Фотографирование как средство развития познавательного интереса детей 5-6 лет - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Фотографирование как средство развития познавательного интереса детей 5-6 лет

Семенова А.Г. 1, Николаева А.В. 1
1Педагогический институт СВФУ им. М.К. Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе своего развития общество предъявляет определенные требования к детям дошкольного возраста. Речь идет о сформированной картине мира, развитии познавательной мотивации и формировании познавательных навыков. Все это создает готовность ребенка к переходу на новую ступень - школьное обучение.

Одной из важных проблем современного образования является развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Этот период очень важен для развития будущей личности, так как в это время закладывается основа умственного, нравственного и физического развития ребенка.

Познавательный интерес в трудах многочисленных педагогов и психологов изучен в достаточной мере тщательно. В научных трудах Л. И. Божович, Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др. в большей части рассматриваются психологические аспекты познавательного развития, однако методические аспекты данной проблемы представлены не в полной мере.

Однако, одним из главных вопросов остается то, как вызвать у детей дошкольного возраста устойчивый познавательный интерес к различным материалам или видам деятельности.

На наш взгляд уникальным средством, обеспечивающим сотрудничество детей и взрослых, позволяющее развить познавательный интерес, реализовывать личностно-ориентированный подход к образованию, является детское фотографирование.

Цель исследования: выявить эффективность фотографирования в развитии познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс развития познавательного интереса у детей посредством фотографирования будет эффективным, если предоставить детям возможность свободного творчества в фотографировании и стимулировать эмоционально-положительное отношение к процессу познания различных сфер окружающей действительности на основе тактики помощи и тактики взаимодействия (механизма договора).

Практическая значимость исследования: дидактические игры по развитию познавательного интереса могут применяться педагогами дополнительного образования, воспитателями.

Исследования проводились вМуниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад №23 «Цветик-семицветик» городского округа «город Якутск».

Л.Т. Шумей считает, что у детей 5–6 лет познавательный интерес — это стремление узнать что-то новое, выяснить неясное в предметах и явлениях окружающей действительности [5, с.15]. Н.Г. Морозова определяет познавательный интерес как стремление к активности и самостоятельности в познании: желание ребенка вникнуть в сущность предмета, явления, в их связи и отношения [3, с. 5]. Таким образом, мы можем сделать вывод, что познавательный интерес — это избирательный взгляд на действительность, формирующий стремление ребенка к познанию окружающей действительности.

Познавательный интерес при правильной педагогической и методической организации деятельности, систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может стать устойчивой чертой личности ребенка и оказывать сильное влияние на его развитие. Как черта личности, познавательный интерес, проявляется во всех обстоятельствах, находит применение своей пытливости в любой обстановке, в любых условиях. Под влиянием данного интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с которыми дети обращаются к воспитателю, к родителям, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления [1, c. 36].

Вот и для ребенка фотографирование — это нечто необычное, оно вызывает у дошкольника неподдельный интерес.

Любавина О. С. отмечает, что фотографирование как вид деятельности формирует у ребенка способность выделять личностно значимые объекты в окружающем пространстве и может служить средством самоопределения детей в мире интересов. В старшем возрасте дети начинают проявлять интерес к фотоаппарату как к устройству, а не как к игрушке, они начинают изучать и экспериментировать [2].

Фотографирование для дошкольников,это новый, интересный и познавательный вид деятельности. Оно помогает им развиваться интеллектуально и творчески, повышает интерес к обществу и окружающему миру. Такое занятие помогает детям найти свои интересы, определить свои предпочтения в познавательной сфере. Фотографии, сделанные детьми, служат стимулом для развития их индивидуального познавательного интереса и, при поддержке взрослых, становятся основой для их собственных исследований. Фотоматериалы ребенка становятся стимулом для развития его индивидуального познавательного интереса, и при сопровождении взрослого становятся темами для их собственного исследования. Вместе с тем Полякова М. Н. отмечала, что фотоаппарат может быть эффективным средством развития детской наблюдательности [4].

