КРУЖОК «ЮНЫЙ БЛОГЕР» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

КРУЖОК «ЮНЫЙ БЛОГЕР» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. В современных социально-экономических условиях развития общества проблема формирования творческой, всесторонне-развитой и культурной личности становится всё более актуальной. И начинать это развитие необходимо в дошкольном возрасте, когда идёт процесс становления речевой деятельности, когда речь ребёнка выступает потенциальной связью с языком. Именно эти связи «бытия — языка — индивидуальной жизни — речевой практики — мысли — креативности» являются важнейшими для гуманистической модели современного образования. Поэтапно овладевая речью во всех её жизненных функциях, человек реализует себя в мире в целом. Через речь индивид приходит к самовыражению.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка ( Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).

Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).

Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М. М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной, М.П Андросова, Т.В. Никифирова и др.

Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Дальнейшей разработки требуют вопросы формирования связности речи посредством произведений искусства.

Цель: изучить эффективные средства и методы развития связной речи старшего дошкольного возраста.

Объект: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. Предмет: педагогические условия организации кружка «Юный блогер» как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста

Гипотеза исследования: развитие связной речи старших дошкольников посредством кружка «Юный блогер», будет более эффективно, если:

-организовать образовательный процесс с учетом следующих принципов: доступности, постепенности, нарастания сложности;

- осуществлять дифференцированный подход к детям;

- использовать различные методы связной речи (словесный, наглядный, практический, поисковый, игровой);

- организовать интерактивную форму работы;

В соответствии с целью исследования и гипотезой были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме развития связной речи дошкольников;

2. Изучить возрастные особенности развития связной речи
в дошкольном возрасте;

3. Провести эмпирическое исследование уровня развития связной речи старших дошкольников;

4. Разработать программу кружка для развития связной речи у старших дошкольников;

Методологической и теоретической основой исследования являются психолого-педагогические концепции развития речи детей ( Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.И. Яшина, О.С. Ушакова, К.В. Полищук и др.), теории об особенностях психического развития старших дошкольников ( Д.Б.Эльконин, А.М. Леушина, Л.С.Выготский, О.М. Дъяченко, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Н.Н.Поддъяков). СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕНЫЕ

Для решения поставленных задач нами были использованы методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы; наблюдение, беседа, тестирование, наблюдение, обобщение педагогического опыта; метод анализа продуктов деятельности детей; статистические методы обработки данных.

В результате проведенного анализа литературы по проблеме исследования можно прийти к выводу, что связная речь дошкольника – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, не отвлекаясь на лишние детали.

Современная методика развития связной речи дошкольника основывается на лингвистическом, коммуникативном, личностно-ориентированном подходах к речевому развитию. Важным является формирование у детей осознанного построения связного высказывания; использование широкого спектра методов и приемов развития связной речи; систематическая и целенаправленная работа по развитию связной речи; преемственность в развитии связной речи детей на разных возрастных этапах. В процессе общения и взаимодействия ребенка с окружающей действительностью ребенок овладевает связной речью, а взрослый создает для этого условия, организует материальную и языковую среду, вовлекает
в совместную деятельность.

Вывод А. М. Леушиной нашел подтверждение в исследовании М. И. Лисиной и ее учеников. Ученые доказали, что уровень речевого развития зависит от уровня развития общения у детей. Форма высказывания зависит от того, как понимает ребенка собеседник. Речевое поведение собеседника влияет на содержание и структуру речи ребенка. Например, в общении со сверстниками дети в большей мере используют контекстную речь, поскольку им надо что-то объяснить, в чем-то убедить. В общении со взрослыми, легко понимающими их, дети чаще ограничиваются ситуативной речью.

Наряду с монологической речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются
в зависимости от условий общения.

Дети 4 - 5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать
в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы
в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (словами еще, потом),

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать
в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять
и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых
в совместной деятельности.

