РОЛЬ АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

РОЛЬ АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вступление

В России и во всем мире люди с ограниченными возможностями являются одной из наиболее социально уязвимых групп. В России, по последним данным, инвалидов около 10 450 707 человек. Несмотря на развитие системы здравоохранения и медицинской помощи, количество людей с ограниченными возможностями продолжает увеличиваться. Многим из них требуется реабилитация, чтобы восстановить или частично восстановить свои способности. Реабилитация включает в себя преодоление психологических барьеров, интеграцию в общество и восстановление нормальной социальной и двигательной жизни.

АФК (адаптивная физическая культура) и спорт сочетают в себе физическую культуру, медицину и коррекционную педагогику. Все эти направления способствуют восстановлению потенциала людей с ограниченными возможностями, но необходимо учитывать, что процесс восстановления способностей индивидуален для каждого человека.

АФК и спорт постоянно развиваются. Федеральный закон №329 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»1, регулирует развитие помощи в адаптации и определяет социальные, правовые, экономические и организационные аспекты строительства специализированных адаптированных учреждений, а также развитие физической культуры, спорта и реабилитации людей с ограниченными возможностями в России. Согласно этому закону АФК и спорт являются частью физического воспитания и активно используются для физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время, адаптивная физическая культура по мнению А.А. Головичева [2] – это подход к физической активности, ориентированный на индивидуальные потребности и возможности людей с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями. Она предоставляет возможность людям с различными ограничениями здоровья активно участвовать в физической активности и спорте, адаптируя программы и упражнения под их особенности.

Программы адаптивной физической культуры включают различные виды физических упражнений, игры, спортивные мероприятия, которые адаптированы для участников с разными уровнями физической подготовки и возможностей. Проводятся такие мероприятия под руководством специалистов, таких как физкультурники, тренеры, физиотерапевты и другие профессионалы, которые знают особенности участников и способны адаптировать тренировочные программы и упражнения [4].

Основная часть

Основной идеей адаптивной физической культуры является создание комфортных условий для участия каждого человека в физической активности согласно его индивидуальным потребностям и способностям. В свою очередь, это способствует общественной инклюзии и формированию равных возможностей для всех людей, независимо от их физических или интеллектуальных особенностей.

Чрезвычайно актуальной и важной для общества является тема роли адаптивной физической культуры в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Адаптивная физкультура предоставляет индивидуальный подход к каждому ребенку с ОВЗ, учитывая его особенности, а также возможности. Приведем примеры некоторых физических упражнений, направленных на развитие силы, гибкости и выносливости [3].

  1. Упражнения на растяжку и гибкость.

  2. Упражнения на развитие силы.

  3. Кардиотренировки, которые направлены на улучшение выносливости у детей с ОВЗ.

  4. Упражнения на баланс и координацию очень важны для улучшения двигательных навыков.

  5. Танцы и аэробика также можно отнести к адаптивной физической культуре, поскольку они очень помогают улучшить выносливость и гибкость.

Нельзя не отметить влияние адаптивной физической культуры на развитие детей с ОВЗ с психологической стороны. Физические упражнения способствуют снижению уровня стресса, улучшению настроения, а также поднятию самооценки.

Дети с ОВЗ могут получить ощущение контроля над своим телом, а также преодолеть имеющиеся физические ограничения. Все это значительно повышает их самооценку, в особенности у детей, испытывающих чувство неполноценности в силу своих особенностей.

Физическая активность высвобождает эндорфины, натуральные анальгетики, а также «гормоны счастья» в организме, что приводит к улучшению настроения и снижению уровня стресса, а увлекательная форма упражнений направлена на улучшение общего эмоционального состояния ребенка с ОВЗ [5].

Важным аспектом является социальное взаимодействие детей, которое способствует их общению и развитию социальных навыков со сверстниками и их родителями. Что в свою очередь влияет на формирование позитивного социального окружения. Тогда как поддержка тренера учит доверительным отношениям, принадлежности к группе, а это, в свою очередь, крайне важно для психологического благополучия ребенка.

Ряд исследований указывают на то, что занятия адаптивной физической культурой повышают академическую успеваемость детей с ОВЗ, поскольку она оказывает положительное влияние на когнитивные функции, внимание и концентрацию таких детей. Умеренная аэробная активность, такая как ходьба или езда на велосипеде, увеличивает приток кислорода к мозгу, а также стимулирует выработку нейротрансмиттеров, которые способствуют улучшению памяти, внимания и обучения.

Очень важно отметить, что занятия адаптивной физической культурой помогают сформировать здоровые привычки – регулярное питание и режим сна. Инклюзивный подход к физкультуре и спорту для детей с ОВЗ создает равные возможности для всех детей, независимо от их физических возможностей. Адаптивные физкультурные мероприятия организовываются по принципу «спорт для всех», где ребенок с ОВЗ имеет реальную возможность участия, не зависимо от своих особенностей [6].

