В кратком словаре системы психологических понятий логическое мышление определяется как «вид мышления, суть которого заключается в работе с понятиями, суждениями и выводами, используя законы логики».[1].
Формирование логического мышления у детей происходит как минимум в два этапа. В первом ребенок впитывает значения слов, связанных с действиями и объектами, и обучается использовать их при решении задач. А на втором этапе дети анализируют структуру понятий, означающих отношения, и выучивают правила логических размышлений.[2].
«Детская» логика – это некий мир с всевозможными приемами, методами и навыками. В своей каждодневной жизни ребенок периодически сопоставляет, и интерпретирует различные явления и предметы. Логическое мышление выявляется на основе понятийного и подразумевается высочайшей стадией развития детского мышления. Это долгий и весьма непростой процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой интенсивности мыслительной деятельности, но и совокупных знаний об общих и значимых признаках предметов и свойств действительности, которые прикреплены в высказываниях. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном возрасте. Например, в 5-7 лет ребенок уже в умеет овладеть такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение.
Результаты исследований, проведенных Л.А. Венгера [3], а также методика работы, построенная на выводах его изучений, обширно применяемая в воспитательной практике, характеризуют о том, что ребенка 5-7 лет можно обучать полноценной логической деятельности по обозначению «принадлежности к класс» и «отношения между классами и подклассами».
В качестве основ в улучшения и усложнения умственной деятельности ученые подчёркивают такие моменты: стремительное развитие зон мозга, в которых сформировываются механизмы, характеризующие проявления сложнейших мыслительных действий, связанных с логическим мышлением (Л.В. Занков, Я.З. Неверович); появление произвольности в поведении и познавательных процессах (А.В. Запорожец); способность действовать по образцу и инструкции (В.К. Котырло); умение оценить свою работу и работу других (А.П.Усова, А.Н. Давидчук); способность подчиниться к требованиям и правилам ситуации (Л.В. Эльконин); способность к общему способу действия в условиях решения определённого типа задач (Л.А. Венгер); умение осуществлять контроль за своими действиями (Н.Н. Поддъяков).
Бытует точка зрения, что раннее развитие логического мышления может вызвать отрицательные последствия, потому что выполняется в вред становлению высших форм образного мышления. Некоторые авторы полагают, что старший дошкольный возраст нужно исследовать как период, когда должно начаться формирование логического мышления, как бы обозначая тем самым ближайшую перспективу мыслительного развития. Впрочем, многие педагоги и психологи подчёркивают, что базовый фундамент логики и базовых логических операций может быть преобразован именно в дошкольном возрасте. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что уже в старшем дошкольном возрасте надо начинать работу по развитию логического мышления, но развитие логического мышления у дошкольников не может происходить самостоятельно. Надо работать систематически вместе с родителями, воспитателями, педагогами. Главной целью образования это подготовка растущего поколения к активной жизни в обстоятельствах быстро изменяющегося мира. Поиск лучших дидактических средств развития логического мышления дошкольников рассматривается как непременную часть данного процесса.
Тем самым, в период дошкольного возраста у ребенка совершенствуются следующие логические операции мышления: анализ, классификация, обобщение, синтез, сравнение и сериация. Развитие логических операций мышления воздействует не только на интеллектуальное, но и всестороннее развитие ребенка, прогрессируют благотворные черты характера, выносливость, планирование деятельности, самоанализ, энтузиазм, желание обучаться. Все это необходимо для жизни ребенка. Подготовленность мыслительной деятельности снимает психологические перегрузки в учении, сохраняет здоровье ребенка. Все это необходимо для жизни ребенка. Подготовленность умственной деятельности снимает психофизиологические нагрузки в учении, сохраняет благополучие ребенка
Дидактическая игра нацелена на расширение, углубление, систематизацию понятий детей об окружающем, воспитании познавательных интересов, совершенствование познавательных возможностей, это практическая деятельность, в которой дети применяют знания, приобретённые на занятиях. Соответственно, играя дети обучаются способам диалогического общения и функционирования: соблюдению периодичности, доброжелательному взаимоотношению друг к другу, умению доходчиво обосновывать свою позицию, согласовывать высказывания с партнером, лучше перенимают программный материал, грамотно осуществляют непростые задания. Играя, мы образовываем детей. В коллективной организации с детьми нужно подбадривать детей, и также корректно изучать все, предоставленные детьми, варианты решения проблемы, ребенок не должен опасаться возражать, нужно стремиться впечатлить всех и каждого ребенка всевозможными выбранными играми, основываясь из их интереса.Благополучная актуализация данной проблемы целесообразна, при обеспечении формирования соответствующей развивающей среды, включающая наличие нужных дидактических игр и игровых заданий, условий для исследования. Коллективные игры с детьми мотивировали меня на использование новых игр и упражнений, отвечающих способностям и интересам детей: «Найди пару», «Професии», «Найди лишнее», «Пазлы», «Лото» и др. Для детей с невысоким уровнем развития познавательной области и логического мышления нуждаются добавочных занятиях (индивидуальная работа) для совершенствования памяти, внимания, обще учебных навыков. Предпочтительно проводить задания среднего уровня сложности. Стоит поддерживать желание ребенка достичь успеха, подчёркивать даже маленькие достижения. Важно убедить родителей упражняться развитием ребенка, посоветовать всевозможные виды развивающих упражнений и игр. Систематическая работа дает перспективу достичь высоких показателей.
Список использованной литературы
Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: учебное пособие для учебных заведений профтехобразования.-2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1984 – 179 с.
Беркалиев, Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы / Т. Н. Беркалиев, Е. С. Заир-Бек, А. П. Тряпицына. - СПб.: КАРО, 2009. - 144 с.
Венгер, Л. А., Дьяченко, О. М., Говорова, Р. И., Цеханская, Л. И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.
Алабина, Л.В. Сборник упражнений и дидактических игр. Учебно-методическое пособие. / Л.В. Алабина. – М. ЦГЛ, 2003
Аргунова, Е.Р. Активные методы обучения учеб.-метод. пособие / Е.Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009.- 104 с
Афонькина, Ю. А., Урунтаева Г. А. Практикум по дошкольной психологии / Ю. А.Афонькина, Г. А. Урунтаева. - М.: Академия, 2012 - 304 с.
Белошистая, А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление //Дошкольное воспитание. – 2004. – № 9. – С. 66–71.
Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников: пособие для педагогов дошк. учреждений - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 296 с.