Для выявления уровней развития познавательного интереса у детей 5–6 лет использованы следующие методики:

1. Методика направленной на определение доминирования познавательного мотива в мотивационной сфере ребенка: «Сказка», автора Н.И. Гуткиной

2. Анкетирование воспитателей на определение мотивационной потребности детей (В.С. Юркевич, Ю.А. Барановой).

3. Методика «Вопрошайка» автора М.Б. Шумаковой

В результате исследования выявилось что дети обладают преимущественно средним уровнем (62%) развития познавательного интереса. Низкий уровень у троих детей (23%). Ребята в начале проявляют интерес, но очень быстро его утрачивают, не задают познавательных вопросов. С высоким уровнем развития двое детей (15%). Количество детей с высоким показателем познавательного интереса крайне малы.

Проанализировав теоретические аспекты изучаемой темы, мы разработали краткосрочный исследовательско-творческий проект для детей 5–6 лет для развития познавательного интереса детей на основе принципов обеспечения педагогической поддержки: совместность, сотрудничество, содействия; вера в возможность самостоятельно преодолевать препятствия; доброжелательность и безоценочность.

Тема: «Я фотограф».

Цель проекта: развить у детей познавательный интерес через фотографирование.

Этап 1. Подготовительный.

Этап 2. Основной этап

Были проведены дидактические игры целью которых развивать у детей стремление к инициативности, самостоятельности, вниманию и наблюдательности.

1. Дидактическая игра «Глина и скульптор».

2. Дидактическая игра «Прятки с цифрой 4».

3. Дидактическая игра «На что похоже облако».

Этап 3. Заключительный.

Для презентации проекта дети создали фотокнигу в которой содержались фотографии, сделанные детьми в ходе занятий.

Проект “Я - фотограф” может быть реализован в большинстве дошкольных учреждений и не требует больших финансовых затрат. Фотография стала неотъемлемой частью жизни людей, сопровождая их как в повседневных делах, так и в науке. С самого рождения и на протяжении всей жизни человека его сопровождают фотографии. Фотография может стать хорошим способом вспомнить и заново пережить важные моменты жизни. У этого проекта большой потенциал для развития, поскольку он дает возможность детям лучше узнать историю своей семьи, своего родного края и даже мира в целом.

На контрольном этапе показатели высокого уровня (15%) развития познавательного интереса не изменилось, но незначительно вырос показатель среднего уровня (70%) развития познавательного интереса. За счет повышения предыдущего показателя снизился количественный показатель низкого уровня (15%).

На основаниях данной работы можно сделать выводы:

В ходе нашего исследования мы изучили психолого-педагогическую литературу по данной теме и провели ряд экспериментов, состоящих из трех этапов. Результаты показали, что фотография может быть эффективным средством развития познавательного интереса у детей 5-6 лет. Основываясь на этом предположении, мы разработали исследовательско-творческий проект, который учитывает психическое и личностное развитие детей старшего дошкольного возраста и позволяет эффективно использовать возможности детского фотографирования для развития познавательного интереса у детей 5-6 лет.

Перспективой нашего исследования будет апробация разработанного проекта и дидактических игр, оценка эффективности их реализации; возможно, корректировка и дополнение некоторых положений и подходов.

Список литературы.

1. Божович, Л. И. Развитие мотивов учения у школьников/ Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. C. Славина // Известия АПН РСФСР. Вопросы психологии школьника. – М.: АПН РСФСР. – 1951. – №36. – С. 29- 105.

2. Любавина О. С. Фотографирование дошкольниками как метод диагностики и развития детских интересов // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016. — № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fotografirovanie-doshkolnikami-kak-metod-diagnostiki-i-razvitiya-detskih-interesov (дата обращения: 16.02.2023)

3. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г. Морозова // Психология и педагогика. – 1979. - №2. – с. 156

4. Полякова, М. Н. Фотоаппарат как средство поддержки и развития исследовательского поведения старших дошкольников //Детский сад: теория и практика. — 2017. — № 8. —С.84–95.

5. Шумей, Л. Т. Маленькие исследователи. Организация поисково-исследовательской деятельности детей/ Л.Т. Шумей, Т.В. Сергеева, // Палитра педагога, 2008. - №5. – с.18

Просмотров работы: 24