Особенности межличностного общения детей старшего дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Особенности межличностного общения детей старшего дошкольного возраста

Архипова А.А. 1, Максимова Л.И. 1
1Северо-Восточный Федеральный Университет им. М.К.Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Межличностные отношения между детьми старшего дошкольного возраста – это субъективно переживаемые взаимосвязи, которыепроявляются в характере и способах влияний в ходе какой-либо совместной деятельности. Как утверждает В.В. Абраменкова, что через межличностное общение и коммуникации дети способны оценивать друг друга и социализироваться. Поэтому взаимоотношения со сверстниками является основным в ходе развития ребенка старшего дошкольного возраста. Благодаря коммуникациям и общению у детей формируется познание об окружающем и о собственном «Я», когда они общаются со сверстниками [1, с. 23-24].

Устойчивое и скоординированное социальное взаимодействие становится очевидным в период между 3 и 6 годами. Количественные и качественные изменения происходят в среднем возрасте, а также формируются основные коммуникации именно в старшем дошкольном возрасте.

Основной опыт, который получают дети, идет через игру, так как игра является ведущей деятельностью детей в таком возрасте. Посредством таких игр развиваются коммуникации, игровые интересы, симпатия, а также настраиваются благополучные отношения между сверстниками. Общие положительные эмоции посредством таких игр продуктивно влияет на его взаимоотношения среди детей [5, с. 34-36].

Все коммуникации и общение отражаются в дальнейшем на развитие ребенка. Если возникают какие-либо проблемы между детьми, тонеобходимооказыватьвоздействие наних,создавая определенные условия,с помощью которых решались бы проблемы, а дети успешно взаимодействовали друг с другом. Если педагог сможет правильно воздействовать на группу детей, то все действия будут положительно влиять на эмоциональное и психическое развитие личности.

Для детей дошкольного возраста именно коллектив в детском саду является первой группой, где они познают ценность взаимоотношений. Ужев этом возрасте оценивается его отзывчивость и доброжелательность, но ни в коем случае в этом возрасте нельзя оценивать их лидерские способности и интеллект. Поэтому в детском саду важна роль педагога, который будет контролировать межличностные взаимоотношения между детьми. Педагог должен поддерживать позитивные отношения между детьми, а также укреплять эмоциональную устойчивость каждого ребенка [2, с. 42-47].

Актуальность: на современном этапе проблема развития общения и взаимодействия ребенка со сверстниками приобретает особую остроту и актуальность. Ребенок является социальным существом. С самого рождения он испытывает огромную потребность в общении и взаимодействии с другими людьми. Эта потребность постоянно нарастает и на протяжении всей жизни является необходимой. Дошкольный возраст – это «период наиболее быстрого социального развития личности. Этот период является важным в процессе становления личности ребенка. Огромная роль в развитии общения и взаимодействия со сверстниками принадлежит взрослому, ведь взрослые являются образцом для подражания. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни детей. Она является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей»

Объект исследования: процесс формирования межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Предмет исследования: межличностные отношения дошк

ольников.

Цель исследования: выявить теоретические основы развития межличностных отношений в период детства, определить особенности развития дошкольников в ДОО.

Исходя из цели и предмета исследования, нами была сформулирована гипотеза: развитие общения и взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками будет эффективным при следующих психолого-педагогических условиях: развитие общения правильно организовано, в соответствии с интересами и потребностями детей данной возрастной группы; осуществляется систематическое обучение навыкам общения и взаимодействия в различных видах игровой и совместной деятельности; формировании коммуникативных способностей и положительных взаимоотношений между детьми. В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития общения и взаимодействия детей дошкольного возраста. 2. Выявить психолого-педагогические условия развития общения и взаимодействия ребенка дошкольного возраста со сверстниками. 3. Обосновать необходимость развития общения и взаимодействия со сверстниками в дошкольном возрасте. 4. Определить роль игры в развитии общения и межличностного взаимодействия детей. 5. Определить исходный уровень развития общения и взаимодействия у детей. 7 6. Экспериментально апробировать комплекс игровых занятий, направленных на развитие общения и взаимодействия детей в условиях ДОУ. 7. Выявить эффективность психолого-педагогических условий развития общения и взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками в процессе совместной и игровой деятельности

Методы исследования: теоретические – анализ научной и научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение передового педагогического опыта; эмпирические – социометрия, опросники (анкетирование), наблюдение, тестирование.

Таким образом, мы провели диагностику уровня коммуникативных способностей, которая состояла из 5 этапов. В результате диагностики мы выяснили, что уровень коммуникативных способностей у дошкольников не высок.

С целью формирования коммуникативных способностей и положительных отношений со сверстниками мы провели формирующий эксперимент. Для этого мы подобрали серию различных игр на развитие коммуникативных качеств и снимающих барьеры в общении. В результате проведенного нами формирующего эксперимента уровень развития коммуникативных навыков и усвоение дошкольниками представлений о нормах взаимоотношений, о необходимости проявления положительного отношения к сверстникам в повседневной жизни повысился.

Мы выявили психолого-педагогические условия развития общения и взаимодействия ребенка дошкольного возраста со сверстниками в условиях дошкольного образовательного учреждения, обосновали развитие коммуникативных способностей у детей 6-7 лет в процессе организации общения со взрослым и сверстниками, определили роль игры в развитии коммуникативных способностей у детей 6-7 лет, экспериментально исследовали проблему развития коммуникативных способностей у детей 6-7 лет, определили исходный уровень коммуникативных способностей у детей 6-7 лет, экспериментально апробировали серию игровых занятий из программы «Азбука общения» Л.М. Шипицыной, О.В. Защиринской, А.П. Вороновой, Т.А. Ниловой, направленную на развитие коммуникативных способностей у детей 6-7 лет, выявили эффективность психолого- педагогических условий развития коммуникативных способностей детей 6-7 лет.

Проведенная нами практическая работа, направленная на развитие дружеских взаимоотношений среди старших дошкольников, показала свою эффективность. Дети, которые раньше играли в одиночку, нашли «друга» для совместной игровой деятельности, а те дети, которые и раньше играли с другими сверстниками, стали привлекать к своей игре новых товарищей.

Источники и литература

  1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства / В.В. Абраменкова. – М.: Инфра-М, 2014. – 86 с.

  2. Маркова, Т.А. Воспитание дошкольников / Т.А. Маркова. – М.: Норма, 2014. – 97 с.

  3. Мухина, В.С. Дошкольная психология / В.С. Мухина. – М.: Статут, 2014. – 101 с.

  4. Репина, Т.А., Мухина, Т.К. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста / Т.А. Репина, Т.К. Мухина. – М., 2015. – 189 с.

  5. Смирнова, Е.О., Холмогорова, В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика. Проблемы. Коррекция. / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Владос, 2005. – 156 с.

Списокиспользуемойлитературы:

Абраменкова, В.В. Социальная психология детства [Текст] / В.В. Абраменкова. – М.: Инфра-М, 2014. – 86 с.

Маркова, Т.А. Воспитание дошкольников [Текст] / Т.А. Маркова. – М.: Норма, 2014. – 97 с.

Мухина, В.С. Дошкольная психология [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Статут, 2014. – 101 с.

Репина, Т.А., Мухина, Т.К. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста [Текст] / Т.А. Репина, Т.К. Мухина. – М., 2015. – 189 с.

Смирнова, Е.О., Холмогорова, В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика. Проблемы. Коррекция. [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Владос, 2005. – 156 с.

Просмотров работы: 24