Таким образом, знание специфики связной речи и особенностей ее развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения,
а также, позволяет искать наиболее эффективные средства для ее развития. Одним из таких средств, предположительно, является кружок «Юные блогеры», которая активирует внутренние психические процессы ребенка
и стимулирует к словесному творчеству, высказыванию впечатлений об увиденном.

Рассмотрев условия развития связной речи разными авторами, к числу наиболее важных педагогических условий можно отнести следующие: связная речь детей старшего дошкольного возраста будет развиваться более успешно при использовании эффективных методов, приёмов, средств, которые могут способствовать возникновению мотивации речевой деятельности, появлению интереса к занятиям по обучению рассказыванию[5].

По нашему мнению, данные условия будут способствовать развитию связности речи и повышению общей речевой деятельности в целом.

С целью выявить уровень развития связной речи, нами было проведено комплекс диагностических методик:

1. Методика изучения уровня сформированности связной речи В.П.Глухова.

2. Методика изучения речевых умений О.С.Ушаковой.

Таким образом, полученные данные позволяют говорить о том, что у 20,0 % выявлен высокий уровень развития связной речи, дети этой подгуппы владеют в полном объеме возрастной нормы знаниями, умениями, навыками устной связной речи, которое использует самостоятельно, действует активно и творчески при выполнении задач, сформированы компоненты імпресивного и экспрессивного речи (фонетико-фонематические процессы, лексика, грамматика, связная речь, просодика).

45,0 % детей обнаружили средний уровень развития связной речи, дети этой подгруппы владеют знаниями, умениями, навыками, опытом, но не всегда используют их в практической деятельности и новой ситуации, иногда отказываются от выполнения заданий, не всегда воспринимают и используют помощь, чаще всего выполняют задачу с конкретным указанием и помощью.

У 35,0 % дошкольников наблюдается низкий уровень развития связной речи, дети этой подгруппы не владеют знаниями, умениями, навыками, опытом практической деятельности, иногда отказываются от выполнения заданий, не воспринимают и не используют помощь, зачастую не могут выполнить задачу с конкретным указанием и помощью, формы связной речи не сформированы.

Большие трудности также вызвали задания, в которых нужно было составить рассказ по сюжетным рисунком или их сюжетной серией, составить диалог между двумя детьми на основе рисунка или по ситуации, предложенной взрослым. Чаще эти ответы ограничивались 3-4 простыми предложениями. Помощь взрослого в форме вопросов не меняла ситуацию. Неадекватные ответы, отказ от выполнения задачи характерны для детей с низким уровнем развития связной речи. Необходимо отметить, что дети с низким уровнем связной речи не соблюдали последовательности реплик в диалоге, обычно нуждаются в помощи в формировании фразы, они либо самостоятельно не начинают реплику, или повторяют реплики собеседника с нарушением структуры предложения, пропуская члены предложения.

Дети с низким уровнем развития связной речи пропускают члены предложения, употребляют одно слово для обозначения разных действий, иных понятий, их признаков или действий. Имеющиеся в их речи лепетні слова или фрагменты слов, имеющих неправильную грамматическую форму, слова во фразе иногда имеют неправильную последовательность.

Общей особенностью детей с моторной алалией является то, что трудности в составлении монолога по мнимой ситуацией из жизненного опыта значительно больше, чем при воспроизведении содержания знакомого произведения или сказки. Это обусловлено трудностями актуализации прошедших событий в памяти, отсутствием опыта, слабостью вербальной памяти, нарушением механизма планирования высказывания (выбора необходимой лексики, построения фразы во внутренней речи и др.).

Анализ результатов исследования состояния устной связной речи старших дошкольников представлено в гистограмме есть рис. 1.

Эксперимент позволил сделать следующие выводы:

1. Анализ полученных результатов показал нам особенности связной речи дошкольников, уровень ее сформированности, а также умение формулировать связное высказывание. Дети имели трудности при выполнении заданий, они просили помощи, могли справиться с заданиями только после стимульной помощи. Выполняя задания, связанные с рассказом по сюжетным картинкам, дети путали сюжетные части, опускали конец или часть из середины рассказа. Ошибки возникали также при самостоятельном рассказе о животном. Такого рода ошибки указывают нам на низкий уровень сформированности связной речи детей старшего дошкольного возраста . У детей имеются трудности в построении высказывания, для рассказов детей характерно увеличение доли существительных, местоимений, служебных слов, зачастую в речи присутствуют фразы штампы, при пересказе дети теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы.

