Овладение речью является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
В соответствии с ФОП дошкольного образования, развитие словарного запаса и умение с его помощью доводить свои мысли до других людей, вот важнейшая задача для воспитателей детей старшего дошкольного возраста [1, с. 12].
Содержание работы по развитию словаря опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире. В итоге у детей накапливается значительный объем знаний, соответствующий словарь, что обеспечивает свободное общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле- и радиопередач и т. п.). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной [5, с. 30].
Для развития словаря старших дошкольников очень эффективно использование художественной литературы. В художественном тексте слова и их комбинации создают яркие образы. Точные языковые средства (метафоры, сравнения, эпитеты) оживляют речь, обостряют мысли и чувства, развивают мышление, улучшают лексику детей.
Художественная литература является одним из эффективных средств обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста. Словарная работа является необходимой составляющей в работе над текстом. Из книги ребенок узнает много новых слов, его речь обогащена эмоциональной и поэтической лексикой [3, с. 22]. Качество восприятия текста напрямую зависит от понимания лингвистических средств, особенно значений слов. Дети старшего дошкольного возраста под влиянием целенаправленного руководства педагога способны видеть единство содержания произведения и его художественную форму, чувствовать ритм и рифму стихотворения, находить в тексте образные слова и выражения [2, с. 5].
Таким образом, выбор темы исследования объясняется актуальной, востребованной в педагогической среде и требует активной разработки ее методических основ.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы будет осуществляться более эффективно, если: организовать развивающую предметно-пространственную среду и благоприятную психологическую атмосферу в группе, стимулирующую развитие словаря у детей; при проведении занятий учитывать следующие методические принципы: постепенное усложнение в ходе речевого материала, постоянная активизация детей в ходе занятия и обязательное использование наглядности, атрибутов, сказочных героев; повысить компетентность родителей в вопросах развития словаря, привлечь их к совместной деятельности.
Наше исследование проводилось на базе МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 19 «Василек»» г. Якутска Республики Саха (Якутия), где приняли участие 20 детей старшей группы «Теремок».
Цель диагностики: изучить базовые уровни развития словаря у детей старшего дошкольного возраста.
Решение данной цели обусловило постановку ряда задач:
подобрать методики для диагностики уровней развития словаря у детей старшего дошкольного возраста;
определить критерии для анализа и оценки уровней развития словаря у старших дошкольников;
осуществить обследование уровней развития словаря у детей старшего дошкольного возраста;
сделать выводы по результатам проведения диагностики.
Для проведения диагностики была использована методика Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой «Диагностика речевого развития», которая состояла из 3 заданий [4]:
Задание 1. «Что лишнее?»
Цель: выявление умения обосновывать свой выбор.
Задание 2. «Какой? Какая? Какое? Какие?»
Цель: выявление умения использовать в речи прилагательные.
Задание 3. «Скажи наоборот».
Цель: выявление умения использовать в речи антонимы.
В ходе проведения всех 3 заданий, мы получили следующие общие результаты уровней развития словаря у детей: высокий уровень, дети, набравшие 8-9 баллов – 25%, средний уровень – 5-7 баллов – 50%, низкий уровень – 3-4 балла - 25% детей. Дети с низким уровнем употребляли разные части речи, но делали ошибки, которые сами исправить не могли, активный словарь был беден. Мало использовали в речи синонимы, антонимы и обобщающие слова. Не проявляли речевую активность.
Результаты общего уровня словаря по 3 заданиям у детей старшего дошкольного возраста приведены на рисунке 1.
Рисунок 1. Результаты общего уровня развития словаря по 3 заданиям методики
Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой «Диагностика речевого развития»
у старших дошкольников
Таким образом, в результате проведения диагностики, мы выяснили, что уровень развития словаря детей старшего дошкольного возраста находится на среднем уровне развития, то есть использование детьми в речи синонимов, антонимов, обобщающих слов, находятся в основном на среднем уровне. Поэтому нам необходимо было разработать комплекс занятий по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы.
Нами был разработан и апробирован комплекс занятий по развитию словаря у старших дошкольников с использованием художественной литературы.
В старшей группе «Теремок» были созданы комплексы – «Миры»: «Мир транспорта», «Мир леса».
Все материалы и предметы, которыми ребенок может пользоваться были размещены на доступном для ребенка уровне. Размещение объектов среды позволяет систематически ее обновлять путем регулярного внесения новых предметов культуры, быта, игрового оборудования. Развивающая предметно - пространственная среда легко трансформируется согласно замыслу педагога и детей.
В группе также была размещена маленькая групповая библиотека, где находились книги с художественными произведениями детских писателей. Поместили фотографии писателей, с творчеством которых дети знакомились. После прочтения детям нового рассказа книга выставлялась в библиотеку.
