ПРОЕКТ "АЛМАЗНЫЙ МЕРИДИАН ЯКУТИИ" ПО РАЗВИТИЮ КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ПРОЕКТ "АЛМАЗНЫЙ МЕРИДИАН ЯКУТИИ" ПО РАЗВИТИЮ КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Васильева С.В. 1, Баишева М.И. 2
1ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова». г. Якутск
2кандидат педагогических наук, доцент ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова», г. Якутск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Антироссийские санкции, вводимые западными государствами, и активное внедрение новейших технологий на производствах нашей страны, приводит к необходимости обеспечения предприятий инженерно-техническими специалистами. Поэтому в интересах государства необходимо работать над формированием предпосылок к техническому творчеству дошкольников начиная с младшего дошкольного возраста.

В связи с эти возникает проблема поиска новых педагогических условий работы с детьми для развития технического творчества и раскрытия их технического потенциала.

Изучив труды Л.А. Парамоновой, Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьякова, Е.В. Фешина, А.Н. Давидчук, мы пришли к выводу, что конструирование является важнейшим видом деятельности для развития технического творчества детей. По мнению Л.С. Выготского [2] способности конструирования обеспечивают внутреннюю взаимосвязь между, воображением, мышлением, произвольностью и свободой деятельности. Также А.Н. Давидчук писал, что «детское творчество – это деятельность, в процессе которой создаётся нечто новое для самого ребенка» [1, с. 3]. «Конструирование по образцу трудно связать с развитием творчества, но в основе его лежит подражательная деятельность, это важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера» — подчеркивала Е.В. Фешина [3, с. 6].

Таким образом, можно сказать, что развитие конструктивных способностей детей способствует формированию предпосылок к техническому творчеству дошкольников.

Поэтому нам предоставляется важным разработать проект по развитию конструктивных способностей детей младшего дошкольного возраста с привлечением родителей и использованием регионального компонента.

Для этого была проведена экспериментальная работа по выявлению уровней сформированности конструктивных способностей во второй младшей группе «Сказка» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №41 «Росинка» г. Якутск. Возраст детей в группе от 3 до 4 лет. Списочный состав группы – 35 человек. Исследование проводилось с 20 детьми.

Для обследования уровней развития конструктивной способности были отобраны две методики по диагностическим материалам О. А. Сафоновой «Экспресс-анализ и оценка детских видов деятельности» — «Конструирование по образцу» и «Конструирование по условиям». Так как эти методики по содержанию, способу и целям проведения обследования наиболее подходящие.

После отбора методики исследовании провели диагностику по выявлению уровней развития конструктивной способности у детей младшего дошкольного возраста. По результатам данных исследований выяснили, что конструктивная деятельность детей группы находится на низком уровне развития.

Учитывая аксиому, что педагогическая диагностика – это не панацея, а механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка разработали план проекта по развитию конструктивных способностей младших дошкольников и наметили содержание работы с родителями.

Проект «Алмазный меридиан Якутии» является информационно‑практико‑ориентированным. Участниками будут воспитатели, дети второй младшей группы «Сказка» и их родители (законные представители). Цель данного проекта состоит в формировании конструкторских способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством конструктивной деятельности. Сроки реализации обозначили на 2 месяца, по одному НОД в неделю. При разработке содержания проекта мы руководствовались следующими принципами:

- принцип связи содержания НОД с жизнедеятельностью ребенка, то есть включили знания об алмазах, как главном природном богатстве нашей родины и связали эти знания с конструированием;

- принцип систематичности и последовательности осваиваемого материала, что проявляется в постепенном усложнении конструктивной деятельности;

- принцип доступности, соответствие содержания НОД особенностям развития конструктивных способностей детей второго младшего дошкольного возраста.

Полученные данные обследования способствовали отбору содержания перспективного плана по формированию конструктивных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством проекта «Алмазный меридиан Якутии», представленной на таблице 1.

Таблица 1

Перспективный план по проекту «Алмазный меридиан Якутии»

Тема

Программное содержание

Средства

1.

Уникальный камень – алмаз.

Познакомить детей с алмазом и его свойствами через опытно‑экспериментальную деятельность.

Необработанный алмаз, фианит крупного размера, миска с водой, пластилин, галька, презентация «Алмазы»

2.

Алмаз из блоков.

Учить конструировать алмаз из блоков Дьенеша по образцу, закреплять название строительных фигур.

Блоки Дьенеша.

3.

Ювелиры.

Вызвать интерес к созданию образа алмаза из фольги с опорой на готовую форму маленьких шаров. Учить умению оборачивать предметы фольгой, как самый простой способ конструирования.

Фольга, маленькие пластиковые шарики.

4.

Постамент для алмаза.

Приобщать детей к конструированию простейшей конструкции через разыгрывание простых сюжетов.

Строительный материал.

5.

Объемный алмаз.

Учить строить по предложенной конструкции алмаз с помощью магнитного конструктора «Полидрон», учитывая способы крепления деталей, выбирать правильную последовательность действий.

Магнитный конструктор «Полидрона».

6.

Волшебные палочки.

Упражнять детей в конструировании алмаза из палочек Кюизенера по образцу. Закрепить представления детей о форме, длине, цвете.

Палочки Кюизинера

7.

Разноцветные грани.

Развивать умение конструировать по образцу алмаз с помощью игрового набора «Дары Фребеля»; учить соединять детали на плоскости, располагая их горизонтально и вертикально, учить правильно называть детали.

Набор № 7 «Дары Фребеля»

8.

Силуэт алмаза.

Учить детей выкладывать силуэт алмаза из кубиков по схеме, развивать пространственную ориентировку на плоскости.

Кубики Никитиных.

Также по результатам диагностики детей разработали план совместной деятельности с родителями (таблица 2).

Таблица 1

Работа с родителями

Тема

Содержание

1.

«Что такое конструирование»

Консультация для родителей.

2.

«Польза конструирования в гармоничном развитии детей»

Родительское собрание.

3.

Домашнее задание «Создадим алмаз».

Совместная деятельность родителей с детьми по изготовлению алмаза из бросового материала.

4.

«Алмаз в технике стринг-арт».

Мастер-класс с детьми и родителями по созданию украшения для интерьера дома в технике стринг-арт.

Итогом реализации данного проекта должна стать разработка методических рекомендаций по развитию детского технического творчества на основе проектной деятельности предприятий регионов РФ и сценариев мероприятий с родителями по развитию детского технического творчества.

Литература

1. Давидчук, А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. Изд.2-е, доп. М.: «Просвещение», 1976. – 79 с.

2. Ерофеева, Е.М. Конструирование для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада / Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. – 339 с.

3. Куцакова, Л.В. Конструирование из строительного материала. Средняя группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 80 с.

Просмотров работы: 19