Методика и структура проведения подвижных игр на занятии физической культурой со студентами начальных курсов - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Методика и структура проведения подвижных игр на занятии физической культурой со студентами начальных курсов

Нейман М.А. 1, Сараев С.Р. 2
1CАФУ им. М.В, Ломоносова
2Сафу
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Целью данной работы является изучение методики проведения подвижных игр на занятии физической культурой студентов начальных курсов.

Цель определяет постановку и решение следующих задач: 

- раскрыть историю появления подвижных игр; 

- рассмотреть методику и структуру проведения подвижных игр со студентами начальных курсов;

- актуализировать полученные знания.  

Актуальность заключается в том, что в современном обществе здоровый образ жизни и занятия физической культурой становится более популярным, при помощи различных коммуникационных средств популяризируют физическую активность и спорт в повседневной жизни студентов. Ведение здорового образа жизни позволяет сохранить здоровье и поддерживать весь организм в активном состоянии, делает студентов начальных курсов приспособленными к изменяющимся условиям окружающей физической и психоэмоциональной среды. 

Игра ещё в древние времена являлась важной частью развития людей. Около пятидесяти тысяч лет назад на уровне экономического и общественного развития начала складываться физическая культура. Именно охота была главным источником пропитания, поэтому охотник должен был иметь большую выносливость, силу и ловкость, которые необходимо было постоянно тренировать. При изготовлении снарядов для метания приходилось совершать пробные броски, тем самым подготавливая добытчика и его потомство к определённым умениям и решениям сложных задач. Кроме того, уже в первобытном обществе люди участвовали в играх с мячом и палками [2].  

Методика проведения подвижных игр представляет собой свод ранее обдуманных и запланированных действий, направленных на обучение студентов путём игровых физических упражнений, для которых свойственны естественные и непринуждённые движения. Как правило, такая физическая нагрузка не воздействует на психику. Данная методика позволяет обучающимся отвлечься и одновременно тренировать физическую активность посредством каких-либо сюжетных игр. Благодаря методике проведения подвижных игр студенты лучше осваивают суть игры, приобретают новые знания и умения, а также тренируют навыки, которые важны в достижении высокого игрового результата. Стоит отметить, что организация и методика связаны между собой, поскольку первая отвечает за корректное управление учебным процессом на занятиях физической культурой, а вторая помогает видоизменить некоторые организационные моменты в проведении подвижных игр. 

Подвижная игра содержит в себе сюжет и физическую деятельность, оснащённую определёнными правилами. Подвижные игры являются важным элементом в укреплении опорно-двигательного аппарата, поскольку представляют собой возможность активного отдыха, которые к тому же задействуют творческие способности человека, не требуя никакой специальной физической подготовки. Особенность подвижных игр состоит в разнообразных действиях игроков, которые во время игрового процесса задействуют различные мышцы тела, увеличивают работоспособность обмена веществ и в целом благотворно влияют на психическую и нервную системы. Иохвидов В.В. и Чаплыгина М.Л. пишут: «В процессе подвижной игры развиваются и тем самым совершенствуются различные движения в соответствии со всеми их характеристиками, направляются особенности проведения обучающихся и проявления нужных физических и нравственных качеств» [5]. Подвижные игры комплексно развивают такие качества, как гибкость, выносливость, силу, ловкость и другие. Кроме того, подвижные игры имеют оздоровительный характер посредством профилактики сердечно-сосудистых и других заболеваний. Результатом подвижных игр всегда являются эмоции игрока, чаще всего положительные, особенно в случае победы.   

Структура проведения подвижных игр во многом определяется преподавателем физической культуры. При правильно выстроенной преподавателем структуре проведения подвижных игр студенты укрепляют свое физическое и ментальное здоровье, определяют главные морально-волевые качества, воспитывают в себе физическую направленность. Для рационального выстраивания структуры проведения преподаватель опирается на образовательные процессы, одновременно учитывая логичную последовательность между играми.  

При выборе подвижной игры для студентов начальных курсов преподаватель в первую очередь обращает внимание на содержание самой игры, которая должна соответствовать возрастной категории и психологическим особенностям, а также адаптироваться с сюжетно-ролевым положением.  