2. Таким образом, экспериментальные данные указывают на необходимость специально организованной работы педагогов, направленной на развитие связной речи В связи с этим создание данного кружка является целесообразным и весьма актуальным

Программа курса «Юный блогер» разработана в связи с возросшим  осознанием родителями (законными представителями) необходимости повышения уровня культуры речевого общения у детей и взрослых, возобновления лучших речевых традиций и  знакомства детей с культурой речевого поведения для их успешной социализации. Она рассчитана на дошкольников 6-7 лет и предполагает приобщение детей к миру речи.

В процессе освоения курса дети  смогут приобрести представления о способах и методах сбора и презентации информации, овладеть некоторым опытом публичного выступления, диалога, что необходимо для развития умений мыслить и грамотно говорить. 

Актуальность

Современным детям предстоит осваивать профессии, которых пока нет, использовать технологии, которые ещё не созданы, решать задачи, о которых мы можем только догадываться. Важно подготовить ребенка к тому, что мир меняется все время.

Внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольных учреждений способствует более эффективному воспитанию ребёнка, который стремится творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций и хочет получать новые знания об окружающем мире. Использование таких технологий, безусловно, влияет на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению. Вместе с новыми технологиями должны меняться методы обучения и воспитания. К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс развития связной речи рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. По данным современных педагогов и психологов, с каждым годом увеличивается количество детей с низким уровнем развития речи. Ввиду тесной взаимосвязи речи и мышления разработка научно обоснованного содержания и эффективных методов, направленных на повышение уровня связанного речевого развития имеет большое значение и является сложной педагогической проблемой.

Взяв в основу мнение педагогов, увидев эффективность использования цифровых устройств, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и их по-своему, я начала кружковую работу «Юный блогер».

Цель: развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе кружка «Юный блогер»

Задачи:

- пополнять словарный запас ребенка, развивая грамматический строй речи;

- формировать навык построения связного высказывания;

- помочь детям развить и осмыслить речевую практику, для овладения ими навыков общения;

- организовывать активную речевую деятельность, в которой дети будут применять полученные знания;

- развивать творческое воображение, фантазию в речевых высказываниях;

Предполагаемые результаты:

- обогащение номинативного, предикативного и качественного словаря детей грамматическими категориями;

- умение самостоятельно строить связное высказывание;

- воспитывать культуру речевого общения как часть речевого этикета.

- стимулирование познавательного интереса детей к сфере информационно – коммуникационных отношений;

- проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

Методы подачи нового материала

1.Словестный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации, устное изложение, беседа;

2.Наглядный – сопровождение  рассказа  презентацией,  показ образцов работ;

3.Практический – обмен идеями, просмотр;

4.Поисковый – сбор информации по интересующей теме;

5. Игровые - дидактические игры-упражнения, сюжетно-ролевые игры;

Приѐмы организации работы:

•Решение проблемных ситуаций

•Ролевые игры

• Объяснение

•Тренинговые упражнения по развитию устной и письменной речи

•Разбор речевых ошибок             

• Презентация

• Опрос

•Распределение обязанностей

•Практическая работа с ПК. Фотоаппаратом и диктофоном

Система занятий предназначена для детей старшего дошкольного возраста

Частота встреч – 2 раза в неделю

Количество детей в группе – 10 – 14 человек.

Длительности одного занятия – 25 – 30 минут.

Паспорт кружка

 

№ п/п

Название программы

«Юный блогер»

1

Цель

Развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе кружка «Юный блогер»

2

Образовательное учреждение

Частный детский сад «Первая ступенька»

3

Направление, в рамках которого реализуется программа

Речевое развитие детей 6-7 лет

 

К концу курса занятий дети должны уметь:

*участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы и отвечать на них.

