Антироссийские санкции, вводимые западными государствами, и активное внедрение новейших технологий на производствах нашей страны, приводит к необходимости обеспечения предприятий инженерно-техническими специалистами. Поэтому в интересах государства необходимо работать над формированием предпосылок к техническому творчеству дошкольников начиная с младшего дошкольного возраста.
В связи с эти возникает проблема поиска новых педагогических условий работы с детьми для развития технического творчества и раскрытия их технического потенциала.
Изучив труды Л.А. Парамоновой, Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьякова, Е.В. Фешина, А.Н. Давидчук, мы пришли к выводу, что конструирование является важнейшим видом деятельности для развития технического творчества детей. По мнению Л.С. Выготского [2] способности конструирования обеспечивают внутреннюю взаимосвязь между, воображением, мышлением, произвольностью и свободой деятельности. Также А.Н. Давидчук писал, что «детское творчество – это деятельность, в процессе которой создаётся нечто новое для самого ребенка» [1, с. 3]. «Конструирование по образцу трудно связать с развитием творчества, но в основе его лежит подражательная деятельность, это важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера» — подчеркивала Е.В. Фешина [3, с. 6].
Таким образом, можно сказать, что развитие конструктивных способностей детей способствует формированию предпосылок к техническому творчеству дошкольников.
Поэтому нам предоставляется важным разработать проект по развитию конструктивных способностей детей младшего дошкольного возраста с привлечением родителей и использованием регионального компонента.
Для этого была проведена экспериментальная работа по выявлению уровней сформированности конструктивных способностей во второй младшей группе «Сказка» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №41 «Росинка» г. Якутск. Возраст детей в группе от 3 до 4 лет. Списочный состав группы – 35 человек. Исследование проводилось с 20 детьми.
Для обследования уровней развития конструктивной способности были отобраны две методики по диагностическим материалам О. А. Сафоновой «Экспресс-анализ и оценка детских видов деятельности» — «Конструирование по образцу» и «Конструирование по условиям». Так как эти методики по содержанию, способу и целям проведения обследования наиболее подходящие.
После отбора методики исследовании провели диагностику по выявлению уровней развития конструктивной способности у детей младшего дошкольного возраста. По результатам данных исследований выяснили, что конструктивная деятельность детей группы находится на низком уровне развития.
Учитывая аксиому, что педагогическая диагностика – это не панацея, а механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка разработали план проекта по развитию конструктивных способностей младших дошкольников и наметили содержание работы с родителями.
Проект «Алмазный меридиан Якутии» является информационно‑практико‑ориентированным. Участниками будут воспитатели, дети второй младшей группы «Сказка» и их родители (законные представители). Цель данного проекта состоит в формировании конструкторских способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством конструктивной деятельности. Сроки реализации обозначили на 2 месяца, по одному НОД в неделю. При разработке содержания проекта мы руководствовались следующими принципами:
- принцип связи содержания НОД с жизнедеятельностью ребенка, то есть включили знания об алмазах, как главном природном богатстве нашей родины и связали эти знания с конструированием;
- принцип систематичности и последовательности осваиваемого материала, что проявляется в постепенном усложнении конструктивной деятельности;
- принцип доступности, соответствие содержания НОД особенностям развития конструктивных способностей детей второго младшего дошкольного возраста.
Полученные данные обследования способствовали отбору содержания перспективного плана по формированию конструктивных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством проекта «Алмазный меридиан Якутии», представленной на таблице 1.
Таблица 1
Перспективный план по проекту «Алмазный меридиан Якутии»
№ |
Тема |
Программное содержание |
Средства |
1. |
Уникальный камень – алмаз. |
Познакомить детей с алмазом и его свойствами через опытно‑экспериментальную деятельность. |
Необработанный алмаз, фианит крупного размера, миска с водой, пластилин, галька, презентация «Алмазы» |
2. |
Алмаз из блоков. |
Учить конструировать алмаз из блоков Дьенеша по образцу, закреплять название строительных фигур. |
Блоки Дьенеша. |
3. |
Ювелиры. |
Вызвать интерес к созданию образа алмаза из фольги с опорой на готовую форму маленьких шаров. Учить умению оборачивать предметы фольгой, как самый простой способ конструирования. |
Фольга, маленькие пластиковые шарики. |
4. |
Постамент для алмаза. |
Приобщать детей к конструированию простейшей конструкции через разыгрывание простых сюжетов. |
Строительный материал. |
5. |
Объемный алмаз. |
Учить строить по предложенной конструкции алмаз с помощью магнитного конструктора «Полидрон», учитывая способы крепления деталей, выбирать правильную последовательность действий. |
Магнитный конструктор «Полидрона». |
6. |
Волшебные палочки. |
Упражнять детей в конструировании алмаза из палочек Кюизенера по образцу. Закрепить представления детей о форме, длине, цвете. |
Палочки Кюизинера |
7. |
Разноцветные грани. |
Развивать умение конструировать по образцу алмаз с помощью игрового набора «Дары Фребеля»; учить соединять детали на плоскости, располагая их горизонтально и вертикально, учить правильно называть детали. |
Набор № 7 «Дары Фребеля» |
8. |
Силуэт алмаза. |
Учить детей выкладывать силуэт алмаза из кубиков по схеме, развивать пространственную ориентировку на плоскости. |
Кубики Никитиных. |
Также по результатам диагностики детей разработали план совместной деятельности с родителями (таблица 2).
Таблица 1
Работа с родителями
№ |
Тема |
Содержание |
1. |
«Что такое конструирование» |
Консультация для родителей. |
2. |
«Польза конструирования в гармоничном развитии детей» |
Родительское собрание. |
3. |
Домашнее задание «Создадим алмаз». |
Совместная деятельность родителей с детьми по изготовлению алмаза из бросового материала. |
4. |
«Алмаз в технике стринг-арт». |
Мастер-класс с детьми и родителями по созданию украшения для интерьера дома в технике стринг-арт. |
Итогом реализации данного проекта должна стать разработка методических рекомендаций по развитию детского технического творчества на основе проектной деятельности предприятий регионов РФ и сценариев мероприятий с родителями по развитию детского технического творчества.
Литература
1. Давидчук, А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. Изд.2-е, доп. М.: «Просвещение», 1976. – 79 с.
2. Ерофеева, Е.М. Конструирование для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада / Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. – 339 с.
3. Куцакова, Л.В. Конструирование из строительного материала. Средняя группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 80 с.