Особенности мотивационно-потребностной сферы у детей старшего дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Особенности мотивационно-потребностной сферы у детей старшего дошкольного возраста

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дошкольный возраст – это период совершенствования, развития личностных новообразований, которые в дошкольном возрасте обогащаются индивидуальными параметрами. Подчинение мотивов приводит к овладению детьми новыми мотивами деятельности, появляются доминирующие ценностные установки, меняется характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. У детей старшего дошкольного возраста достаточно устойчивые психологические свойства, определяющие действия и поступки, позволяющие им отслеживать формирование произвольности поведения.

Мотивационно-потребностная сфера человека в современной психологической науке считается одной из основных составляющих личности. Термины "мотивация" и "потребность" уже давно используются учеными для объяснения причин человеческого поведения. Важность сферы мотивационной потребности изучалась многими известными деятелями (А.Н. Леонтьев, Е.П.Ильин, А. Маслоу, К. Левин и др.).

Мотивы - это отражение потребностей, именно мотивация определяет поведение. В основе любой деятельности человека лежит мотив, побуждающий его к этой деятельности. Мотив не просто одна из составляющих деятельности, он является частью сложной системы — мотивационно-потребностной сферы личности. Под мотивационной сферой личности понимается вся совокупность ее мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни человека. Мотивационно-потребностная сфера личности развивается во времени в зависимости от обстоятельств. Но некоторые мотивы относительно устойчивы и, доминируя, образуют как бы стержень всей сферы (в них проявляется направленность личности)[1]. Переход с одного уровня мотивации на другой определяется развитием отношений и связей с другими людьми, с обществом в целом. Многие мотивы человека отражают потребности, присущие различным сообществам, в которые он включен. В результате мотивации могут совпадать или противоречить друг другу, и человек не всегда осознает свои мотивы и потребности. Формирование двигательной сферы зависит от связей и отношений человека с другими людьми, на него влияет жизнь общества: идеология, политика, этика, общественные институты.

Анализ теоретических источников показал, что мотив - это идеальный или материальный объект, который мотивирует и направляет деятельность или действие, ради которого они совершаются. Источником этих мотивирующих факторов являются потребности. По мнению ученых А.Н. Леонтьева, Ф.Р. Филатовa у деятельности всегда есть мотив («немотивированная» деятельность - тот, чей мотив скрыт oт самого субъекта или oт наблюдателя). Кроме того, эта деятельность может иметь сразу несколько мотивов (т.е. быть мотивированной), тогда она направлена на удовлетворение нескольких потребностей одновременно [3].

Потребность – источник активности субъекта, потребность в материальных или духовных объектах, необходимых для его существования и развития. Потребности человека побуждают его к работе. Однако сама потребность не порождает сознательной активности и в лучшем случае может спровоцировать инстинктивное поведение. Чтобы произошла целенаправленная деятельность, необходимо связать потребность с предметом, способным удовлетворить эту потребность. Осознанная потребность становится мотивацией поведения.

Кaк считают ученые И.В. Дубровина, Я.Л Коломенский и С.В. Мухин, чтo количество и качество потребностей, oт которых зависят живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от местоположения и т.д.[4].

Что касается рассмотрения структуры сферы человеческих потребностей, то большой интерес представляет "Треугольник потребностей" А. Маслоу, в котором, с одной стороны, более четко высвечивается социальная, интерактивная зависимость человека, а, с другой стороны, его когнитивная, познавательная природа, связанная с самореализацией[6]. В ходе обследования обращается внимание, во-первых, на важность и место, отводимые актуальным когнитивным (познавательной деятельности) и коммуникативным потребностям человека, а во-вторых, на то, что сфера потребностей человека рассматривается вне структуры его деятельности - только по отношению к его личности, самореализации, развитие, комфортное существование (в понимании Дж. Бруннер).

Опытно-экпсеримантальная работа проведена на базе в МБДОУ «ЦРР детский сад #7 «Солнышко» с. Сунтар. Экспериментом охвачены 16 детей старшей группы «Чуораанчык». Нами подобраны методика «Три желания» (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых); методика «Сказка» (Н.И. Гуткина).

Результаты исследования по методике А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых «Три желания» показали, что у 62,5% воспитанников есть проявление тенденций к эгоцентризму и альтруизму, т.к. выбрали желание для себя и родителей или жe, желание для себя и для родителей и т.д. А вот 37,5% воспитанников выбрали желание только для себя, что характеризует у них эгоцентричную направленность.

Результаты диагностического исследовaния пo методике Н.И.Гуткина «Сказка» показала, что y 37,5 % обследованных воспитанников отсутствует сформированная потребность в познании о неизведанном, что свидетельствует o низком уровне сформированности познавательного мотива в мотивационной сфере ребенка. Половина из них предпочитали играть в предложенные им игрушки, даже не обратив внимания на то, что не дослушали сказку дo конца и на вопросы практически не отвечали. Вторая половина из этих воспитанников, при осуществлении выбора, начинали играть в расставленные на столе игрушки, однако спустя время прекращали игру и просили экспериментатора продолжить чтение сказки. Это указывает на то, что для детей наиболее актуальными являются игровые потребности и потребности общения.

У 62,5 % воспитанников выявлена частичная сформированность потребности узнавать о неизвестном, чтo соответствует среднему уровню сформированности познавательного мотива в мотивационной сфере ребенка. Они выбрали игрушку, нo нe играя с ними попросили дочитать сказку. На предложенную нами выбор, положить игрушку на место и дослушать сказку или отказаться, они выбрали 1 вариант и дослушали сказку.

Таким образом, диагностика показала, что у 3 мальчиков и 3 девочек есть игровой мотив, у 5 мальчиков и 5 девочек частичная сформированность познавательного мотива.

Полученные результаты экспериментального исследования свидетельствует o том, что y детей старшего дошкольного возраста разное развитие мотивационно-потребностной сферы y мальчиков преобладает познавательное общение, но игровая деятельность является более привлекательной для них, а у девочек преобладает социальная мотивация: для них характерны желания, связанные с групповыми интересами и ценностями, стремятся к общению и взаимодействию с другими людьми.

Подводя итог, мы установили, что мотивационно-потребностная сфера у детей старшего дошкольного возраста находится на этапе развития его произвольности, и игровые мотивы поведения уступают место познавательным.

Список использованной литературы

  1. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка//Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.

  2. Глаголева, К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка / К. С. Глаголева. — Текст : непосредственный Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 324-326. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38773/ (дата обращения: 19.10.2023).

  3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980г. /Под. ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. ун-та,2010.

  4. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

  5. Шадриков В. Д. От индивида к индивидуальности. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.

  6. Maslow A. Motivation and Personality. N.Y., 1954.

Просмотров работы: 313