ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ РАБОТЫ С МЕНТАЛЬНЫМИ КАРТАМИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ РАБОТЫ С МЕНТАЛЬНЫМИ КАРТАМИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

Мищихина Я.М. 1, Марков Д.С. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет». Историко-филологический факультет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) предметные результаты обучения по учебному предмету «География» включают «умение выбирать и использовать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для решения учебных, практико-ориентированных задач, практических задач в повседневной жизни» [3]. ФГОС среднего общего образования предполагает, что на базовом уровне у учащихся должно быть сформировано умение «сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики и другие источники географической информации для выявления закономерностей социально-экономических, природных и экологических процессов и явлений», а также «определять и сравнивать по географическим картам разного содержания и другим источникам географической информации качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления». На углубленном уровне дополнительно отражать «сформированность навыков картографической интерпретации природных, социально-экономических и экологических характеристик различных территорий и акваторий» и «использовать геоинформационные системы как источник географической информации» [4].

Методика использования ментальных карт в общеобразовательных школах на уроках истории и географии позволяет реализовывать базовые положения ФГОС, основанные на системно-деятельностном подходе. Под ментальными картами понимается способ фиксации наших представлений (образов) о географическом пространстве [2]. В обновленном едином учебнике географии УМК «Полярная звезда» для 10 класса при рассмотрении вопроса о восприятии человеком политической организации мира также вводится понятие ментальных карт, основная трутовка которых следующая – «отражение личного мироощущения их создателей» [1, с. 83].

Применение педагогической технологии использования ментальных карт при обучении общественно-научным предметам предполагает широкую степень вариабельности. Например, ментальную карту своего города можно использовать для изучения географического положения местности, а историческую ментальную карту – для записи исторических событий в формате сторителлинга. Использовать ментальные карты в процессе обучения необходимо, поскольку на них школьники фиксируют свои представления об окружающем их пространстве в простой, доступной и гибкой форме, а это существенно повышает качество обучения.

В рамках определения актуального педагогического опыта использования ментальных карт на уроках истории и географии в общеобразовательной школе, проводился анализ статистической информации, собранной с использованием метода анкетирования, реализованного с помощью сервисов GoogleForms. Для того, чтобы проанализировать уровень понимания сущности методического приёма «ментальная карта» в практике преподавания географии и истории нами был разработан опрос, в котором респондентам предлагалось ответить на ряд вопросов, соответствующих цели опроса. В опросе приняло участие 38 респондентов.

По вопросу «Какое определение ментальных карт Вам представляется наиболее правильным?» (рис. 1) можно представить следующие результаты:

- 55,3% считают, что ментальные карты – это способ визуального структурирования, запоминания и объяснения сложных вещей;

- 28,9% считают, что ментальные карты – это способ пространственного отображения образов местности в формате географической или исторической карты;

- 10,5% считают, что ментальная карта – это графическое изображение индивидуальных (или коллективных) представлений об окружающем мире.

Некоторые респонденты дали свою трактовку термина, самые обобщенные формулировки такие:

- «ментальная карта» – это инструмент визуализации мышления, используемый для сбора информации, ее анализа, запоминания и генерирования новых идей, наглядное представление естественного течения мыслей;

- «ментальная карта» – это способ отображения в сознании той или иной информации об определённом объекте на определённом пространстве.

 

Рис. 1. Диаграмма распределения ответов респондентов на вопрос: «Какое определение ментальных карт Вам представляется наиболее правильным?»

Можно утверждать, что большинство опрошенных нами педагогов воспринимает понятие «ментальная карта» с психологической точки зрения, как структурированную модель представления информации – интеллект-карту. При этом, около трети респондентов понимают ментальную карту именно с географической точки зрения, как способ отображения образов о пространстве.

В вопросе об использовании компьютерных программ для создания собственных ментальных карт при подготовке и проведении уроков истории или географии (рис. 2), большинство респондентов указали GoogleEarth (Планета Земля) – 81,6% от общего количества опрошенных. Кроме данной программы были выбраны Яндекс.Карты – 65,8% от общего количества опрошенных, Школьная ГИС («Живая География» и др.) – 60,5% от общего количества опрошенных, хотя на практике подобные программы используются редко, а также GoogleMaps – 57,9% от общего количества опрошенных.

В меньшей степени респонденты выбирали следующие программы и сервисы:

- графические редакторы (Paint, AdobePhotoshop, CorelDraw и др.) –47,4% от общего количества опрошенных;

- нейросети, сервисы искусственного интеллекта (YandexGPT, Midjourney.com, и др.) – 39,5% от общего количества опрошенных;

- цифровые образовательные ресурсы в интернете – 31,6% от общего количества опрошенных;

- офисные программы (MSWord, Excel, PowerPoint и др.) – 28,9% от общего количества опрошенных;

- QuantumGIS и другие ГИС – 21,1% от общего количества опрошенных;

- Компьютерные игры (GeoGuessr, MineCraft, MMO и т.д.) – 18,4% от общего количества опрошенных;

- WikiMapia – 5,3% от общего количества опрошенных.

Один респондент высказал мнение о том, что подходит любой метод, который так или иначе может быть использован для обрисовки пространства и показывающий специфику этого пространства.

 

Рис. 2. Диаграмма распределения ответов респондентов на вопрос: «Какие программы Вы стали бы использовать при создании собственных ментальных карт (при подготовке и проведении уроков истории или географии)?»

Таким образом, ментальные карты можно рассматривать как инновационный педагогический инструмент, который позволяет комплексно достигать основных целей образования, определённых во ФГОС. Ментальные карты более понятны современным школьникам, чем традиционные, поскольку на них часто фиксируются их собственные интуитивно понятные представления о географическом пространстве, приобретенные из прямых или косвенных источников. Особенно важно использовать такие карты при обучении общественно-научным предметам, так как они способствуют эффективному формированию у обучающихся универсальных учебных действий работы с пространственной информацией.

Список литературы:

  1. Гладкий, Ю.Н. География : 10 класс: базовый и углубленный уровни : учебник / Ю. Н. Гладкий, В. В. Николина. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023. – 271 с. (Полярная звезда).

  2. Митин, И.И. Ментальные карты города: история понятия и разнообразие подходов // Городские исследования и практики. 2017.– №3. –– С. 64-79.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (от 31 мая 2021 года №287) / КонсультантПлюс (с изменениями на 18 июля 2022 года) [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/ (дата обращения: 20.01.2024).

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (от 17 мая 2012 г. № 413) / Гарант.ру (с изменениями на 12 августа 2022 года) [Электронный ресурс] – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405172211/ (дата обращения: 20.01.2024).

Просмотров работы: 19