На сегодня проблема особенностей страхов в поведение детей старшего дошкольного возраста является актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. Несмотря на существование достаточного количества экспериментальных работ и теоретических обобщений, до сих пор ещё нет целостного представления о данной проблеме.
Опытно – экспериментальное исследование по выявлению уровня развития страха у детей старшего дошкольного возраста проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
На первом этапе работы нами были изучены диагностические методики отечественных и зарубежных авторов и составлена диагностическая программа. Для выявления уровня и видов страхов у детей старшего дошкольного возраста, были использованы следующие методики:
1 методика. «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой
Цель данной методики заключается в выявлении видов и уровней страха у детей старшего дошкольного возраста.
Ребенку предлагается нарисовать два дома — красный и черный (возможен вариант предъявления ребенку листа с уже нарисованными домами). В эти дома либо самостоятельно (если это младшие школьники и более старшие дети), либо с помощью экспериментатора (если это дошкольники) детям предлагается расселить страхи: в красный дом — «нестрашные», в черный — «страшные страхи». После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять. Автор предполагает, что данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. А.И. Захаров предлагает возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и возрасту). Из 29 страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. По инструкции в красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В черном будут жить страшные страхи, а в красном — нестрашные. Взрослый перечисляет страхи и записывает их номера внутри дома.
На основе количественного анализа таблицы, что в группе детей количество страхов сверх нормы выявлено у 18 человек, а это 90% и лишь у 2 детей количество страхов соответствует норме.
2 методика. «Нарисуй свой страх» А.И. Захарова.
Цель методики: выявить виды и уровни страхов у старших дошкольников.
Детям предлагалось после предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования.
По окончании рисования ребенка просили рассказать о том, что он изобразил, т. е. вербализовать свой страх. Далее сравнивались с нормами проявления возрастных страхов по А.И. Захарову
Из анализа мы узнали, что большинство детей нарисовали чужих людей, что составило 30 % от общего числа детей, 20 % детей нарисовали животных (собак) это, у 15% детей - составили рисунки стихийных бедствий у 10 % детей был нарисован страх «Сказочных героев» (чудище и домовой) и «Темноты». Ребенок_м_004 нарисовал «Пожар» (5%), Ребенок_д_020 нарисовал «Огонь» (5%), Ребенок_м_015 нарисовала «маленькое пространство» (5%).
3 методика по тесту «Сказка» Луизы Дюсс.
Тест «Сказка» является методом выявления и снятие агрессии у детей. В предложенных ею сказках есть персонаж, которому приходиться делать выбор. С ним ребенок и будет стараться идентифицировать себя. В зависимости от своего состояния он будет реагировать на ситуацию, изложенную в сказке, спокойно или тревожно, и такое состояние, которое он захочет приписывать действию сказки, и будет сохраняться у ребенка. Все сказки заканчиваются вопросом, ответ на который должен дать ребенок.
Цель этого теста - выявить уровень проявления страхов у детей.
Нами была использована сказка про страх.
В ходе исследования детям предлагалось послушать сказку: «Один мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!» Чего он боится?»
Итак, в ходе анализа по методике «Сказка» Луизы Дюсс, мы получили следующие результаты: так «Типичные нормальные ответы» выявлены у 5 (25%) испытуемых, их ответы звучали следующим образом «Боится, что мама поругает», «Боится темноты», «Собаку увидел и боится».
Типичные тревожащие ответы выявлены у 15 детей (75%).
У этих детей звучали ответы следующим образом, «Боится оставаться один», «Боится, что собака залезет в кровать», «Цыганка хочет его украсть» и т.д.
Проведенная нами диагностическая работа показала необходимость профилактики возрастных страхов у детей старшего дошкольного возраста.
На основании этого нами было разработан и частично апробирован комплекс профилактических занятий. В работе мы использовали опыт Т. Шишовой.
Нами была составлена программа профилактической работы со старшими дошкольниками.
Программа включает в себя 6 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю по 20 – 25 минут.
В основу данной программы легли игры и упражнения из книги Т. Шишовой «Страхи – это серьезно», и книги «Азбука общения» под ред. Л. М. Шипициной.