 Важным моментом в проведении подвижной игры является подготовка места, которое должно быть безопасным при осуществлении действий студентов в игровом процессе. Кроме того, преподаватель может использовать следующие «методические приёмы, влияющие на нагрузку в подвижной игре: 

- уменьшение или увеличение площадки для игры; 

- сокращение (увеличение) преодолеваемого расстояния; 

- изменение числа препятствий, инвентаря, повторений; 

- увеличение (сокращение) времени игры; 

- организация кратковременных перерывов; 

- введение усложнённых (упрощённых) правил игры» [3].  

Что касается отрицательных сторон проведения подвижных игр, то некорректный процесс их организации и проведения не создаст положительный воспитательный эффект, поскольку занятия должны быть подходящими по характеру. Кроме того, активность студентов в подвижных играх главным образом определяется собственной заинтересованностью, которая во многом зависит от методики проведения игрового процесса преподавателем.  

Таким образом, методика проведения подвижных игр среди студентов начальных курсов благотворно влияет, как на физические, так и на психические качества. Рационально подобранная методика и проведение игрового процесса преподавателем помогает сформировать у студентов мотивацию к занятиям физической физкультурой, умение ориентироваться в трудных сложившихся ситуациях, а также поддерживать физическую активность в будущем [4].  

Список литературы: 

  1. Айвазова Е.С., Савельева В.В. Воспитание физических качеств студентов средствами спортивных и подвижных игр [Электронный ресурс] // КИБЕРЛЕНИНКА. РУ. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-fizicheskih-kachestv-studentov-sredstvami-sportivnyh-i-podvizhnyh-igr/viewer.

  1. Заячук Т.В. Формирование творческих способностей студентов педагогического вуза средствами хореографии и подвижных игр [Электронный ресурс] // КИБЕРЛЕНИНКА. РУ. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tvorcheskih-sposobnostey-studentov-pedagogicheskogo-vuza-sredstvami-horeografii-i-podvizhnyh-igr/viewer.

  1. Зиамбетов В.Ю. Методика организации подвижных игр на занятиях по физической культуре в вузе [Электронный ресурс] // ДОКС. ЯНДЕКС. РУ. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://docs.yandex.ru/docs/view.

  1. Ильина С.А., Демочкина Т.Н. Методика применения подвижных игр на занятиях физической культуры в вузах [Электронный ресурс] // КИБЕРЛЕНИНКА. РУ. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-primeneniya-podvizhnyh-igr-na-zanyatiyah-fizicheskoy-kultury-v-vuzah/viewer.

  1. Иохвидов В.В., Чаплыгина М.Л. Методика проведения подвижных игр в педагогической практике [Электронный ресурс] // КИБЕРЛЕНИНКА. РУ. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-provedeniya-podvizhnyh-igr-v-pedagogicheskoy-praktike/viewer.

List of literature:

1. Aivazova E.S., Savelyeva V.V. Education of physical qualities of students by means of sports and outdoor games [Electronic resource] // CYBERLENINKA. <url> – Electron. dan. – Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-fizicheskih-kachestv-studentov-sredstvami-sportivnyh-i-podvizhnyh-igr/viewer.

2. Zayachuk T.V. Formation of creative abilities of students of a pedagogical university by means of choreography and outdoor games [Electronic resource] // CYBERLENINKA. <url> – Electron. dan. – Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tvorcheskih-sposobnostey-studentov-pedagogicheskogo-vuza-sredstvami-horeografii-i-podvizhnyh-igr/viewer.

3. Ziambetov V.Yu. Methods of organizing outdoor games in physical education classes at the university [Electronic resource] // DOKS. yandex. <url> – Electron. dan. – Access mode: https://docs .yandex.ru/docs/view.

4. Ilyina S.A., Demochkina T.N. Methods of using outdoor games in physical education classes at universities [Elect[Electronic resource] // CYBERLENINKA. <url> – Electron. dan. – Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-primeneniya-podvizhnyh-igr-na-zanyatiyah-fizicheskoy-kultury-v-vuzah/viewer.

5. Iokhvidov V.V., Chaplygina M.L. The methodology of outdoor games in pedagogical practice [Electronic resource] // CYBERLENINKA. <url> – Electron. dan. – Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-provedeniya-podvizhnyh-igr-v-pedagogicheskoy-praktike/viewer.

Просмотров работы: 33