РАЗВИТИЕ ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

РАЗВИТИЕ ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Полятинская Н.Н. 1, Жожикова Л.В. 1
1г. Якутск. СВФУ ПИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной действительности, в век технического прогресса, необходимо научить ребенка видеть красоту окружающего мира, развивать у него чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведение искусства, красоту и богатство родной природы, быть наблюдательным и любознательным.

Проблеме развития восприятия дошкольников через изобразительную деятельность посвящены труды таких исследователей, как А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, В.И. Киреенко, Т.С. Комарова, Н.В. Рождественская и др.

 Изобразительная деятельность формирует человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Эта деятельность развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы, цветовое восприятие [2, с. 72].

Одним из ярких определяющих признаков художественной деятельности детей является красота и цветовая выразительность рисунка. Цвет - это важное средство эмоционально-эстетической, художественно-образной выразительности [1, с. 53]. Цветовая палитра служит своего рода показателем общего состояния ребенка, его духовного, нравственного и технологического уровня развития [5, с. 30].

Противоречие заключается в том, что, несмотря на достаточную теоретическую проработанность проблемы, в практике работы большинства детских дошкольных образовательных организаций на занятиях по изобразительному искусству не проводится систематическая работа по развитию цветовосприятия старших дошкольников.

Таким образом, недостаточная разработанность данной проблемы и ее дальнейшее исследование обосновали выбор темы работы.

Путь знакомства детей с цветом – это путь непосредственного восприятия цвета в связи с предметами и явлениями окружающего мира, в единстве со словом, его обозначающим. Даже такой краткий обзор говорит о значении цвета в детских работах и позволяет судить, как важен и сложен мир цвета [3, с. 92].

Развитие восприятия, предшествующих изобразительной деятельности, имеет две цели. Во-первых, обогащение познавательного и эстетического опыта ребенка в процессе ознакомления с окружающей действительностью, во-вторых, уточнение представлений о различных предметах.

При работе над цветовосприятием особо важно создавать условия для его развития у детей. Необходимо обращать внимание на цвет, его изменения и его свойства, как во время совместной деятельности, так и при самостоятельной деятельности детей. Подбирать соответствующий возрасту и целям материал для специально организованных занятий и игр, подвижных и дидактических [5, с. 30].

Наше экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 21 «Кэнчээри»
с. Тыайа Кобяйского улусаРеспублики Саха (Якутия), где приняли участие 10 детей старшей группы «Туллукчаан».

Во время исследовательской работы в данном дошкольном учреждении, кроме диагностики детей, мы проводили анализ развивающей предметно-пространственной среды, документации данной группы. Также беседовали с родителями, участвовали в праздниках, проводимых не только в группе, но и в детском саду.

Цель диагностики: изучить исходные уровни развития цветового восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Подводя итоги диагностики, следует сказать, что воспитателю следует создавать условия для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, чего очень не хватает в данной группе. Нужно стремиться развить у детей свободное проявление художественного творчества, давать им в игровой форме задания на дом, рассказывать и читать сказки о цвете.

Для выявления уровня особенностей цветового восприятия в группе, нами была выбрана модифицированная методика Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной, направленная на изучение восприятия цвета, а также беседа с воспитателем данной группы и её оценка [4].

Условия проведения диагностики: индивидуально с детьми старшего дошкольного возраста, по 4 серии с интервалом в один день.

Первая серия – выбор цвета по наглядному образцу. Полученные результаты по 1 серии детей выглядели следующим образом: высокий уровень – 20% детей, средний уровень – 70%, низкий уровень – 10%.

Вторая серия – размещение цвета по наглядному образцу. По результатам проведения второй серии, мы выяснили, что высокий уровень показали – 30%, средний – 60% детей, низкий уровень – 10%.

Третья серия – выбор цвета при назывании его взрослым. Полученные результаты детей: высокий уровень – 40%, средний – 50%, низкий уровень – 10%.

