необходимые для успешной адаптации в обществе, а также способствует формированию положительной самооценки и социальных связей.

В данном процессе организации дополнительного образования играют важную роль, предоставляя подросткам возможности социализации через социально-культурную деятельность. Социализация подростков, осуществляемая средствами социально-культурной деятельности, направлена на их взаимодействие с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и привитие ценностей и норм, принятых в обществе. Кроме того, организация дополнительного образования может быть местом, где подростки находят себе единомышленников и создают долгосрочные дружеские связи. Когда молодые люди сходятся на интересных им мероприятиях или занятиях, у них возникает возможность обсудить общие интересы, поделиться опытом и поддержать друг друга. Такие отношения позволяют подросткам развивать свою социальную сеть и почувствовать себя частью сообщества.

Организация дополнительного образования стала неотъемлемой частью системы образования, обеспечивая разнообразные пути развития для подростков. Благодаря ей, подростки получают доступ к различным курсам, тренингам, мастер-классам и другим формам обучения, специально разработанным для их возрастной группы. Эти возможности не только помогают им получать новые знания и умения, но и создают благоприятную среду для взаимодействия с разными людьми и сталкивания с разнообразными социальными ситуациями.

Одним из главных преимуществ организации дополнительного образования является ее гибкость. Она может адаптироваться к разным потребностям подростков и предлагать разнообразные программы. Это позволяет каждому подростку выбрать направление, которое ему интересно и наиболее соответствует его предпочтениям. Благодаря такому индивидуальному подходу, подростки получают возможность развиваться в том направлении, которое для них важно и интересно, что способствует их полноценной социализации.

Организация дополнительного образования также предоставляет подросткам возможности для социальной активности. Через участие в различных проектах, групповых занятиях и других формах сотрудничества, подростки научаются работать в команде, развивают навыки коммуникации и учатся уважительному отношению к другим людям. Это помогает им осознать свою роль в обществе и стать активными и ответственными гражданами.

В организациях дополнительного образования создаются условия для подростков, которые позволяют им активно участвовать в различных формах культурной и социальной деятельности. Организации дополнительного образования создают условия для активного участия подростков в культурной жизни общества через различные формы и виды деятельности. Молодые люди имеют возможность принимать участие в клубах и кружках по интересам. Такие группы могут быть посвящены различным видам искусства, спорту, наукам или общественной деятельности. Вместе с другими подростками, они могут изучать и развивать свои умения и творческие способности. В ходе работы в группе, подростки учатся сотрудничать, слушать и высказывать свои мнения, учитывать точки зрения других людей.

Как правило, в организациях дополнительного образования проводятся разнообразные мероприятия, которые способствуют социализации подростков. Это могут быть различные культурно-просветительские программы, клубы и секции, направленные на развитие творческих навыков, спортивные группы, работа с волонтерами и другие формы деятельности.

В рамках проводимых мероприятий подростки получают возможность взаимодействовать с ровесниками, обмениваться опытом, выступать перед публикой, принимать решения в коллективе и заниматься самоорганизацией. Все это способствует развитию социальной компетентности подростков и формированию у них положительной самооценки.

Одной из важных задач организации социализации подростков является создание благоприятной атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и уважения друг к другу. В организациях дополнительного образования осуществляется работа по развитию навыков коммуникации, конструктивного решения конфликтов и формированию культуры взаимоотношений.

В результате эффективной организации социализации подростков средствами социально-культурной деятельности в организации дополнительного образования, они приобретают опыт участия в коллективной работе, развиваются как личности, формируют свою жизненную позицию и ценности. Такая практика способствует успешной адаптации подростков, их социализации в обществе и развитию социальной компетентности.

Однако организация социально-культурной деятельности для социализации подростков требует комплексного подхода. Важно не только предоставить доступ к различным видам деятельности, но и создать условия для их регулярного и систематического участия. Работа профессиональных педагогов, психологов и социальных работников позволяет максимально эффективно организовать такую деятельность и поддерживать подростков на всем пути их социализации.

Таким образом, социализация подростков средствами социально-культурной деятельности в организации дополнительного образования играет важную роль в их развитии. Она предоставляет молодым людям возможности развивать социальные навыки, учиться работать в группе, общаться с разными людьми и взаимодействовать со старшими поколениями. Такое взаимодействие помогает молодым людям формировать свою идентичность, активно участвовать в жизни общества и стать целеустремленными и ответственными гражданами.

Список литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений/ Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2007. – 363 с.

  2. Бронфенбреннер У. Два мира детства: Дети в США и СССР / У. Бронфенбреннер. - М.: Прогресс, 1976. – 167 с.

  3. Кон И.С. Социология личности / И.С. Кон. - М.: Академический проект, 2003. – 486 с.

  4. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ . высш. учеб . заведений/ А.В.Мудрик. - M.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 c .

  5. Павленок П.Д. Методология и теория социальной работы: учебное пособие/ П.Д.Павленок. - М.: ИНФРА-М, 208. – 267 с.

Просмотров работы: 47