АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОО - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОО

Франк Е.С. 1, Максимова Л.И. 1
1СВФУ Педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность изучения адаптации детей раннего и дошкольного возраста к условиям ДОО обусловлена несколькими факторами. Во-первых, переход от домашней среды к коллективу детского сада может быть для некоторых детей стрессовым и вызывать недоумение и беспокойство. Поэтому важно помочь им адаптироваться к новым условиям, чтобы они смогли чувствовать себя комфортно и безопасно.

Кроме того, процесс адаптации в ДОО важен для развития социальных навыков у детей, таких как умение общаться с другими детьми, сотрудничать, решать конфликты и так далее. Эти навыки являются важными для успешной адаптации в будущей общественной жизни.

Также адаптация к условиям ДОО позволяет детям развивать самостоятельность, ответственность, ориентацию в пространстве и времени, что также является важным для их полноценного развития.

В целом, актуальность изучения адаптации детей раннего и дошкольного возраста к условиям ДОО заключается в том, что это способствует формированию у них адаптивных навыков, которые будут полезны им в дальнейшей жизни.

Цель исследования: изучить уровень адаптации у детей раннего и дошкольного возраста к условиям ДОО.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

  2. Подбор методик для проведения диагностики;

  3. Диагностика уровня адаптации у детей раннего и дошкольного возраста;

  4. Проанализировать результаты исследования.

Впервые термин «адаптация» был введен немецким физиологом Аубертом в 1865 году, позднее стал употребляться в биологическом аспекте как «приспособление» живых организмов к окружающей среде. В настоящее время понятие «адаптация» используется в связи с определенными периодами развития личности человека и является предметом исследований многих ученых в различных областях науки.

Адаптация обеспечивает нормальное развитие, оптимальную работоспособность и максимальную продолжительность жизни организма в различных условиях окружающей среды. Способность людей менять своё поведение в зависимости от изменения условий получила определение социальная адаптация (Г.А. Балл) [2]. Человек способен не только адаптироваться, но и сам оказывать влияние на себя и свою жизнь. В нем происходит соединение ролей – активной и пассивной. Из этого следует, что сам процесс адаптации, предполагает не только воздействие среды на субъект, но и субъекта на среду.

У человека существует специальная функциональная система адаптационных механизмов, осуществляющая все приспособительные реакции. Это свойство приспособления создаёт условия для биологической, физиологической и психологической адаптации. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов детей приводит при изменении среды к психическому напряжению, а это вызывает изменения в эмоциональном состоянии, нарушение поведения. В адаптации выделяют физиологическую и социально-психологическую составляющие (А. С. Русаков) [1].

Специалисты Института возрастной физиологии РАО в процессе физиологической адаптации выделяют три стадии:

1 стадия – ориентировочно-приспособительная, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма.

2 стадия – неустойчивого, неполного приспособления, когда организм активно ищет оптимальные варианты устойчивого состояния, соответствующего новым условиям (организм тратит всё, что есть, не экономит ресурсы).

3 стадия – относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.

Адаптированность личности может быть: - внутренней, проявляющейся в форме перестройки функциональных структур и систем личности при определенной трансформации и среды ее жизни и деятельности; - смешанной, при которой личность частично перестраивается и подстраивается внутренне под среду, ее ценности, нормы и в то же время частично адаптируется инструментально, поведенчески, сохраняя и свое «Я», и свою самостоятельность. - внешней, когда личность внутренне содержательно не перестраивается и сохраняет себя, свою самостоятельность.

Е. Васильева же считает, что особую остроту данной проблеме придает состояние здоровья детей, тесно связанное с особенностями и возможностями успешной адаптации детей к окружающему их миру. Так же она указывает на различные нейродинамические нарушения, которые могут вызывать затруднения развития адаптационных процессов, поскольку психомоторное развитие детей является ведущим и определяющим, а также зависит уровень физической, умственной работоспособности и здоровья.

Психологическими характеристиками личностного адаптационного потенциала, определяющими эффективность и адекватность поведения и деятельности, являются: нервно-психическая устойчивость, самооценка личности, ощущение социальной поддержки, особенности построения контакта с окружающими, опыт социального общения, моральная нормативность личности, уровень групповой идентификации (А.С. Галанов) [5].

Вероятность, что определенный стрессор повлияет на ребенка или вызовет расстройство адаптации, зависит от его внезапности, непредсказуемости, длительности, повторяемости и умышленности. Восприятие травматизма события может быть очень индивидуальным, но чем сильнее стресс, тем меньшее значение имеют индивидуальные характеристики. Для психического и соматического здоровья ребенка опасным является не только один трагический инцидент, но и несколько менее драматичных инцидентов, которые произошли в короткий промежуток времени.

Таким образом, понятие адаптации означает приспособление к условиям среды. Социально – психологическая адаптация может рассматриваться как приспособление индивида к условиям социальной среды и является одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности. У детей устойчивость к стрессу еще не выработана и ответом на эмоциональный стресс часто являются психосоматические нарушения.

Для наблюдения и диагностики детей раннего и среднего возраста были подобраны следующие методики:

  1. Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению;

  2. Методика «Выявление уровня сформированности коммуникативных умений и навыков детей;

  3. Тест для родителей «Я и мой ребенок».

Результаты диагностики:

  1. «Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению» методика А.С.Роньжиной

(М.В. Корепановой, Е.В. Харламповой)

Таблица 1

Ф.и. ребенка

Психологические критерии адаптированности ребенка к дошкольному учреждению

 

Общий эмоциональный фон поведения

Наблюдение за ребенком

   

Познавательная и игровая деятельность

Взаимоотношения со взрослыми

Взаимоотношения с детьми

Реакция на изменение привычной ситуации

 

Полож.

