Разработка учебной экскурсии для школьников8 класса «Оценка геоэкологического состояния прибрежных ландшафтов, прилегающих к каналу Волга-Уводь в г. Иваново» осуществлялась в рамках учебной практики по общему землеведению в июле 2023 года на основе проведенного комплексного описания ценного природного объекта.
Проблемный вопрос к экскурсии: можно ли назвать водный объект, перед которым мы находимся «рекой»? Почему?
Цель: ознакомление с методикой и освоение практики проведения учебных географических экскурсий со школьниками;знакомство учащихся сискусственными сооружением канала Волга-Уводь;узнать влияние техники на природу, человеческое окружение и самого человека.
Место проведения: берега водного объекта (канал Волга-Уводь).
Время проведения: май.
Задачи:
Образовательные: изучить водный объект, узнать, в чем различие между рекой и техническим сооружением, как повлиял человек на изменении ландшафта территории, выявить цель создания канала; изучить лесное сообщество, взаимоотношения между растениями и средой, цепи питания, развитие сообщества, роль человека, влияющего на растения и сообщество в целом.
Развивающие: развитие умений выявлять признаки различия реки и сооружения, логического мышления, памяти, внимания, творческих способностей учащихся; развитие понятий «река», «канал», «техническое сооружение», «растительное сообщество», «формообразующие факторы», «растительность».
Воспитательные: сознательное отношение к природе (действовать в природе необходимо на основе строгого соблюдения сложившихся в ней взаимосвязей, не нарушая их), совершенствование навыков коллективной работы в группах; формирование научного мировоззрения, экологическое (загрязнение и заболачивания канала), эстетическое, на примере красоты натуральных объектов (дуб обыкновенный, береза повислая, сосна обыкновенная).
I. Подготовка к экскурсии
1. Подготовка к экскурсии учителя
Для ознакомления учащихся с характерными признаками водного объекта педагогически целесообразно провести экскурсию на канал Волга-Уводь.
Рис. 1.Молодой подрост дуба черешчатого на берегу канала
Задача учителя: так организовать познавательную деятельность учащихся, чтобы учащиеся, прежде всего, смогли отличить канал от реки; его структуру, количественное и качественное соотношение растительных видов, их влияние друг на друга и на окружающую среду, цепи питания, развитие сообщества, и на основе этого смогли сделать обобщения о водном сообществе в целом и усвоить его основные закономерности. Руководствуясь программными требованиями, учитель изучает литературу, посещает канал Волга-Уводь, определяет и составляет маршрутный лист, а так же места площадок, где учащиеся будут выполнять самостоятельные задания. В задания необходимо ввести следующие пункты:
определение качества воды (органолептические показатели и индекс Майера);
описание хозяйственного использования реки, основные геоэкологические проблемы и их пути решения;
определить можно ли назвать данный объект “рекой”? Почему?
Заранее обдумываются основные вопросы обобщающих бесед, которые завершают каждое задание.
2. Подготовка учащихся к экскурсии
За день до экскурсии учитель и учащиеся посещают место экскурсии, определяют основные морфодинамические и морфометрические характеристики водного объекта, черты его водного и уровенного режима, в первом приближении наметить схему направленности процессов происходящих в водоеме или водотоке.
Учитель в классе проводит вводную беседу, которая позволяет определить задачу экскурсии: для того, чтобы знать, как правильно относиться к лесу и водному объекту, разумно использовать его природные богатства, не истощая их, надо изучить водный объект как растительное сообщество, знать его структуру и исторически сложившиеся взаимосвязи между растениями, животными, микроорганизмами, неживой природой.
Учащиеся вспоминают правила поведения в природе и кратко знакомятся с тем, что они будут делать на экскурсии.
Карточка поведения в природе
1. Не ломай ветви деревьев и кустарников без исключительной надобности. ( Ветви вместе с листьями игpают важную pоль жизни растения. Напpимеp, листья участвуют в дыхании pастения).
