РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА «ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАСТЕНИЙ ЛЕСОПАРКОВЫХ ЛАНДШАФТОВ (НА ПРИМЕРЕ ПАРКА КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА ИМЕНИ РЕВОЛЮЦИИ 1905 ГОДА В Г. ИВАНОВО)» - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА «ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАСТЕНИЙ ЛЕСОПАРКОВЫХ ЛАНДШАФТОВ (НА ПРИМЕРЕ ПАРКА КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА ИМЕНИ РЕВОЛЮЦИИ 1905 ГОДА В Г. ИВАНОВО)»

Колесникова Т.А. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет». Историко-филологический факультет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Разработка учебной экскурсии для школьников7 класса «Географические аспекты изучения растений лесопарковых ландшафтов (на примере парка культуры и отдыха имени Революции 1905 года в г. Иваново)» осуществлялась в рамках прохождения учебной практики по общему землеведению в июле 2023 года на основе проведенного комплексного описания ценного природного объекта.

Рис. 1. Культурный ландшафт места прохождения практики

Цель: ознакомление с методикой и освоение практики проведения учебных географических экскурсий со школьниками; знакомство учащихся с видовым многообразием растений леса и их адаптациями.

Место проведения: лесопарковый участок (ООПТ «Парк культуры и отдыха имени Революции 1905 года в г. Иваново»).

Время проведения: май или сентябрь-октябрь.

Задачи:

Образовательные: изучить лесное сообщество, взаимоотношения между растениями и средой, цепи питания, развитие сообщества, роль человека, влияющего на растения и сообщество в целом;   научиться работать на геоботанической площадке.

Развивающие: развитие умений выявлять признаки приспособления, виды взаимоотношений, логического мышления, памяти, внимания, творческих способностей учащихся; развитие понятий «лес», «сообщество», «лесное сообщество», «формообразующие факторы», «ярус», «лесник», «пищевая сеть», «опушка», «растительность», «поляна», «ярусность», «всходы», «подрост».

Воспитательные: сознательное отношение к природе (действовать в природе необходимо на основе строгого соблюдения сложившихся в ней взаимосвязей, не  нарушая их), совершенствование навыков коллективной работы в группах;  формирование научного мировоззрения, экологическое, эстетическое, на примере красоты  натуральных объектов.

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Метапредметные:направление на анализ познавательной деятельности и управление ею.

Предметные: развитиепознавательныхспособностей, применение знаний на практике, самостоятельное решение задач в рамках конкретной предметной области.

I. Подготовка к экскурсии

1. Подготовка к экскурсии учителя

Для ознакомления учащихся с характерными признаками растительного сообщества педагогически целесообразно провести экскурсию в биоценоз леса[1].

Задача учителя: Основная задача – организовать наблюдения детей, то есть направить их внимание на существенные стороны изучения леса и его взаимосвязей. Это достигается путём постановки ряда вопросов-заданий, заставляющих детей внимательно рассмотреть весь предмет или явление в целом, сравнить его с другими предметами, найти сходства и отличия, рассмотреть его части и т. д. Содержание и система вопросов всецело определяются целью экскурсии:

  • определение растений на заданной площадке, их количество;

  • описание состава ярусов и выявление экологически равноценных растений в каждом ярусе и экологически разноценных ярусах; знакомство с приспособительными особенностями растений одного яруса и разных ярусов;

  • рассмотрение влияние растений друг на друга; влияние растений на среду; выявление связей между растительными и животными организмами.

Заранее обдумываются  основные вопросы обобщающих бесед,  которые завершают каждое задание.

2. Подготовка учащихся к экскурсии

За день до экскурсии учитель и учащиеся посещают место экскурсии, измеряют температуру  воздуха около школы, у дороги, на опушке леса и в разных участках  леса и в лесу вывешивают смоченные водой носовые платки (одинаковых размеров и из одной ткани) и отмечают время их полного высыхания.

Влажность почвы в лесу, на лесной поляне и незадернованной поверхности проезжей части дороги можно определить по степени комковатости почвы.

Полученные данные могут продемонстрировать воздействие лесного сообщества на среду.

Вместе с учащимися учитель находит места  геоботанических площадок и обозначает границы с помощью колышков. Число  площадок соответствует числу звеньев. При выборе учитывают характерные особенности местного леса.

Учитель в классе проводит вводную беседу, которая позволяет определить задачу экскурсии: для того, чтобы знать, как правильно относиться к лесу, разумно использовать его природные богатства, не истощая их, надо изучить лес как растительное сообщество, знать его структуру и исторически сложившиеся взаимосвязи между растениями, животными, микроорганизмами, неживой природой.

Учащиеся вспоминают правила поведения в природе и кратко знакомятся с тем, что они будут делать на экскурсии.

Для каждого звена готовятся карточки с правилами поведения в природе (с кратким обоснованием).