*различать понятия: звук, буква, слог, предложение, текст.

*пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения.

*осознанно составлять рассказ по серии картинок.

*рассказывать сказки, загадывать загадки, выразительно в собственной манере прочесть стихотворение.

* составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-суждение.

5

Продолжительность курса

29 занятий

6

Целевая аудитория

Дети 5-6 лет и родители

7

Способы фиксации результатов

Видеоролик

 

Условия реализации программы

Для успешной реализации целей и задач программы « Юные блогеры» необходимы следующие условия:

  1. Работа с детьми проводится в подгруппах. Педагогу необходимо постоянно поддерживать интерес детей.

  2. Работа по реализации программы выстраивается в тесном сотрудничестве с родителями. Родители оказывают помощь
    в подготовке выступлений детей, съемке, монтаже.

  3. При реализации программы курса рекомендуется использовать средства ИКТ, мультимедийное оборудование, компьютер, камеру (или смартфон)

 

 Календарно-тематический план кружка «Юный блогер» с детьми старшего возраста.

Месяц

Тема

Содержание деятельности

Сентябрь

Выявление детей, обладающих способностями к литературному творчеству, опрос детей, педагогов, мотивирование детей на участие в работе кружка. Организация вводной диагностики.

Октябрь

1

О чем пишут в новостях, блоге, газетах?

Рассматривание разных детских блогов (внешний облик, содержание, рубрики). Мозговой штурм «Зачем нужны газеты, блоги, новости?»

2

Кто издает новости, блоги, газеты?

Знакомство с профессиями – журналист, фотограф, редактор, а также с их орудиями труда.

Экскурсия в редакцию газеты «Твоя среда».

3

Съемка ролика «Я умею лучше всех»

Создание блога «Я умею лучше всех». Дети рассказывают и показывают, чем они увлекаются.

4

Д/и «Один и много».

Цель: упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.

Ноябрь

5

Что такое - презентация?

Презентация изготовленной педагогом газеты детям (новости из жизни группы за октябрь). Рассматривание газеты, поиск себя на фотографиях, чтение статей о жизни детей в группе, написанных воспитателем. Обмен мнениями, анализ, что понравилось, что нет.

Презентация газеты детьми родителям (в вечернее время в домашних условиях).

6

Что такое – интервью?

Игра-активатор «Портфель журналиста». Знакомство с оборудованием: микрофон, диктофон. Мозговой штурм «О чём хочу тебя спросить?». Д/и «Дружеское интервью» (формирование умения брать интервью друг у друга, записывать его с помощь педагога на диктофон).

7

Д/и «Придумай предложение»

Цель: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

8

Съемка ролика

Рубрика «Интересно знать»

Дети рассказывают про круговорот воды в природе и про виды облаков

Декабрь

9

Презентация газеты,

внештатные корреспонденты

Презентация газеты детьми родителям и воспитанникам другой группы.

Привлекаем родителей для участия в создании новой рубрики «А у нас в квартире газ, а у вас?». Домашнее задание для детей и родителей написать заметку о том, что интересного произошло дома, о подготовке к Новому году (о мечтах, письмах Деду Морозу и пр.)

10

Литературный конкурс

Подготовка к Всероссийскому конкурсу «Эти забавные зверюшки». Фотографирование домашних питомцев, отбор интересных фотографий, составление рассказов о домашнем любимце.

11

Творческая командировка, пресс-конференция

Дискуссия «Чему учат в спортивной школе?». Экскурсия в ДЮСШ в сочетании с индивидуальным интервьюированием, с цельюнаписания статьи о секциях для девочек и мальчиков. После возвращения с экскурсии пресс-конференция (педагог и родители задают ребятам вопросы о спортивной школе).

12

Съемка ролика «Про новый год»

Отвечают на вопросы про новый год, деда мороза.

Январь

13

Как я встретил Новый год

Д/и «Дружеское интервью»(наброски для статьи).