Инклюзивный подход способствует социальной интеграции и взаимодействию между всеми детьми. Это особенно важно для детей с ОВЗ, поскольку они часто сталкиваются с ситуациями социальной изоляции.

Заключение

Интеграция детей с ОВЗ в общественную жизнь и спортивную среду - это задача, требующая всестороннего подхода и сотрудничества со стороны педагогов, специалистов в области физической реабилитации, семьи и общественности в целом [1].

На базе практики в ОГКУ СО МЦР «Подсолнух» мною был разработан комплекс упражнений адаптивной физкультуры с ребенком с ОВЗ – разминка, игровые упражнения, адаптивные упражнения, упражнения на равновесие и координацию, плавание, внимательное наблюдение и поддержка, а также растяжка и релаксация.

В адаптивном физическом воспитании детей с ограниченными возможностями важно начинать занятие с разминочных упражнений, таких как легкая растяжка и простые движения для разогрева мышц. Игровой подход также является ключевым элементом этой деятельности, поэтому разнообразные игры на координацию и игры с мячом могут помочь развить моторику и улучшить устойчивость и баланс. Особое внимание следует уделить использованию специально разработанных адаптивных упражнений, соответствующих физическим возможностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Например, если у ребенка проблемы с опорой на руки, можно выполнять упражнения, используя специальные подушки или плотные коврики. Важно включать упражнения на развитие равновесия и координации, например, ходьбу по линии, по разным предметам или вращение рук и ног. Также рекомендуется проводить занятия в бассейне, где ребенок с ограниченными возможностями может выполнять физические нагрузки, не вызывая дополнительной нагрузки на опорно-двигательный аппарат. Плавание улучшает силу, гибкость и общую физическую форму. Важно быть внимательным к потребностям и ограничениям ребенка-инвалида, поддерживать его усилия, создавать комфортные условия для деятельности. Занятие рекомендуется завершать упражнениями на растяжку и расслабление, которые помогут ребенку расслабиться и восстановиться после физических нагрузок.

Таким образом, важно помнить, что каждый ребенок с ОВЗ уникален и требует индивидуального подхода. Адаптивная физкультура играет важную роль в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), поскольку способствует развитию и улучшению его физических способностей, повышению общей физической подготовки, а также социальной и эмоциональной интеграции.

Annotation:

This article examines the role of adaptive physical education in the lives of children with disabilities. The main benefits of adaptive physical education for children with disabilities are outlined: physical development, increased self-esteem and confidence, social integration and interaction, improved health and general well-being, as well as integration into the general environment.

Key words: child, adaptive physical education, physical education, disabilities, training, sports, sports environment.

Introduction

In Russia and throughout the world, people with disabilities are one of the most socially vulnerable groups. In Russia, according to the latest data, there are about 10,450,707 people with disabilities. Despite the development of the healthcare and medical care system, the number of people with disabilities continues to increase. Many of them require rehabilitation to regain or partially regain their abilities. Rehabilitation includes overcoming psychological barriers, integration into society and restoration of normal social and motor life.

AFK (adaptive physical education) and sport combine physical education, medicine and correctional pedagogy. All these areas contribute to restoring the potential of people with disabilities, but it must be taken into account that the process of restoring abilities is individual for each person.

AFC and sports are constantly evolving. Federal Law No. 329 “On Physical Culture and Sports in the Russian Federation” regulates the development of assistance in adaptation and defines social, legal, economic and organizational aspects of the construction of specialized adapted institutions, as well as the development of physical culture, sports and rehabilitation of people with disabilities in Russia. According to this law, physical activity and sport are part of physical education and are actively used for the physical rehabilitation of disabled people and persons with limited health capabilities.

Currently, adaptive physical culture according to A.A. Golovichev [2] is an approach to physical activity that is focused on the individual needs and capabilities of people with physical or intellectual disabilities. It provides an opportunity for people with various disabilities to actively participate in physical activity and sports, adapting programs and exercises to their specific needs.

Adaptive physical education programs include various types of physical exercises, games, and sports activities that are adapted for participants with different levels of physical fitness and abilities. Such activities are carried out under the guidance of specialists such as athletes, coaches, physiotherapists and other professionals who know the characteristics of the participants and are able to adapt training programs and exercises [4].

Main part

The main idea of adaptive physical culture is to create comfortable conditions for each person to participate in physical activity according to his individual needs and abilities. In turn, this promotes social inclusion and the creation of equal opportunities for all people, regardless of their physical or intellectual characteristics.

The topic of the role of adaptive physical education in the life of a child with disabilities (HH) is extremely relevant and important for society.

Adaptive physical education provides an individual approach to each child with disabilities, taking into account his characteristics and capabilities. Here are examples of some physical exercises aimed at developing strength, flexibility and endurance [3].

1. Stretching and flexibility exercises.

2. Exercises to develop strength.

3. Cardio training, which is aimed at improving endurance in children with disabilities.

4. Balance and coordination exercises are very important to improve motor skills.

5. Dancing and aerobics can also be classified as adaptive physical education, as they greatly help improve endurance and flexibility.