II. Проведение экскурсии

1. Вводная беседа

Учитель: Говоря о лесе, мы представляем себе обширную местность, занятую деревьями, кустарниками и травами. Название леса зависит от того, какие деревья в нём преобладают. В хвойном лесу ведущая роль принадлежит хвойным деревьям: елям, соснам, пихтам, лиственницам, кедрам. Если в лесу растут в основном лиственные деревья, его называют лиственным. Если соотношение хвойных и лиственных пород деревьев равное, это смешанный лес. Лес – это не только совокупность кустарников и деревьев. Лес – это экосистема, в которой живая и неживая природа тесно связаны, а организмы взаимодействуют друг с другом.

     

  Хвойный лес                                                             Лиственный лес

Лес в жизни человека и Земли играет основополагающую роль. Лес выступает природной источником кислорода, фильтром, очищающим атмосферу, экологической основой для всей планеты. Именно эти факторы вызывают ответственность за бережное отношение к лесу.

К сожалению, бесконтрольное использование биологических ресурсов ведет к истощению леса. Пагубное влияние оказывают систематические пожары и незаконная вырубка. Именно поэтому для сохранения лесных массивов создаются особо охраняемые природные территории. Поэтому важно изучать флору лесных территорий, которые взяты под особый контроль с целью оценки степени сохранности, уязвимости.

В Ивановской области таких территорий немалое количество. Они все достаточно хорошо изучены, описание их флоры имеет большое значение для изучения изменения этих территорий во времени.

Пищевая цепь леса

Особенностью пищевой цепи леса следует считать интенсивное накопление органических останков, в виде опавшей листвы, которая дает убежище многочисленным насекомым и простейшим, которые в свою очередь обеспечивают перегнивание этой органической массы. В остальном трофическая цепь леса состоит из тех же звеньев, что и для других экосистем. Например: кора дерева - личинка жука - дятел - хищная птица или куница

Поясним эту цепочку: корой дерева питаются личинки различных жуков-короедов, которых увлеченно добывает стучащий дятел. Дятел может стать жертвой крупной хищной птицы или животного, которое охотится на птиц с деревьев, а может просто умереть от старости, превратившись в органические останки, которыми займутся перерабатывающие еще и листву микроорганизмы.

При составлении цепи питания лесных животных нужно учесть основное правило : все живые существа в цепочке связаны и служат источником пищи для других организмов.

В начале пищевой цепочки находятся продуценты - организмы вырабатывающие органические вещества из неорганических. Следующие в цепи - консументы: травоядные животные и хищники, и конечная субстанция - редуценты, разлагающие органические вещества мертвых животных.

Описание места экскурсии:

Экологическая ценность парка может быть охарактеризована с разных позиций. Выделим основное, а именно - формирование здесь особой образовательной экологической среды, под которой мы понимаем совокупность элементов живой и неживой природы, способствующих обучению, воспитанию и формированию личности, причем как позитивному, так и негативному.

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

1. Разница хвойного и лиственного леса?

2. Что такое лесное сообщество?

3. Что вы понимаете под терминами «опушка» и «поляна»?

4. Что такое ярусность? Объясните,  для чего она нужна и приведите примеры.

5. Что такое пищевая сеть?

6. Какие факторы действуют на растения в природе?

После беседы каждая группа получит по маршрутному листу, где будут представлены задания.

Маршрутный лист.

Первое задание.

  1. Можно ли это место назвать лесом? Почему?

  2. Географическое положение.

  3. Назовите общий характер рельефа.

  4. Какие травянистые растения встречаются очень часто, какие редко?

Заполните таблицу

Встречающиеся растения

Обильно

Редко

   

 

5. Растут ли на площадке такие деревья как, клен остролистный, лещина, ольха, дуб, осина, рябина?В каком состояние находятся эти деревья?

Заполните таблицу

Группы деревьев

Наличие в лесу

Клен остролистный

 

Лещина

 

Ольха

 

Дуб

 

Осина

 

Рябина

 

Перед выполнением первого задания учитель инструктирует учащихся, дает время для ознакомления с содержанием задания, демонстрирует изображения деревьев лиственного леса и лесных растений.

При подведении результатов первого задания школьники в группах подсчитывают количество видов растений на местности;  учатся давать название леса по преобладающим  видам древесных и травянистых растений; определять обилие растений.

Второе задание.

Выяснить, какие ярусы есть на данной местности. Учащиеся знакомятся с особенностями ярусного расположения растительности.  Учитель сообщает число ярусов данного леса.

  1. Что такое ярус и ярустность?

  2. Какие растения входят в первый ярус?

  3. Каково состояние растений на всех ярусах?

  4. Каковы особенности расположения этих растений и почему?

Заполните таблицу

Название яруса

Виды растений

Доминирующий вид

1

     

Обобщая результаты второго задания, учитель отмечает, как хорошо ученики понимаю, что такое ярус и ярустность, умеют ли определять ярусы местности, как хорошо знают виды растений.

Третье задание

(Учащимся предлагается дать определение терминам связанных с лесом)

1. Дайте определение что такое «подлесок».

2. Дайте определение что такое «саженец».

