Актуальность изучения адаптации детей раннего и дошкольного возраста к условиям ДОО обусловлена несколькими факторами. Во-первых, переход от домашней среды к коллективу детского сада может быть для некоторых детей стрессовым и вызывать недоумение и беспокойство. Поэтому важно помочь им адаптироваться к новым условиям, чтобы они смогли чувствовать себя комфортно и безопасно.
Кроме того, процесс адаптации в ДОО важен для развития социальных навыков у детей, таких как умение общаться с другими детьми, сотрудничать, решать конфликты и так далее. Эти навыки являются важными для успешной адаптации в будущей общественной жизни.
Также адаптация к условиям ДОО позволяет детям развивать самостоятельность, ответственность, ориентацию в пространстве и времени, что также является важным для их полноценного развития.
В целом, актуальность изучения адаптации детей раннего и дошкольного возраста к условиям ДОО заключается в том, что это способствует формированию у них адаптивных навыков, которые будут полезны им в дальнейшей жизни.
Цель исследования: изучить уровень адаптации у детей раннего и дошкольного возраста к условиям ДОО.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
Подбор методик для проведения диагностики;
Диагностика уровня адаптации у детей раннего и дошкольного возраста;
Проанализировать результаты исследования.
Впервые термин «адаптация» был введен немецким физиологом Аубертом в 1865 году, позднее стал употребляться в биологическом аспекте как «приспособление» живых организмов к окружающей среде. В настоящее время понятие «адаптация» используется в связи с определенными периодами развития личности человека и является предметом исследований многих ученых в различных областях науки.
Адаптация обеспечивает нормальное развитие, оптимальную работоспособность и максимальную продолжительность жизни организма в различных условиях окружающей среды. Способность людей менять своё поведение в зависимости от изменения условий получила определение социальная адаптация (Г.А. Балл) [2]. Человек способен не только адаптироваться, но и сам оказывать влияние на себя и свою жизнь. В нем происходит соединение ролей – активной и пассивной. Из этого следует, что сам процесс адаптации, предполагает не только воздействие среды на субъект, но и субъекта на среду.
У человека существует специальная функциональная система адаптационных механизмов, осуществляющая все приспособительные реакции. Это свойство приспособления создаёт условия для биологической, физиологической и психологической адаптации. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов детей приводит при изменении среды к психическому напряжению, а это вызывает изменения в эмоциональном состоянии, нарушение поведения. В адаптации выделяют физиологическую и социально-психологическую составляющие (А. С. Русаков) [1].
Специалисты Института возрастной физиологии РАО в процессе физиологической адаптации выделяют три стадии:
1 стадия – ориентировочно-приспособительная, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма.
2 стадия – неустойчивого, неполного приспособления, когда организм активно ищет оптимальные варианты устойчивого состояния, соответствующего новым условиям (организм тратит всё, что есть, не экономит ресурсы).
3 стадия – относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.
Адаптированность личности может быть: - внутренней, проявляющейся в форме перестройки функциональных структур и систем личности при определенной трансформации и среды ее жизни и деятельности; - смешанной, при которой личность частично перестраивается и подстраивается внутренне под среду, ее ценности, нормы и в то же время частично адаптируется инструментально, поведенчески, сохраняя и свое «Я», и свою самостоятельность. - внешней, когда личность внутренне содержательно не перестраивается и сохраняет себя, свою самостоятельность.
Е. Васильева же считает, что особую остроту данной проблеме придает состояние здоровья детей, тесно связанное с особенностями и возможностями успешной адаптации детей к окружающему их миру. Так же она указывает на различные нейродинамические нарушения, которые могут вызывать затруднения развития адаптационных процессов, поскольку психомоторное развитие детей является ведущим и определяющим, а также зависит уровень физической, умственной работоспособности и здоровья.
Психологическими характеристиками личностного адаптационного потенциала, определяющими эффективность и адекватность поведения и деятельности, являются: нервно-психическая устойчивость, самооценка личности, ощущение социальной поддержки, особенности построения контакта с окружающими, опыт социального общения, моральная нормативность личности, уровень групповой идентификации (А.С. Галанов) [5].
Вероятность, что определенный стрессор повлияет на ребенка или вызовет расстройство адаптации, зависит от его внезапности, непредсказуемости, длительности, повторяемости и умышленности. Восприятие травматизма события может быть очень индивидуальным, но чем сильнее стресс, тем меньшее значение имеют индивидуальные характеристики. Для психического и соматического здоровья ребенка опасным является не только один трагический инцидент, но и несколько менее драматичных инцидентов, которые произошли в короткий промежуток времени.
Таким образом, понятие адаптации означает приспособление к условиям среды. Социально – психологическая адаптация может рассматриваться как приспособление индивида к условиям социальной среды и является одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности. У детей устойчивость к стрессу еще не выработана и ответом на эмоциональный стресс часто являются психосоматические нарушения.
Для наблюдения и диагностики детей раннего и среднего возраста были подобраны следующие методики:
Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению;
Методика «Выявление уровня сформированности коммуникативных умений и навыков детей;
Тест для родителей «Я и мой ребенок».