Ознакомление детей с художественной литературой проходила во всех видах деятельности. Дети знакомились с детскими художественными произведениями: Е.И. Чарушина, М.М. Пришвина, В.В. Бианки, С.А. Иванова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Читали стихотворения: А.С. Пушкина, И.А. Бунина, С.А. Есенина, Ф.Г. Льва, Е.Ф. Трутневой и др. Также большая роль отводилась чтению русских народных сказок и отгадыванию загадок.
В совместной деятельности с детьми читали и обсуждали произведения: С.П. Иванова «Хорошо или плохо», Н.Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», М.М. Пришвина «Золотой луг», Е.И. Чарушина «Волчишко», русские народные сказки и сказки других народов.
Большое внимание уделяли знакомству с самим художественным произведением. Для большей наглядности лучшие моменты литературных сказок, произведений были показаны на слайдах, картинках. Это способствовало формированию у детей не только ясных и четких представлений, но и помогло глубже почувствовать и понять произведение. Например, когда читали произведение М.М. Пришвина «Золотой луг», мы обращали внимание на описание природы, что природа у автора как живая. Одуванчики как люди засыпают по вечерам и просыпаются утром, лес умеет шептать. На вопрос: «Как еще можно назвать рассказ?» дети давали описание одуванчика, подсказывали детям, зачитывали фрагмент из рассказа. Обращали внимание детей, какие слова еще можно подобрать к слову золотой (золотистый, желтый). Объясняли детям новые слова: фукать, промысел, идти в пяту. Спрашивали у детей, как они думают, каким промыслом могли заниматься дети в деревне.
После прочтения стихотворения Ф.Г. Льва «Весна – красна», детям были заданы такие вопросы: «Почему стихотворение называется «Весна – красна?»», «Как светит солнце весной?». Детям объясняли, что красна — это значит красивая. Весна пришла красивая, нарядная, с ярким, красным солнцем.
Совместная образовательная деятельность с детьми была направлена на развитие и активизацию словаря. Научить ребенка употреблять разные части речи точно по смыслу, использовать синонимы, антонимы, существительные с обобщающими словами, слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков. Правильно согласовывать существительные с числительными, прилагательными и местоимениями.
Особенно были полезны для активизации словаря словесные дидактические игры, такие как «Скажи наоборот», «Подбери подходящее слово», «Скажи похожее» и др.
Также были разработаны сценарии и были проведены развлечения: «Угадай, из какого произведения?», «Загадки про весну».
Особенно детям понравилось развлечение «Угадай, из какого произведения?» Первым заданием для детей было угадать, как правильно называется сказка. На слайде была показана картинка по сюжету сказки. Все дети молодцы, правильно сказали название сказки.
Второе задание было сложнее. Детям предлагалось ответить на вопросы: «Что говорила Машенька медведю, сидя в коробке?», «Что говорил волк, когда ловил рыбу на хвост?», «Что говорили звери в сказке теремок?» и др. Отвечая на вопросы, дети не перебивали друг друга. Помогали тем детям, которые затруднялись в ответах.
В третьем задании определяли с детьми, что напутал художник в иллюстрациях к сказкам.
Для достижения высоких результатов по развитию словаря была проведена работа с родителями: консультация «Роль художественной литературы в развитии словаря детей», размещение в уголке папки-передвижки «Роль книги в развитии ребенка».
Анализируя проведенные нами занятия, можно сказать, что, дети были активны, участвовали в беседе и обсуждении прочитанного произведения, получили хорошие знания и положительную эмоциональную оценку, появлялось ярко выраженное эмоциональное отношение к герою, сюжету.
На протяжении совместной деятельности у детей поддерживался интерес к чтению. Получили большое удовольствие от развлечений.
Итак, в заключении отметим, что художественная литература знакомит с богатством, многообразием и силой русского языка, расширяет словарный запас дошкольника, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи, помогает владеть речевыми формулами, воздействует на личность ребенка, его эмоциональные качества, расширяет знания ребенка об окружающем мире.
Проведенные нами занятия дают возможность предположить, что методика, предлагаемая нами, имеет существенные положительные тенденции для эффективного развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
Использованная литература:
Актуальные прoблемы дошкольного образования: основные тенденции и перспективы развития в контексте современных требований: сб. матер. ХIV международной науч.-практ. конф. - Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2016. – 12 с.
Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова // Детский сад со всех сторон». - 2016. - № 4. – 5 с.
Васюкова, Н.Е. Художественная литература для детей 5-7 лет: методическое пособие / Н.Е. Васюкова, Т.И. Алиева. - М.: ТЦ Сфера, 2015. – 22 с.
Герасимова, А.Е. Уникальное руководство по развитию речи / А.Е. Герасимова.
- М. : АЙРИС - ПРЕСС, 2014. - 180 с.
Колунова, Л.A. Роль работы над словом и развитие словесного творчества старших дошкольников / Л.A. Колунова // Развитие детской речи: традиции и перспективы. - М. : РАО, 2012. – 30 с.