3. Дайте определение что такое «заказник».

4. Дайте определение что такое «лесник».

5.Дайте определение что такое «молодняк».

Заполните таблицу.

Определение

Значение

Подлесок

 

Саженец

 

Лесник

 

Молодняк

 

После обсуждения результатов учитель объясняет ученикам термины, которые они знают.

Четвертое задание

1. Приведите примеры положительного влияния человека на жизнь данного леса?

2. Приведите примеры отрицательного влияния человека на жизнь данного леса?

3. Как вы думаете,  какие природоохранительные мероприятия по восстановлению леса  проводятся?

4.Какие экологические проблемы присутствуют? Назовите пути их решения.

III. Заключительный этап

Отчет групп по заданиям

Учитель: Лес даёт человеку пищу, лекарственные растения, древесину для строительства и отопления жилища. Леса очищают и обеззараживают воздух, насыщают его необходимым для дыхания кислородом, регулируют температуру и влажность воздуха. Лесные насаждения защищают почвы от разрушения и заболачивания. Созерцание красоты леса дарит людям положительные эмоции.

Лес очень важен для окружающей среды.

Лес уравновешивает температуру воздуха.

Каждому известно, что в жаркий летний день в лесу прохладней, чем в поле, а ночью, наоборот, теплее. Это объясняется тем, что на открытой местности днем нагревание почвы, а значит и воздуха идет быстрее, чем в лесу, защищенном от солнца кронами деревьев. Кроме того, кроны испаряют много влаги, а это также понижает температуру, так как на испарение тратится тепло.

Наступила ночь - и открытая местность быстро отдала это тепло, а в лесу те же зеленые кроны уменьшают теплоотдачу. Известно, что когда по соседству возникают разные температуры, то происходит уравновешивание их. Точно так же влияет лес на прилегающие к нему местности с более высокой температурой, лес уравновешивает температуру воздуха.

Вот почему в условиях избытка в поле тепла (при недостатке влаги) соседство леса будет благотворно влиять на развитие полевых культур. Таким образом, если в данной местности имеется достаточно большая зеленая площадь, она не может не оказывать влияния на климат в сторону его большей умеренности. Лесоводы считают, что результаты этого влияния будут значительнее, если зеленая площадь будет состоять из многих небольших участков, например в виде полезащитных лесных полос.

Лес хранитель и регулятор вод.

Очень большое значение имеет лес как хранитель и регулятор вод. Недаром есть пословица:лес и вода - брат и сестра.

Вода постоянно находится в движении - в атмосфере, в почве.

Лес как хранитель и регулятор вод.

В почве текут подземные реки, которые можно сравнить с морскими течениями, но движение их на много медленнее, чем движение воды в океане. Уровень их то повышается, то понижается. Мы видим эти перемены, когда наблюдаем, например, что ключ, вытекавший из земли в течение многих лет, стал иссякать, а то и вовсе исчез. Мы это замечаем и по колебаниям уровня воды в колодце.

Часто понижение подземных вод связано с обезлесением местности. Но иногда вырубка леса повышает уровень подземных рек и вызывает заболачивание обезлесенных участков. Чем же обусловливается колебание этого уровня? Делаем предположение, что причина - неравномерное выпадание атмосферных осадков. Конечно, количество осадков влияет на уровень подземных вод, но это временные колебания.

Часто же наблюдается довольно устойчивое понижение уровня. Причиной такого оскудения вод является исчезновение лесов. Атмосферные осадки приходят к нам из мирового океана. Огромные массы воды, испаряющиеся с поверхности океанов, превращаются в водяные пары, и часть этой воды, в зависимости от рельефа местности и господствующих ветров, проливается на землю дождем, падает снегом, оседает в виде тумана, инея, изморози.

Ученые подсчитали, сколько влаги приходит с океана на ту или иную территорию. Так, в средней полосе Европейской части в год приносится с Северного Ледовитого и Атлантического океанов слой воды толщиной несколько больше 200 миллиметров. А фактически же осадков выпадает в среднем 484 миллиметра, тоесть примерно в 2,3 раза больше. Откуда такое большое увеличение?

Учитель сообщает, что должно входит в отчет групп.

Об экскурсии учащиеся отчитываются письменно по плану: значение леса в природе, народном хозяйстве, жизни человека; ботаническое название местного леса и его местонахождение; ярусное расположение растений в лесу;  схема, списки растений каждого яруса; описание условий жизни в каждом ярусе; характеристика приспособительных особенностей растений каждого яруса; примеры доказательств, что лес - это взаимосвязанная и взаимообусловленная жизнь исторически сложившегося сочетания растений, животных и микроорганизмов, влияющих на среду;  положительные и отрицательные примеры поведения человека в данном лесу; предположения по охране местного леса.

Список литературы:

  1. Правила поведения в природе  [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://ekouglich.ucoz.ru/load/pravila_povedenija_na_prirode/1-1-0-3. Дата обращения: 24.02.2024.

Просмотров работы: 7