2. Не повpеждайкоpудеpевьев! (Это наpушаеткpасотупpиpоды и очень вpедитдеpевьям: из pанки вытекает сок, могут пpоникнуть под коpумикpобы и гpибы-тpутовики, котоpые вызывают заболевания и даже гибель деpева).
3. Не pви в лесу, на лугу цветов, о распространении которых не знаешь. (Важно показать какой вpедпpиpоде могут нанести люди, если соpвут даже по одному-единственному цветку).
4. Съедобные ягоды, оpехисобиpайтак,чтобы не повpеждать веток.
5. Не сбивай гpибы. Известно, что гpибы, в том числе, и несъедобные для человека, являются компонентом леса. Своей подземной частью - гpибницей - они сpастаются с коpнямидеpевьев, кустаpников, тpав, обеспечивая их водой, минеpальными солями, pостовыми веществами. Для животных гpибы служат пищей и лекарством. Гpибы являются санитаpами леса: они участвуют в pазложенииpастительных остатков. Не менее важно и то, что гpибыукpашают лес.
6. Не pазоpяй гнезда шмелей. Шмели - насекомые,численностькотоpых в последнее вpемя повсеместно pезкосокpатилась. Пpичина этого - шиpокое, неумеpененное использование в сельском хозяйстве ядохимикатов, к котоpым шмели очень чувствительны; уничтожение шмелиных гнезд пpи сенокошении; выжигание сухой тpавы на лугах.
7. Не лови диких животных и не уноси их домой. (Лучшим "домом" для диких животных служит лес, луг,водоем и т.д.,а в нашем доме или живом уголке школы можно содеpжать лишь тех животных, котоpыепpивыкли к жизни в этих условиях, появились на свет в неволе, котоpых специально pазводят для содеpжанияpядом с человеком).
8. Не подходи близко к гнездам птиц и не разоряй их. (По твоим следам их могут отыскать и pазоpить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не пpикасайся к нему, сpазу же уходи. Иначе птицы-pодители могут насовсем покинуть гнездо).
9. Не лови и не уноси домой здоpовых птиц и звеpей. (В пpиpоде о них позаботятся взpослые животные).
10. В лесу стаpайся ходить по тpопинкам, чтобы не вытаптывать тpаву и почву. (От вытаптывания погибают многие pастения, насекомые).
11. Не жги траву на лугу. (Весной с сухой тpавойобгоpаютpостки молодой тpавы,погибают подземные части многих pастений, в pезультатенекотоpые из них совсем исчезают с лугов. Погибают от огня многие насекомые, гнезда шмелей, птиц. Пожаp может пеpекинуться на лес, на постpойки человека).
12. Не оставляй в лесу, паpке, на лугу, у pекимусоp. (Выбpасываямусоp в водоемы ли даже пpосто оставляя его на беpегу, откуда он потом легко попадает в воду, мы можем принести вред дpугим людям).
13. Купаться на водных обьектах разрешено только в специально отведенных местак. (при заходе в воду вы не знаете какое дно имеет водоем, что может привести к трагическим последствиям)
II.Проведение экскурсии
1. Вводная беседа
Учитель: Водоём – постоянное или временное скопление стоячей или со сниженным стоком воды в естественных или искусственных впадинах (озёра, водохранилища, пруды и т. д.). Изучением водоёмов занимается наука гидрология.
Водоёмы образуются при наличии на поверхности замкнутых котловин и превышения притока воды в это углубление над потерями её на фильтрацию в грунт и испарение.
Водоёмы могут быть постоянными и временными, возникающими лишь в многоводные периоды года. К таким водоёмам относят старицы и лужи, возникающие весной при разливах крупных рек, а также пересыхающие реки и ручьи.
Канал-наполненное водой искусственное русло, устраиваемое в грунте для судоходной связи между отдельными водоемами, а также для водоснабжения, орошения, осушения болот и т.п.
Первая группа – это транспортные каналы. Они создаются для сокращения водных маршрутов. Могут соединять акватории двух океанов, морей, озер или рек.