Содержание программы:
1 блок "Знакомство со сказочными героями" - знакомство с терапевтическими сказками и их персонажами, обсуждение чувств и поступков героев.
2 блок "Придумываем сказку" - обучение способам сочинения сказки, создание детьми собственных сказок.
3 блок "Играем сказку" - разыгрывание сюжетов сказок, этюды на выражение эмоций сказочных героев.
4 блок "Рисуем сказку" - создание иллюстраций к сказкам, рисование полюбившихся персонажей.
5 блок "Сказкотерапия страхов" - чтение и анализ сказок, направленных на преодоление конкретных детских страхов.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал эффективность разработанной программы. У детей отмечается снижение уровня страхов, расширение знаний о способах преодоления страхов. Таким образом, целенаправленная профилактическая работа способствует предупреждению и преодолению возрастных страхов у детей старшего дошкольного возраста. И требует длительного времени.
Список использованной литературы
Акопян, Л.С. Детские страхи: теория, диагностика, коррекция: монография / Л.С. Акопян. – Самара: ПГСГА, 2010. – 164 с.
Акопян, Л.С. Новый подход к классификации страхов / Л.С. Акопян // Известия Самарского научного центра РАН. – 2009. – №4-6. – С. 1472-1480. https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-podhod-k-klassifikatsii-strahov.
Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие./ Е.Е. Алексеева. – Санкт-Петербург: Речь, 2008. – 283 с.
Арефьева, Т.А. Преодоление страхов у детей: тренинг / Т.А. Арефьева, Н.И. Галкина. – Москва : Аст-экспресс, 2005. – 211 с.
Бежаева, Д.Н. Сказкотерапия как средство работы с детскими страхами у дошкольников / Д.Н. Бежаева, О. А. Зиновенко // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). – Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. – С. 53-56. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9922/.
Березин, Ф.Б. Психическая адаптация и тревога / Ф.Б. Березин. // Психология мотивации и эмоций: учебное пособие / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман, – Москва.: МПСИ, 2006. – С. 350-357.
Битнер, А.Д. Страхи дошкольников / А.Д. Битнер // Сборник статей победителей международной научно-практической конференции: в 2 частях. – Пенза: Наука и Просвещение, 2017. – С. 1033-1037. https://elibrary.ru/item.asp?id=28819288.
Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Санкт-Петербург.: Питер, 2008. – 400 с. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – Санкт-Петербург.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 811 с.
Вачков, И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. – Москва.: Ось-89, 2007. – 144 с.
Выготский, Л.С. Основы общей психологии / Л.С. Выготский. – Сакт-Петергбург.: Речь, 2009. – 1009 с.
Грундман, Г. Пятая овечка / Г. Грундман. – Москва.: Компас-гид, 2010. – 20 с. Дорофеева Г.А. Страхи: определение, виды, причины / Г.А. Дорофеева // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2002. – № 5.– С.177-184.
Захаров, А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей/ А.И. Захаров. – Санкт-Петербург.: КАРО, 2006. – 416 с.
Зубкова, А.С. Книга для родителей. Детские страхи / А.С. Зубкова, С.Г. Зубанова. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 144с.
Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – Санкт-Петербург.: Речь, 2007. – 176 с. Изард К.Э. Страх и тревога / К.Э. Изард // Психология эмоций.– Санкт-Петербург.: Питер, 2007. – 464 с.
Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург.: Питер, 2009. – 752 с.
Ионова, Н.В. Особенности проявления страхов у дошкольников 6-7 лет / Н.В. Ионова, В.А. Горбунова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1391-1395. http://e-koncept.ru/2014/54542.htm.
Ионова, Н.В. Сказкотерапия как метод коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста / Н.В. Ионова, В.А. Горбунова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2291–2295. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85459.htm..
Кемпински, А. Страх / А. Кемпински // Психические состояния.– Санкт-Петербург.: Питер, 2000. – С. 229-235.
Киселева, М. В. Сказкотерапия / М.В. Киселёва // Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – Санкт-Петербург: Речь, 2007. – С. 33-45.
Кожевников, Т.С. Психология страха / Т.С. Кожевников. – Киров: обл. науч. б-ка им. А. И. Герцена, 2016. – 44 с.