Результаты диагностики:
«Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению» методика А.С.Роньжиной
(М.В. Корепановой, Е.В. Харламповой)
Таблица 1
Ф.и. ребенка |
Психологические критерии адаптированности ребенка к дошкольному учреждению |
|||||||||||||||
Общий эмоциональный фон поведения |
Наблюдение за ребенком |
|||||||||||||||
Познавательная и игровая деятельность |
Взаимоотношения со взрослыми |
Взаимоотношения с детьми |
Реакция на изменение привычной ситуации |
|||||||||||||
Полож. |
Неустойчивый |
Отрицательный |
Активен |
Актив.при поддержке взр. |
Пассивен/ р-ция протеста |
Инициативен |
Принимат иниц. взр. |
Уход от в/отнош. Р-ция прот |
Инициативен |
Вступает в контакт при поддрержке взр. |
Пассивен |
Принятие |
Тревожность |
Неприятие |
||
Код |
Баллы |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
001 |
1,8 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
002 |
2,8 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Исходя из полученных данных, полученных можно сделать вывод, что у ребенка 001 средний уровень адаптированности. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации.
У ребенка наблюдается неустойчивый эмоциональный фон поведения, при познавательной и игривой деятельности принимает участие только с помощью взрослого, при контакте со взрослым принимает инициативу взрослого, при взаимоотношениях с детьми пассивен, не контактирует со сверстниками, при изменении привычной ситуации испытывает тревожность.
У ребенка 002 высокий уровень адаптированности. Преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние. Он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).
У ребенка положительный общий эмоциональный фон поведения, он без каких-либо проблем посещает детский сад, активен т инициативен при любых видах деятельности и взаимоотношениях со взрослыми, с детьми контактирует по большей части при поддержке взрослого, принимает любые изменения привычной ситуации.
«Выявление уровня сформированности коммуникативных умений и навыков детей» методика Ю.В.Микляевой
Таблица 2
Код ребенка |
Показатели (в баллах) |
Сумма баллов |
|||||||||
Поздороваться |
Обратиться |
Привлечь внимание |
Побудить к действиям |
Передать информацию |
Поблагодарить |
Спросить |
Задать уточняющий вопрос |
Выразить несогласие |
Выразить отрицание |
||
001 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
002 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
8 |
Анализ результатов данной диагностики показывает, что у ребенка 001 низкий уровень коммуникативных навыков. Ребенок плохо ориентирован в коммуникативных ситуациях. Не сразу понял намерения и мотивы взрослого человека. В большинстве случаев стремился использовать невербальные средства общения. Часто не понимал задачу и, в то же время, испытывал затруднения в применении оказанной ему помощи.
У ребенка проблемы со способностью понимать, осознавать, выражать свои чувства, эмоциональное состояние на словесном уровне.
У ребенка 002 наблюдается высокий уровень коммуникативных навыков. Он стремится установить и поддерживать позитивные отношения со взрослым. Проявляет потребность в новых впечатлениях, активной работе, признания и поддержки. Умеет использовать средства вербального и невербального общения, использовать слова и знаки вежливости. Знает, как принять помощь взрослого. Ребенок хорошо знает эмоции как своих, так и других людей.
3.Тест для родителей «Я и мой ребенок»
Таблица 3
Вопросы |
Ответы |
||||
Можете ли вы |
Могу и всегда так поступаю |
Могу, не всегда так поступаю |
Не могу |
||
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? |
А |
Б |
В |
||
2. Посоветоваться с ребенком, не взирая на его возраст? |
А |
Б |
В |
||
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? |
А |
Б |
В |
||
4. Извиниться перед ребенком в случае неправоты? |
А |
Б |
В |
||
5.Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя? |
А |
Б |
В |
||
6. Поставить себя на место ребенка? |
А |
Б |
В |
||
7.Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц)? |
А |
Б |
В |
||
8.Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете? |
А |
Б |
В |
||
9. Всегда удерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка? |
А |
Б |
В |
||
10.Пообещать ребенку, исполнить его желание за хорошее поведение? |
А |
Б |
В |
||
11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что хочет и вести себя так, как захочет и не во что не вмешиваться? |
А |
Б |
В |
||
12.Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка? |
А |
Б |
В |
||
13.Устоять против детских слез и просьб, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть? |
А |
Б |
В |
||
ИТОГО |
Код ребенка |
001 |
12 |
10 |
3 |
001 |
10 |
12 |
2 |
Следовательно, исходя из данных анкетирования, мы можем сделать вывод о том, что для родителей ребенка 001 и 002 забота о ребенке является первостепенной важностью. Родители обладают способностями воспитателя, но на практике не всегда применяют их последовательно и целенаправленно. Порой родители чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, склонны к компромиссам, которые ослабевают воспитательный эффект.
Подводя итоги диагностики, отметим, что у ребенка раннего возраста средний уровень адаптированности, низкий уровень коммуникативных навыков. У ребенка среднего возраста наблюдается высокий уровень и по уровню адаптированности и по уровню коммуникативных навыков. У родителей и раннего и среднего возраста забота о ребенке является первостепенной важностью.
Список литературы:
Адаптация ребенка к детскому саду : советы педагогам и родителям : сборник / сост. А. С. Русаков. – СПб. : Речь ; М. : Сфера, 2011. – 128 с.
Балл, Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г. А. Балл // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 92-100.
Вахнина, Н. Первый день в детском саду [Текст] / Н. Вахнина // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 7. – С. 13-18.
Васильева, Е. Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению [Текст] / Е. Васильева // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 10. – С. 45-46.
Галанов, А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет : пособие для работников дошкол. образоват. учреждений и родителей / А. С. Галанов. – М. : АРКТИ, 2006. – 64 с.
Ребенок третьего года жизни : пособие для родителей и педагогов / авт.-сост. Н. Н. Авдеева [и др.] ; под ред. С. Н. Теплюк. – М. : Мозаика-Синтез, 2016. – 251с.
Шайхутдинова, Н. «В детский сад - без слез!» : работа адаптацион. группы / Н. Шайхутдинова // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 5. – С. 109-110.