Вторая группа – это осушительные каналы. Их прорывают в местах с чересчур увлажненным климатом, чтобы собрать в них лишнюю воду с полей. Если летом возникнет нехватка влаги, то поле будет полито стекшей в канал водой.
Третья группа – это ирригационные каналы. С их помощью вода для полива сельскохозяйственных угодий транспортируется в места с аридным климатом, поля которых страдают от недостатка влаги.
местом окончания естественного потока, становится другая река, озеро, море или океан.
Каждая речка имеет свой режим или поведение на протяжении года. Он зависит от климатического пояса или поясов, в границах которых она протекает.
Канал Волга-Уводь построен в 1965 году для водоснабжения Иваново. Текстильные предприятия в силу технологии производства потребляли большие объемы воды. Пять лет строили. Волжскую воду подняли почти на 60-метровую высоту, чтобы дальше она шла самотёком. Для этого у Волги соорудили мощную насосную станцию. Каналу при строительстве придали необходимый уклон, создав 6-метровую разницу в высоте между началом и концом.длина канала 78 км.
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
1. Что вы понимаете под определением «канал»?
2. Какие три компонента составляет канал?
3. В чем отличие между каналом и водоемом?
После беседы каждая группа получит по маршрутному листу, где будут представлены задания.
2. Самостоятельная работа учащихся по группам.
- Каждая группа работает на выделенной ей части канала.
Маршрутный лист.
Первое задание.
1. Какая местность находится возле водоема?
2. Какие виды растений вы наблюдаете у водоема?
Заполните таблицу 1.
Таблица 1
Группы растений |
Количественные данные |
|
Виды растений |
Доминирующий вид |
|
3. Определите физические особенности воды:
Запах:
Шкала оценки интенсивности запаха |
||
Интенсивность запаха |
Описание запаха |
Оценка(баллы) |
Нет запаха |
Запах не ощущается |
0 |
Очень слабая |
Запах обнаруживается только опытным наблюдателем |
1 |
Слабая |
Запах обнаруживается, если обратить на него внимание |
2 |
Заметная |
Запах, который вы сразу замечаете |
3 |
Отчетливая |
Запах привлекает внимание и заставляет отказаться от питья |
4 |
Очень сильная |
Запах настолько сильный, что делает воду непригодной для питья |
5 |
Вкус:
Шкала оценки интенсивности вкуса |
||
Интенсивность вкуса |
Описание вкуса |
Оценка(баллы) |
Нет |
Вкус не ощущается |
0 |
Очень слабый |
Вкус обнаруживается только опытным наблюдателем, а вы его не чувствуете |
1 |
Слабый |
Вкус обнаруживается, если обратить на него внимание |
2 |
Заметный |
Вкус, который вы сразу замечаете, и он вызывает неодобрительный отзыв о воде |
3 |
Отчетливый |
Вкус привлекает внимание и заставляет отказаться от питья |
4 |
Очень сильный |
Вкус настолько сильный, что делает воду непригодной для питья |
5 |
Рис. 2. Панорама места проведения экскурсии (фото автора, 2023)
Перед выполнением первого задания учитель инструктирует учащихся, дает время для ознакомления с содержанием задания, инструктирует по видам растений.
При подведении результатов первого задания школьники в группах подсчитывают количество видов растений на площадке; учатся классифицировать водный объект по морфометрическим признакам; находят причины образования канала на данной площадке и его экологических свойств; определяют прошлое и будущее канала.
Второе задание.
1. Соотнесите определения формы каналов на рисунках а,б,в,г. Варианты ответов приведены под рисунками.
Рис. 3.Формы поперечного сечения каналов:
а) прямоугольная; б) трапециевидная; в) ложбинообразная;г) полигональная
2. Какая форма поперечного сечения подходит к нашему каналу?
Пятое задание
1. Приведите примеры положительного влияния человека на водный объект.
2. Приведите примеры отрицательного влияния человека на водный объект.