14

Понятно - непонятно

Д/и «Инопланетянин» (развитие умения передавать в рассказе такие детали, которые важны для понимания события).

15

Гости в редакции

Мозговой штурм «О чем расспросим первоклассников?». Дискуссия «Как встретим и проводим гостей?» (в гости приглашены школьники, бывшие выпускники детского сада).

Встреча проходит в режиме «Пресс-конференция» уже известном детям, но только теперь они не отвечают на вопросы, а задают их.

16

Самое интересное!

Сбор информации за месяц, совместное редактирование статей, подбор фотографий, рисование рисунков к статьям.

Февраль

17

Презентация газеты, внештатные корреспонденты

Презентация газеты детьми воспитанникам другой группы и родителям.

Привлечение родителей к созданию новой рубрики «Говорят дети». Домашнее задание для детей и родителей: написать смешные заметки из разговора детей.

18

Я - журналист

Д/и «Рассеянный журналист» (развитие навыков связной речи, памяти, внимания, мышления).

19

Гости в редакции

Мозговой штурм «О чем расспросим спасателей?».

«Пресс-конференция» с последующими конкурсами-эстафетами для детей «Осторожный огонёк».

20

Съемка ролика «Мой папа, дедушка и брата»

Дети рассказывают про своих отцов, братьев и дедушек. Отвечают на вопросы.

Март

21

Презентация газеты

Презентация газеты детьми воспитанникам другой группы и родителям

22

Съемка ролика «Мамочка, мама»

Дети рассказывают про своих мам, и отвечают на вопросы.

23

Берём интервью

Дети, с заранее подготовленными вопросами берут интервью у сотрудников детского сада на тему «Чем интересна и сложна работа».

24

Самое интересное!

Сбор информации за месяц, совместное редактирование статей, подбор фотографий, рисование рисунков к статьям.

Апрель

25

Презентация газеты

Презентация газеты детьми воспитанникам другой группы и родителям

26

Прогулка по территории детского сада с выполнением различных заданий

Д/и «Рефлексия». Решаем вопросы: Что должен уметь журналист? Какие задания вам понравились? Какие задания было трудно выполнять?

27

«Где мы были – не расскажем, а что делали – покажем»

Д/и «Колдун» (развитие умения использовать невербальные средства общения), обсуждение для чего журналисту нужно уметь правильно использовать жесты и мимику.

28

Игра «Найди два слова – «неприятеля»».

Цель. Практическое усвоение слов – антонимов.

Май

Подведение итогов

Организация мониторинга (итоговая диагностика)

Таким образом, анализ положений о развитии связной речи детей дошкольного возраста известных отечественных ученых как: Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова, С.Л. Рубенштейн и др., позволил нам сделать вывод, что развитие связной речи играет ведущую роль в процессе не только речевого развития, но и практического овладения языка ребенком - звуковым
и грамматическим строем, словарным составом - , и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в дошкольном учреждении.

Анализ научных исследований показал наличие потенциальных возможностей по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи развития связной речи занимает центральное место в общей системе работы дошкольного учебного заведения. Формирование связной речи у дошкольников требует специально организованного пространства
и индивидуального подхода к каждому ребенку. Развитие
и совершенствование связной речи предполагает формирование коммуникативных умений и навыков, которое происходит в процессе диалогической и монологической речи.

Экспериментальная часть, а именно диагностическая программа, составленная в соответствии с применённой нами педагогической технологией развития связной речи дошкольников, позволила проследить насколько дети, владеют необходимыми навыками по различным разделам речевого развития.

Анализ полученных результатов показал нам особенности связной речи дошкольников, уровень ее сформированности, а также умение формулировать связное высказывание. Дети имели трудности при выполнении заданий, они просили помощи, могли справиться с заданиями только после стимульной помощи. Выполняя задания, связанные с рассказом по сюжетным картинкам, дети путали сюжетные части, опускали конец или часть из середины рассказа. Ошибки возникали также при самостоятельном рассказе о животном. Такого рода ошибки указывают нам на низкий уровень сформированности связной речи детей старшего дошкольного возраста . У детей имеются трудности в построении высказывания, для рассказов детей характерно увеличение доли существительных, местоимений, служебных слов, зачастую в речи присутствуют фразы штампы, при пересказе дети теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы.

