Преподавание географии в общеобразовательной средней школе предполагает использование разнообразных методов и приемов, дает учителю широкий простор для фантазии и педагогического творчества. География является одной из фундаментальных дисциплин не только в учебном, но и в воспитательном плане, ведь она во многом носит мировоззренческий характер. Согласно обновленному Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования цели и задачи изучения географии в общеобразовательной школе предполагают в том числе «умение представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач» [5, с. 14].
Помимо этого, школьники должны обладать развитыми навыками сравнения географических объектов, явлений и процессов на основе выделения их существенных признаков, а также уметь сравнивать и классифицировать географические объекты и явления на основе их известных характерных свойств. Одним из наиболее эффективных способов достижения указных требований ФГОС ООО является выполнение творческих заданий, среди которых педагогически обоснованным является написание эссе [2, с. 383].
С 1 сентября 2023 года в школах введён «Золотой стандарт» знаний. Для этого Министерство просвещения РФ обновило Федеральные государственные образовательные стандарты и ввело единый стандарт преподавания по шести предметам: русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и основам безопасности жизнедеятельности. В обновленных ФГОС появилось конкретное содержание образования по каждому предмету, в частности по географии, обозначены ориентиры в части духовного и патриотического развития школьников, а также планируемые результаты освоения учебного предмета «География» [3, с. 7].
В настоящее время, эссе, с одной стороны, – самостоятельная творческая письменная работа, представляющая собой развернутое и аргументированное изложение своей точки зрения по предложенной учителем теме [2, с. 385]. Вместе с тем, эссе рассматривается как оценочное средство, используемое в таких достаточно эффективных методах контроля и проверки знаний обучающихся высокого порядка (анализ, синтез, творческое применение знаний и оценка).
Родоначальником эссе считается французский философ Мишель де Монтень (1533-1592). Эссе появилось в эпоху Возрождения, когда утверждались человеческая воля, свобода, личная ответственность, достоинство человека. В 1580 г. Монтень опубликовал книгу, которую назвал «Les Essais» («Опыты») (фр. essai - очерк, попытка, проба). Книга «Опыты» Монтеня не имеет какого-либо плана. Каждая глава имеет вид неоконченной, автор как оставил читателям место для домыслов, наталкивая их на определенную тему и мысли, связанные с ней. Это, собственно, и является идеей эссе – побуждать к размышлению.
Эссеистический стиль издревле формировался в сочинениях, где на первый план выступала личность автора: у Платона, Майстера Экхарта и Лютера. На Востоке жанр, аналогичный европейскому эссе, складывался, например, у Хань Юя и Камо Темэя. Для русской и советской литературы жанр эссе не характерен; однако образцы эссеистического стиля обнаруживают у А.С. Пушкина, А.И. Герцена, Ф.М. Достоевского [4, с. 255].
Дидактические аспекты использования эссе в школьной практике рассматривали многие ученые и педагоги. Так, эссе как элемент литературного творчества и средство сравнения аргументов предоставлен во ФГОС: «работа с информацией: умение находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках» [5, с. 12]. Эссе как методический прием развития функциональной грамотности рассматривает в своей работе Ю.С. Репринцева: «формирование ценностных ориентаций школьников рассматривается в качестве важнейшей приоритетной цели обучения и воспитания, поскольку по степени сформированности ценностных ориентаций можно судить об уровне сформированности личности, ее зрелости и социальной позиции» [4, с. 258]. Кроме того, эссе как средство оценивания представлено в ЕГЭ по географии (последнее задание №29). Помимо этого, эссе выступает как дидактический инструмент. О том, что на уроке географии отводится время на написание эссе, а не затрачивается весь урок, говорится в работе А.С. Айтпаевой [1, с. 42].
Таким образом, видно, что использование эссе на уроке географии обосновывалось многими учеными и педагогами, так как этот методический прием способствует формированию у школьников основ функциональной грамотности и эмоционально-ценностного отношения к изучаемым географическим явлениям, оказывает мобилизующее, воспитывающее и доказывающее действие, а эффективной форматом работы является педагогически обоснованное сочетание эссе с другими структурными компонентами урока.
Опираясь на нормативно-правовую базу Российской Федерации в сфере образования и имеющийся опыт использования эссе в современной образовательной практике, мы можем сделать вывод о существованииустойчивого противоречия, обуславливающего проблему исследования. Она основывается на том факте, что современному педагогу важно и необходимо использовать в своей педагогической деятельности элементы написания эссе как во время урочных, так и дополнительных занятий, но эффективность проведения подобных форм работы с обучающимися может уменьшаться с учётом объективных методических и организационных факторов, связанных со слабой готовностью школьников к написанию эссе по общественно-научным дисциплинам, а в частности, по географии.
Информационной базой исследования послужили нормативные документы в области основного общего образования, специальная географическая, педагогическая, научная и методическая литература, интернет-источники, а также результаты собственного педагогического эксперимента, реализованного с использованием методов анкетирования в традиционной форме и с использованием сервисов GoogleForms.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования разработанных материалов в учебной работе общеобразовательных учреждений г. Шуя Ивановской области. Применение этих материалов в школе будет способствовать расширению общего и географического кругозора обучающихся, а также формированию основных групп результатов обучения.
Список литературы
Айтпаева А.С. Вопросы методики обучения написанию эссе // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2020. – №1-5. – С. 41-44 .
Воробьева С.В. Современные средства оценивания в общеобразовательной школе: учебник для вузов / С.В. Воробьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 770 с.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 6/22 от 15.09.2022 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_435192/767eb7b01656f33e269abd53dbcdbf08d61b273c/#dst100010/ (дата обращения: 25.02.2024).
Репринцева Ю.С. Принципы реализации системно-деятельностного подхода в процессе ценностного самоопределения обучающихся на уроках географии // Естественнонаучное и географическое образование в условиях обновления учебного содержания и цифровой трансформации процесса обучения. Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – М.: Изд-во ООО «ПРИНТИКА», 2022. – С. 254-259.
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413) / КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/ (дата обращения: 25.02.2024).