Развитие речи на родном Якутском языке посредством методики синквейна - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Развитие речи на родном Якутском языке посредством методики синквейна

Петрова З.Е. 1, Жожикова Л.В. 1
1СВФУ ПИ им. М.К. Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Одной из основных задач дошкольного образования является развитие речевых способностей у детей дошкольного возраста. Речь является главным средством человеческого общения посредством языка. В настоящее время наши дети в сфере технологий стали русскоязычными.

Развитие речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. У детей дошкольного возраста зачастую имеются нарушения речи, бедный запас слов, начинают проблемы составлять рассказ по картинке, рассказать прочитанное, научить наизусть стихотворение. Следовательно педагогическое влияние в формировании речи дошкольников – кропотливая, повседневная и необходимая работа.

Целью предоставленной работы является: достижение грамотной речи на родном Якутском языке.

Задачи:

-проанализировать существующее исследование применения способа дидактического синквейна в условиях ДОУ.

-разработать программу работы для внедрения в образовательный процесс.

-привлечь родителей в образовательный процесс.

Основная часть

В данное время существуют множество различных способов, способствующих развитию речи детей.

Составление синквейна – один из самых эффективных и увлекательных приемов, который способствует развитию мышления и познавательных навыков, формированию словарного запаса и грамматических структур связной речи у детей дошкольного возраста.

Обзор литературы.

Д.Б. Эльконин утверждает, что в дошкольном возрасте поведенческие образы сначала присутствуют в наглядной форме, но затем постепенно обобщаются и предстают в виде правил и норм.

Основная часть.

Синквейн — в переводе с французского означает «стихотворение из пяти строк». Это нерифмованное стихотворение, которое в настоящее время является педагогическим приёмом, направленным на решение определенных задачи.

Целью изучения составлению синквейна–является развитиепамяти, мышления, воображения и внимания, а именно психических процессов, которые тесно связаны с полноценным развитием речи.

Задачи синквейна:

- обогащение пассивного и активного словарного запаса;

- совершенствование навыков использования в речи синонимов и антонимов;

- развитие ассоциативного мышления и образной памяти;

-совершенствование умения выражать свое отношение к чему – либо.

Основные типы синквейна:

- традиционные;

- дидактические.

Традиционный – пятистрочное стихотворение состоит из 22 слогов и должно следовать структуре 2-4-6-8-2, т.е. в первой строке два слога, во второй четыре и так далее.

В дидактическом синквейне важно не количество слогов, а смысловая нагрузка каждой строки.

Правило построения дидактического синквейна:

  • Первая строка – должна содержать тему (название) дидактического синквейна. В большинстве случаев в первой строке пишется только одно слово, но это может быть и сочетание небольших слов, оно является местоимением или существительным и отвечает на вопрос «кто? или что?».

Вторя строка – содержит уже два слова, а иногда и сочетание слов, описывающих свойства или характеристики предмета или явления, в соответствии с частью речи это обычно причастия или прилагательные, отвечающие на вопрос «какой? какая? какое? какие?».

  • Третья строка – содержит три слова (иногда словосочетания), которые описывают обычное поведение данного явления или предмета, в соответствии с частью речи это глаголы и частицы отвечающие на вопрос «что делает? что делают?».

  • В четвертой строке - ребенок прямо высказывает свое мнение по затронутой теме, иногда это может быть известная поговорка или фраза, иногда что-то похожее, иногда небольшое стихотворение. Самый традиционный вариант – когда фраза состоит из четырех слов.

  • Строка пятая – также состоит из одного слова или фразы, это своеобразное резюме всего стихотворения, отражающее суть обсуждаемого в дидактическом синквейне предмета или явления и мнения автора в нем. Обычно частью речи также является существительное или местоимение, которое отвечает на вопрос «кто? Или что?»

Процедура создания дидактических синквейнов позволяет гармонично сочетать три основных элемента системы образования: информационный, деятельностный и личностно-ориентированный.

Метод легко интегрируется в любую образовательную область, а простота структуры синквейна позволяет получить немедленные результаты. Наиболее важными аспектами дидактического синквейна являются смысловое содержание и части речи, используемые в каждой строке.

Учитывая, что основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, в играх легче организовать процесс изучения новых слов. А составление дидактических синквейнов - увлекательная и интересная игра. Уже в дошкольном возрасте детей можно научить составлять мыслительные высказывания в игровой форме.

Синквей –увлекательная игра для дошкольников, которая воспринимается как возможность выразить свое мнение и согласиться. Эффективность синквейна заключается в быстром получении и закреплении результатов, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении словарного запаса и придании ему практической направленности, обучении выражать свои мысли и подбирать нужные слова, развитии аналитических способностей.

Эффективность и действенность этого метода заключается в следующем:

1.простота, любой человек может создать синквейн. Это новый вид творческой речевой деятельности, основанный на развитии интеллектуальных способностей (из-за необходимости выучить и следовать алгоритму). Сочинение создает новые творческие речевые возможности, которые может реализовать любой ребенок;

2. синквейн – игровой прием;

3. его можно запомнить бессознательно;

4. он способствует обогащению и практическому использованию лексики и оказывает комплексное воздействие (развивает речь, самостоятельность, спонтанность, воображение, память, внимание и мышление).

-закрепить знания об номенклатуре частей речи и предложениях;

- совершенствовать навыки использования синонимов в речи;

- способствовать развитию творческих способностей.

5.может использоваться в качестве итогового задания для закрепления или анализа информации, полученной в рамках определенной лексической темы.

Вывод.

При использовании данной методики расширяется словарный запас детей, их речь становится богаче и ярче, они меньше боятся высказывать свои мысли вслух. Синкейн уточняет содержание понятий и способствует развитию внимания, памяти и мышления, а также речи.

Список использованной литературы.

1.Акименко В. М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.

2.Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Журнал «Логопед», №5 (2005).

3.Коноваленко В.В., родственные слова, лексико – грамматические упражнения и словарь для детей 6 – 8 лет. – ГНОМиД – Москва, 2009г

4.Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006).

5.Ушакова О.С., Струнина Е.М. методика развития речи детей дошкольного возраста. – Владос – Москва, (2010)

Просмотров работы: 31