Исходя из вышеизложенного, мы сделали программу кружка «Юные блогеры», направленное на развитие связной речи. Новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

При направленном развитии связной речи детей, необходимо учитывать, что цели и задачи данной работы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для этого: эмоциональный настрой, стимулирование детской деятельности, эстетически оформленный материал и т.д.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдусалямова, Э.Ф. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Э.Ф. Абдусалямова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – N 5 (15). – С. 27-29.

2. Акимова, И.И. Развитие связной повествовательной речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И.И. Акимова // В сборнике: Роль и значение науки и техники для развития современного общества. – 2018. – С. 12-14.

3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учебное пособие [Текст] / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Академия, 2011. – 400 с.

4.Андреева, И.Н. Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр [Текст] / И.Н. Андреева, О.В. Глушкова // В книге: Россия и мир: национальная безопасность, вызовы и ответы. – 2018. – С. 260-263.

5. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: АСТ, 2013. – 640 с.

6.Дудникова, Е.А. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Дудникова, А.В. Винник, А.А. Шаповалова // В сборнике: Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. – 2018. – С. 199-202.

7. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2016. – 384 с.

8. Казакова, Е.А. Педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Казакова, М.Н. Карпенко // В сборнике: Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования в условиях модернизации. – 2018. – С. 99-102.

9. Калугина, Л.А. Современные технологии развития связной речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Калугина // В сборнике: Психолого-педагогический, социальный и управленческий аспекты реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. – 2018. – С. 77-78.

10. Князева, А.Н. Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством обучения пересказыванию бытовых сказок [Текст] / А.Н. Князева // Наука и образование: новое время. – 2018. – N 1 (24). – С. 351-355.

11. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Красанд, 2010. – 216 с.

12. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. [Текст] /Под ред. А.Г. Рузской. – СПб.: Питер, 2010. – 410 с.

13. Олисова, Э.Р. Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста [Текст] / Э.Р. Олисова // В сборнике: Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2018. – С. 270-271.

14. Паздникова, Н.А. Проблема развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Паздникова // В сборнике: Формирование личности будущего на основе психолого-педагогического анализа. – 2018. – С. 149-151.

15. Полищук, К.В. Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / К.В. Полищук // В сборнике: Результаты современных научных исследований и разработок. – 2018. – С. 183-185.

16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2017. – 720 с.

17. Седанова, М.С. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М.С. Седанова // Студенческая наука и XXI век. – 2018. – N 16-2. – С. 296-298.

18. Смоленцева, С.В. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы [Текст] / С.В. Смоленцева // В книге: Россия и мир: национальная безопасность, вызовы и ответы. – 2018. – С. 331-334.

19. Смоленцева, С.В. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы [Текст] / С.В. Смоленцева, М.Р. Шамтиева // В сборнике: Развитие современного образования: от теории к практике. – 2018. – С. 137-139.

20. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

21. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. [Текст] / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2008. – 159

22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Просвещение, 2014. – 32 с.

23. Филичева, Т.Б. Комплексный подход к обследованию детей [Текст] / Т.Б. Филичева // Специальное образование. – 2012. – N 1. – С. 139-150.

24. Чумаков, Н.А. Взаимосвязь дидактических игр и уровня развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Чумаков, Н.Н. Югова // В сборнике: Наука в современном информационном обществе. – 2018. – С. 58-61.

25. Шаповалова, Е.В. Роль сказки в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Шаповалова, Е.С. Федосеева // В сборнике: Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2018. – С. 248-250.

26. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие [Текст] /Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Академия, 2014. – 256 с.

27. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2011. – 226 с.

28. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей [Текст] / В.И. Яшина, М.М. Алексеева. – М.: Академия, 2013. – 448 с.

Просмотров работы: 52