3. Как вы думаете, какие природоохранительные мероприятия по восстановлению канала проводятся?
4. Какая почва у берегов канала?
III. Заключительный этап
Отчет групп по заданиям
Учитель: Канал-наполненное водой искусственное русло, устраиваемое в грунте для судоходной связи между отдельными водоемами, а также для водоснабжения, орошения, осушения болот и т. п.
На данный момент искусственный канал пустует, он создавался для обеспечения воды предприятиям, но на данный момент они не действуют. Канал нельзя использовать для питья, так как она не пригодна в связи с биологическими загрязнениями. Отличие реки от канала в том, что канал был построен людьми, а не создан самой природой. С другой стороны, канал снижает отрицательное воздействие засух, увлажняя почву, поэтому на территории Волга-Уводь огромное количество зеленого мха. Это место эстетического ландшафта, где можно провести время, не отъезжая от города, а так же прогуляться на свежем воздухе, так как вокруг канала находится лес, преимущество которого заключается в большом количестве грибов и ягод.
Учитель сообщает, что должно входить в отчет групп.
Об экскурсии учащиеся отчитываются письменно по плану: значение канала в природе, народном хозяйстве, жизни человека; схема, списки растений; примеры доказательств, что водоём– постоянное или временное скопление стоячей или со сниженным стоком воды в естественных или искусственных впадинах (озёра, водохранилища, пруды и т. д.); положительные и отрицательные примеры поведения человека на данном водном объекте; предположения по восстановлению канала.
Учитель объявляет конкурс на лучший групповой письменный отчет об экскурсии.
Бланк описания канала.
1. Название канала – Волга-Уводь.
2. Является ли канал главным или притоком, если притоком, то какой реки и какого порядка приток - является притоком реки Волга.
3. Какая часть течения канала изучается (верхняя, средняя, нижняя) - средняя.
4. Абсолютная высота канала- 126 метров над уровнем моря.
5. Определение геологических отложений, слагающих берега канала- песок.
6. Определение выходов коренных пород по берегам канала или в его окрестностях - выходов нет.
7. Характер берегов (крутые, пологие, каменистые, песчаные, глинистые, болотистые) - крутые.
8. Наличие пляжа, его ширина - пляжа нет.
9. Преобладающий грунт берега (илисто-болотистый, торфяной, песчаное побережье, каменистое побережье и др.) - илисто-болотистый.
10. Наличие каналовых террас, свидетельствующих о прежнем уровне канала- терасс нет.
11. Наличие береговых валов (современных и старых), удаленных от берега - валов нет.
12. Рельеф дна - простой, отсутствуют очаги и ямы.
13. Характер прибрежных зарослей - заросшие.
14. Определение средней ширины русла (по топографической карте или космоснимку) - 6-8 метров.
15. Определение средней глубины канала- около 2 метров.
17. Определение колебания уровня воды (по косвенным признакам или по мерной рейке) - 0,1 метр в секунду.
18. Выяснение условий питания - дождевое.
20. Определение качества воды (органолептические показатели и индекс Майера) - вкус отсутствует, запах отсутствует, вода прозрачная.
21. Исследование отдельных участков русла и изучение грунта дна - иловое.
22. Ознакомление с внешним видом русла - слабоизвилистое.
23. Описание флоры и фауны - суходольный луг, смешанный лес.
24. Хозяйственное использование канала, основные геоэкологические проблемы и пути их решения - канал не используется в хозяйственных целях, только подпитывает предприятия. Геоэкологическая проблема заключается в том, что канал заросший (присутствуют водоросли и кувшинки), поэтому чтобы избежать дальнейшего цветения канала нужно ежегодно его очищать.
25. Приложения (рисунки, фотографии).
Рис. 4. Картосхема района проведения экскурсии
Рис. 5. Ярусы растительности в месте проведения экскурсии |
Рис. 6. Образец антропогенной дерново-подзолистой почвы на берегу канала (фото автора) |