РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА «В КУЛЬТУРНОМ ЛАНДШАФТЕ ГОРОДА ГОРОДЕЦ (ВОКРУГ ОЗЕРА СВЯТОЕ)» - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА «В КУЛЬТУРНОМ ЛАНДШАФТЕ ГОРОДА ГОРОДЕЦ (ВОКРУГ ОЗЕРА СВЯТОЕ)»

Сидорова А.В. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет». Историко-филологический факультет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Разработка учебной экскурсии для учащихся 5 класса «В культурном ландшафте города Городец (вокруг озера Святое)» осуществлялась в рамках учебной практики по общему землеведению в июле 2023 года на основе проведенного комплексного описания ценного природного объекта.

Цель: ознакомление с методикой и освоение практики проведения учебных географических экскурсий со школьниками;знакомство учащихся с особым культурным (антропогенным) ландшафта Святого озера в городе Городец.

Место проведения: смотровая площадка озера Святое между ул. Маслова и ул. Кооперативной, корпусами литейно-механического завода «Молот» и зданием школы № 1.

Время проведения: май.

Задачи:

Образовательные: закрепить понятие о культурном ландшафте, повторить признаки болот и озёр, определить уровень антропогенного воздействия на акваторию озера и прилегающую территорию.

Развивающие: развитие умений выявлять признаки изменения ландшафта, виды взаимоотношений, логического мышления, памяти, внимания, творческих способностей учащихся; развитие понятий «культурный ландшафт»,«природный ландшафт», «озеро», «болото», «антропогенное воздействие».

Воспитательные: формировать сознательное отношение к природе (действовать в природе необходимо на основе строгого соблюдения сложившихся в ней взаимосвязей, не нарушая их), совершенствование навыков коллективной работы в группах; формирование научного мировоззрения, экологическое (на примере антропогенного воздействия: изменение озёрной котловины, перекрытие естественных притоков), эстетическое, на примере красотыкультурных объектов (ухоженная территория, единый стилистический ансамбль).

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к природным объектам;

  • умение работать в команде.

Метапредметные:

  • умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы и влияние антропогенного фактора на развитие ландшафта; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  • применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • воспитание любви к своему городу, региону, стране;

  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально ответственному поведению в ней.

I. Подготовка к экскурсии

1. Подготовка к экскурсии учителя

Для ознакомления учащихся с характерными признаками формирования культурного ландшафта на природном педагогически целесообразно провести экскурсию в частном секторе города.

Рис. 1. Панорама озера Святое в городе Городец

Задача учителя: так организовать познавательную деятельность учащихся, чтобы учащиеся, прежде всего, увидели явления, присущие как природному, так и культурному ландшафту; поняли, как природный ландшафт сформировал культурный и усвоить его основные закономерности. Руководствуясь программными требованиями, учитель изучает литературу, посещает местный частный сектор, определяет и составляет маршрутный лист, а также места площадок, где учащиеся будут выполнять самостоятельные задания. В задания необходимо ввести следующие пункты:

  • составление таблицы «за и против» для обоснования природы образования озера.

  • поиск ответа на вопрос: каким ландшафтом является озеро Святое?

Заранее обдумываются основные вопросы обобщающих бесед, которые завершают каждое задание.

2. Подготовка учащихся к экскурсии

Учитель в классе проводит вводную беседу, которая позволяет определить задачу экскурсии: для того, чтобы знать, как правильно относиться к лесу, разумно использовать его природные богатства, не истощая их, надо изучить лес как растительное сообщество, знать его структуру и исторически сложившиеся взаимосвязи между растениями, животными, микроорганизмами, неживой природой.

Учащиеся вспоминают правила поведения в городе и кратко знакомятся с тем, что они будут делать на экскурсии. Делятся на команды по рядам.

Для каждой команды готовятся бланки с заданиями.

Примерная структура бланка

  1. Шапка с названием экскурсии и местом для подписи названия команд.

  2. Таблица «За и против» с пятью строками для аргументов.

  3. Проблемный вопрос с местом для ответа.

II.Проведение экскурсии

  1. Вводная беседа

Речь учителя

Ответы учеников (эталон)

Мы завершили знакомство с понятиями культурный и природный ландшафты. Назовите их отличия?

Природный ландшафт - это ландшафты, сформированные под влиянием только природных факторов без вмешательства человека.

Культурный – изменён в результате хозяйственной деятельности человека.

Какие природные ландшафты вы знаете?

Озеро Светлояр, река Белая, овраги, яр и т.д.

Какие культурные?

Площадь Кольцова колодца, плотина Нижегородской ГЭС, Городецкий крепостной вал и т.д.

Сегодня у нас очень непростая задача. Нужно определить к какому типу ландшафта относиться озеро Святое. Вам необходимо самостоятельно познакомиться с историей этого места и опираясь на ваши наблюдения ответить на последний вопрос задания - каким ландшафтом является озеро Святое?

Начнём с того, что является озером?

Озеро — это замкнутый природный водоём суши с замедленным водным обменом.

Какие ещё водоёмы вы знаете?

Пруды, водохранилища, болота, моря и океаны.

Учитель ведёт обучающиеся на место экскурсии. Команды получают бланки с заданием на каманду.

2. Самостоятельная работа  учащихся по группам

Каждая группа выполняет самостоятельно задание с бланка.

Бланк

Задание 1.

Заполните таблицу «За и против» для утверждения «Святое озеро культурный ландшафт»

За

Против

   

Задание 2.

Каким ландшафтом является озеро Святое?

III. Заключительный этап

Отчет групп по заданиям

Учитель: Изначально на этом месте было естественное озеро. По легенде под его воду ушёл монастырь. Озеро обмелело и превратилось в Рязановоболото. Его долгое время никак не изменяли, но в 2009 провели очистку водоёма, осушили ручей, что его питал и ради улучшения качества дна замазали его бетоном. Естественные ключи перестали питать озеро и теперь каждый год воду доливают искусственным путём.

Так бывает, когда люди не понимают природных процессов, а слепо гонятся за наживой. Ранее природный ландшафт был полностью уничтожен. От него осталось одно название озеро Святое.

Учитель проводит беседу для поиска возможных путей решения экологических проблем озера. Дети в командах рисуют план «спасения» озера.

Учитель объявляет конкурс на лучший групповой план решения экологических проблем озера.

Проводиться оценивание деятельности обучающихся во время экскурсии.

Рис. 2. Картосхема окрестностей озера (план)

Рис. 3. Маршрут экскурсии от Школы №1 г. Городец

Просмотров работы: 14