Четвертая серия – самостоятельное называние цвета. По результатам четвертой серии с заданием справились 3 детей, средний уровень показали 6 детей. 1 ребенок не смог выполнить задание.

Полученные количественные результаты диагностики, подтвердили, что необходимо внедрять новые и более интересные способы развития цветовосприятия.

Проведя диагностику, можно сделать вывод о том, что многие дети, которые получили отличный результат в первой и во второй серии, допустили ошибки в оставшихся двух. И наоборот, достигнув уровень в третьей и четвертой серии, не справились с первыми.

Большинство детей правильно называли цвета, однако изредка допускали ошибки при выборе по представленному образцу. Основную массу ошибок дети допускали в названиях цвета, он либо не знали, либо знали слабо и стеснялись говорить. Были также дети, которые не сумели назвать цвет и оттенок правильно.

Следовательно, в группе необходимо было провести работу на уточнение знаний о цветах и их оттенках на занятиях по изобразительной деятельности.

С целью развития у детей цветового восприятия, мы, прежде всего, решили научить старших дошкольников различать и называть цвета, воспринимать цвета и их оттенки в природе, окружающей жизни, искусстве, эмоционально откликаться на цвет, его сочетания, оценивать их.

Для формирования чувства цвета у детей необходимо было соблюдение ряда условий:

  1. Создание системы работы по формированию чувства цвета у детей в процессе изобразительной деятельности.

  2. Широкое использование в работе с детьми классических и народных произведений изобразительного искусства.

  3. Целенаправленный отбор и изготовление пособий для работы с детьми.

  4. Систематические наблюдения в природе, выделение цвета ее объектов и явлений, изменение цветов в природе в зависимости от времени года, погоды, освещения и т. п.

  5. Использование дидактических игр и упражнений в работе с детьми.

  6. Эстетическое оформление среды, использование детских работ.

  7. Компетентность педагога в вопросах цветоведения.

  8. Просветительская работа с родителями.

Система работы с детьми по развитию цветового восприятия заключалась в проведении специально организованных занятий по изобразительному искусству средствами цветоведения в первой и второй половине дня, проведении мероприятий с использованием дидактических игр на запоминание цветов и оттенков во второй половине дня, в совместной деятельности. 

Продолжительность занятий составляла 20-25 минут.

Разработали план и конспекты занятий по развитию цветового восприятия у детей в процессе изобразительной деятельности в старшей группе. Перспективный план продумывали и составили на 4 месяца - с января по апрель.

Организуя работу, мы опирались на следующие основные принципы:

- творчества (неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);

- научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);

- доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

- поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);

- динамичности (от самого простого к сложному);

- сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);

- принцип сотрудничества (работа с родителями).

Для проведения нашей работы мы использовали разнообразные приёмы и методы: словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ); наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки); метод наблюдения; игровые (дидактические игры); метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).

В процессе работы обеспечивается интеграция всех 5 образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Наша работа состояла из 3 этапов:

I этап — подготовительный. Изучение методической и специальной литературы. Создание условий для изобразительной деятельности: подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, сказок, репродукции картин, разных по колориту и настроению, аудиозаписей с релаксационной музыкой; подбор технических средств обучения: краски – гуашь, акварель, масляная пастель, цветные карандаши; кисти разных размеров, бумага, палитры, ленты, мыльные пузыри, пластиковые полоски, кисти двух номеров №1, №5, 9, салфетки, стаканы с водой, уголь, сангина, подмалевки, палитры, мольберты, альбомный лист, кисти, разноцветные шифоновые шарфы; 3 плоскостные фигуры с изображением Министров и фигура Белой королевы, карточки-задачки на смешивание цвета; ордена семи цветов спектра, силуэт белых елей; ордена «юный художник»; цветик-семицветик, лист голубого цвета, пробники, зеленая ткань аудиокассета, магнитофон, проектор, экран, ноутбук.

II этап — основной.