It is impossible not to note the influence of adaptive physical education on the development of children with disabilities from the psychological side. Physical exercise helps reduce stress, improve mood, and improve self-esteem.

Children with disabilities can gain a sense of control over their bodies and overcome existing physical limitations. All this significantly increases their self-esteem, especially in children who experience a feeling of inferiority due to their characteristics.

Physical activity releases endorphins, natural analgesics, as well as “happy hormones” in the body, which leads to improved mood and reduced stress levels, and a fun form of exercise is aimed at improving the overall emotional state of a child with disabilities [5].

An important aspect is the social interaction of children, which contributes to their communication and development of social skills with peers and their parents. Which in turn influences the formation of a positive social environment. While the support of a coach teaches trusting relationships, belonging to a group, and this, in turn, is extremely important for the psychological well-being of the child.

A number of studies indicate that adaptive physical education improves the academic performance of children with disabilities, as it has a positive effect on the cognitive functions, attention and concentration of such children. Moderate aerobic activity, such as walking or cycling, increases oxygen flow to the brain and also stimulates the production of neurotransmitters that help improve memory, attention and learning.

It is very important to note that adaptive physical education classes help to form healthy habits - regular eating and sleep patterns. An inclusive approach to physical education and sports for children with disabilities creates equal opportunities for all children, regardless of their physical abilities. Adaptive physical education activities are organized according to the principle of “sport for all,” where a child with disabilities has a real opportunity to participate, regardless of his characteristics [6].

An inclusive approach promotes social inclusion and interaction among all children. This is especially important for children with disabilities, as they often face situations of social isolation.

Conclusion

Integration of children with disabilities into public life and the sports environment is a task that requires a comprehensive approach and cooperation from teachers, specialists in the field of physical rehabilitation, families and the public in general [1].

On the basis of practice at the OGKU SO MCR "Sunflower", I developed a set of adaptive physical education exercises for a child with disabilities - warm-up, play exercises, adaptive exercises, balance and coordination exercises, swimming, careful observation and support, as well as stretching and relaxation.

In adaptive physical education for children with disabilities, it is important to begin the lesson with warm-up exercises, such as gentle stretching and simple movements to warm up the muscles. A playful approach is also key to this activity, so a variety of coordination and ball games can help develop motor skills and improve stability and balance. Particular attention should be paid to the use of specially designed adaptive exercises that correspond to the physical capabilities of a child with disabilities. For example, if a child has problems with supporting his arms, you can perform exercises using special pillows or thick mats. It is important to include exercises to develop balance and coordination, such as walking in a line, on different objects, or rotating the arms and legs. It is also recommended to conduct classes in a swimming pool, where a child with disabilities can perform physical activity without causing additional stress on the musculoskeletal system. Swimming improves strength, flexibility and overall fitness. It is important to be attentive to the needs and limitations of a disabled child, support his efforts, and create comfortable conditions for activities. It is recommended to end the session with stretching and relaxation exercises, which will help the child relax and recover from physical activity.

Thus, it is important to remember that each child with disabilities is unique and requires an individual approach. Adaptive physical education plays an important role in the life of a child with disabilities, as it contributes to the development and improvement of his physical abilities, increasing general physical fitness, as well as social and emotional integration.

Библиографический список

  1. Адаптивная физическая культура как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / К. Э. Кетоев, Н. Э. Платова, Б. Э. Дзагурова, В. С. Бирагов // ЦИТИСЭ. – 2021. – № 4(30). – С. 77-87.

  2. Головичева, А. А. Адаптивная физкультура (АФК) для развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) / А. А. Головичева // Проблемы современной науки и инновации. – 2023. – № 1. – С. 12-15.

  3. Михальский, А. В. актуальные проблемы оздоровительной и адаптивной физической культуры / А. В. Михальский // Физическая реабилитация и спортивная медицина: пути развития : материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 20 мая 2022 года. – Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)", 2022. – С. 98-103.

  4. Смирнова, И. Н. Адаптивная физкультура как средство реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС / И. Н. Смирнова // Ступени роста - 2019 : тезисы 71-й межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых, Кострома, 25 марта – 15 2019 года. – Кострома: Костромской государственный университет, 2019. – С. 355-356.

  5. Филясова, В. И. Адаптивная физическая культура как социальный феномен современного общества / В. И. Филясова, Т. Ю. Покровская // Здоровье человека, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, физическая культура и спорт : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 02 декабря 2021 года. – Санкт-Петербург: ООО "НИЦ АРТ", 2021. – С. 153-157.

  6. Юрченко, Т. И. Возможности применения игровых технологий в системе адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста / Т. И. Юрченко // Современные направления инновационных исследований молодых ученых в области физической культуры и спорта : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 24–25 апреля 2023 года. – Санкт-Петербург: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры", 2023. – С. 234-240.

1 Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // Собрание законодательства РФ, 10.12.2007, N 50, ст. 6242.

Просмотров работы: 26