Неустойчивый

Отрицательный

Активен

Актив.при поддержке взр.

Пассивен/ р-ция протеста

Инициативен

Принимат иниц. взр.

Уход от в/отнош. Р-ция прот

Инициативен

Вступает в контакт при поддрержке взр.

Пассивен

Принятие

Тревожность

Неприятие

Код

Баллы

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

001

1,8

 

+

   

+

   

+

     

+

 

+

 

002

2,8

+

   

+

   

+

     

+

 

+

   

Исходя из полученных данных, полученных можно сделать вывод, что у ребенка 001 средний уровень адаптированности. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации.

У ребенка наблюдается неустойчивый эмоциональный фон поведения, при познавательной и игривой деятельности принимает участие только с помощью взрослого, при контакте со взрослым принимает инициативу взрослого, при взаимоотношениях с детьми пассивен, не контактирует со сверстниками, при изменении привычной ситуации испытывает тревожность.

У ребенка 002 высокий уровень адаптированности. Преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние. Он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

У ребенка положительный общий эмоциональный фон поведения, он без каких-либо проблем посещает детский сад, активен т инициативен при любых видах деятельности и взаимоотношениях со взрослыми, с детьми контактирует по большей части при поддержке взрослого, принимает любые изменения привычной ситуации.

  1. «Выявление уровня сформированности коммуникативных умений и навыков детей» методика Ю.В.Микляевой

Таблица 2

Код ребенка

Показатели (в баллах)

Сумма баллов

 

Поздороваться

Обратиться

Привлечь внимание

Побудить к действиям

Передать информацию

Поблагодарить

Спросить

Задать уточняющий вопрос

Выразить несогласие

Выразить отрицание

 

001

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

002

1

1

1

1

1

1

1

0

0

1

8

Анализ результатов данной диагностики показывает, что у ребенка 001 низкий уровень коммуникативных навыков. Ребенок плохо ориентирован в коммуникативных ситуациях. Не сразу понял намерения и мотивы взрослого человека. В большинстве случаев стремился использовать невербальные средства общения. Часто не понимал задачу и, в то же время, испытывал затруднения в применении оказанной ему помощи.

У ребенка проблемы со способностью понимать, осознавать, выражать свои чувства, эмоциональное состояние на словесном уровне.

У ребенка 002 наблюдается высокий уровень коммуникативных навыков. Он стремится установить и поддерживать позитивные отношения со взрослым. Проявляет потребность в новых впечатлениях, активной работе, признания и поддержки. Умеет использовать средства вербального и невербального общения, использовать слова и знаки вежливости. Знает, как принять помощь взрослого. Ребенок хорошо знает эмоции как своих, так и других людей.

3.Тест для родителей «Я и мой ребенок»

Таблица 3

                              Вопросы 

                    Ответы 

                   

                       Можете ли вы 

Могу и всегда так поступаю

Могу, не всегда так поступаю

Не 

могу

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

       А 

      Б

      В

2. Посоветоваться с ребенком, не взирая на его возраст?

       А

      Б

      В

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к 

нему?

       А

      Б

      В

4. Извиниться  перед  ребенком  в  случае неправоты?

       А

      Б

      В

5.Сохранить самообладание, даже если поступок  ребенка вывел  Вас  из  себя?

       А

      Б

      В

6. Поставить себя на место ребенка?

       А

      Б

      В

7.Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный 

принц)?

       А

      Б

      В

8.Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

       А

      Б

      В

9. Всегда  удерживаться  от употребления слов и  выражений, которые могут ранить ребенка?

       А

      Б

      В

10.Пообещать ребенку, исполнить его желание за хорошее поведение?

       А

      Б

      В

11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что хочет и вести себя так, как захочет и не во что не вмешиваться?

       А

      Б

      В

12.Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно  обидел  другого  ребенка?

       А

      Б

      В

13.Устоять против детских слез и просьб, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

       А

      Б

      В

ИТОГО

Код ребенка

001

12

10

3

001

10

12

2

Следовательно, исходя из данных анкетирования, мы можем сделать вывод о том, что для родителей ребенка 001 и 002 забота о ребенке является первостепенной важностью. Родители обладают способностями воспитателя, но на практике не всегда применяют их последовательно и целенаправленно. Порой родители чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, склонны к компромиссам, которые ослабевают воспитательный эффект.

Подводя итоги диагностики, отметим, что у ребенка раннего возраста средний уровень адаптированности, низкий уровень коммуникативных навыков. У ребенка среднего возраста наблюдается высокий уровень и по уровню адаптированности и по уровню коммуникативных навыков. У родителей и раннего и среднего возраста забота о ребенке является первостепенной важностью.

Список литературы:

  1. Адаптация ребенка к детскому саду : советы педагогам и родителям : сборник / сост. А. С. Русаков. – СПб. : Речь ; М. : Сфера, 2011. – 128 с.

  2. Балл, Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г. А. Балл // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 92-100.

  3. Вахнина, Н. Первый день в детском саду [Текст] / Н. Вахнина // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 7. – С. 13-18.

  4. Васильева, Е. Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению [Текст] / Е. Васильева // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 10. – С. 45-46.

  5. Галанов, А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет : пособие для работников дошкол. образоват. учреждений и родителей / А. С. Галанов. – М. : АРКТИ, 2006. – 64 с.

  6. Ребенок третьего года жизни : пособие для родителей и педагогов / авт.-сост. Н. Н. Авдеева [и др.] ; под ред. С. Н. Теплюк. – М. : Мозаика-Синтез, 2016. – 251с.

  7. Шайхутдинова, Н. «В детский сад - без слез!» : работа адаптацион. группы / Н. Шайхутдинова // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 5. – С. 109-110.

Просмотров работы: 60