Познавательная деятельность. Рассматривание на прогулках предметов природы. Сравнение, нахождение отличий в цвете, тоне. Отражение наблюдений в речи. Экспериментирование с цветом: смешивание цветов в разных техниках. Смешивание на палитре, рисование гуашью подмалевка. Наблюдение с детьми изменение цвета снега в разное время суток. Окрашивание воды в прозрачных стаканах с целью получения нового цвета.

Художественно-эстетическая деятельность. Проведение занятий: «Северное сияние», «Зимняя сказка», «Волшебница – зима», «В Королевстве красок», «Рябинушка», «Ранняя весна», «Подснежники – первоцветы Якутии», «Итоговое занятие (выставка)».

Игровая деятельность. Дидактические игры и упражнения «Цветные капельки», «Радуга», «Холодные и теплые цвета», «Кто внимательнее», «Укажи на плане, где находятся предметы указанного цвета».

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Поэтому всю работу выстроили так, что родители оказались непосредственными участниками, активными помощниками создания развивающей среды для обучения и развития ребят.

Начали работу с родителями с создания комфортных условий для пребывания и развития ребёнка в группе: был произведён косметический ремонт групповой комнаты. Совместно с родителями было найдено удачное цветовое решение помещения и интерьера. Предпочтение было отдано нежному розовому и насыщенному бежевому цветам. По собственным чертежам была изготовлена игровая мебель, сшиты шторы.

Были проведены консультации для родителей «Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей дошкольного возраста», «Изобразительные материалы и техника работы с ними», участие в групповой итоговой выставке.

III этап — заключительный. Оформление выставки продуктов детской деятельности, проведение награждения детей почетными грамотами и призами.

Таким образом, мы разработали систему работы по восприятию детьми основных и составных цветов, а также их оттенков. Задачи, поставленные в начале работы, выполнены. Дети четко усвоили названия цветов и их оттенков. Получили возможность сравнивать предметы по цвету, то есть выполнять элементарные мыслительные операции.

Итак, в результате проделанной исследовательской работы, можно сделать следующее заключение.

Мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определённой последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета – красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.

В практической части работы на базе МБДОУ Детский сад № 21 «Кэнчээри» с. Тыайа Кобяйского улусаРС (Я) в старшей группе «Туллукчаан» нами была проведена диагностика по выявлению исходного уровня развития цветового восприятия у старших дошкольников. Были разработаны и апробированы план работы и конспекты занятий по развитию цветового восприятия в процессе изобразительной деятельности.

В результате проведенной работы дети стали лучше различать и называть цвета и оттенки в окружающем. Отношение к процессу смешивания красок стало направленным на получение нового цвета. Стали оперировать имеющимися знаниями о цвете, которые в ходе рисования усваивались, систематизировались, обогащались. С помощью рисования дети получили новые знания о том или ином цвете. Применение цвета в рисунке стало более точным.

Считаем, что от того, как грамотно педагог спланирует серию занятий по цвету, учитывая возраст, психологическое и эмоциональное состояние ребенка будет зависеть и результат. Воздействие ярких цветов не раздражает детей, а даже успокаивает, позволяет ребенку чувствовать себя комфортно. Различные свойства красок не могут не влиять на художественную выразительность образов, и эта связь должна обязательно подмечаться и использоваться педагогами, как при анализе произведений изобразительного искусства, так и при организации практической деятельности детей.

Ссылки на источники

  1. Дубровская Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста / Н.В. Дубровская // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 6 (15). – 53 с.

  2. Кондаурова И.В. Организация художественно-эстетического восприятия как способ обогащения детского творчества / И.В. Кондаурова, С.В. Яковлева // Молодой ученый. - 2016. - № 12. – 72 c.

  3. Максимова М.В. Влияние цвета на выразительность детского рисунка / М.В. Максимова // Молодой ученый. - 2016. - № 12. – 92 с.

  4. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 91 с.

  5. Ценева М.А. Развитие художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности / М.А. Ценева // Научное отражение. – Тольятти: Издательство: Общество с ограниченной ответственностью. Научно-издательский центр «НаукоПолис». – 2017. - № 2. – 30 с.

Просмотров работы: 34