Введение
В основе познавательной активности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности.
Познавательные интересы ребёнка-дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребёнка. На первых ступенях развития ребёнка личный опыт – главный путь познания окружающего мира, но весьма быстро его становится мало.
Проблема развития познавательной активности у детей дошкольного возраста занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Немало авторов отмечают снижение познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста. В ходе исследований отмечается низкий уровень мотивации, желании в познании окружающей действительности, низкий уровень воображения, на основе которого лежат познавательная и эмоциональная функции.(В.В. Тараканова,С.М. Жамалиева , Д.Ф. Акбердиева, Т.В. Павлова ,А.Н. Веракса, А.Н. Веракса, Л.Б. Соловей, Н.В.Захарюта, Н.Н. Поддьяков, Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, Н. В. Матяш, А.В. Обухов, Е. М. Фещенко, Л.Ф. Фомина и др.).
В последнее время учёные и педагоги отмечают, что происходит снижение познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста: в первый класс поступает 50 – 70% детей с низкой познавательной активностью, в результате чего они хуже обучаются в школе, редко задают познавательные вопросы, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности. Причины, препятствующие развитию познавательной активности: - готовые знания даются ребёнку раньше, чем он может их усвоить; - дети пассивно слушают информацию, исполняют роль «копилки»; - слабо владеют познавательными действиями. Поэтому игровая деятельность в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития познавательной деятельности детей с учётом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения. И тем самым решаются противоречия между необходимостью игровой деятельности и социумом, где игра малоценна; между возрастными возможностями дошкольников и материальными возможностями социума. Всё это свидетельствует об актуальности и перспективности изучения данной проблемы.
Программа «Первые шаги» является комплексной, так как охватывает все образовательные области, представленные в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие. Также программа может использоваться как самостоятельная, так и интегрироваться в другие образовательные программы. Поэтому использование программы «Первые шаги», как самостоятельный фактор развития познавательной активности для детей младшего дошкольного возраста является наиболее оптимальным вариантом.
Объект исследования: процесс развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста на основе программы «Первые шаги».
Цель исследования: изучитьразвитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста на основе программы «Первые шаги».
Гипотеза исследования: познавательная активность детей младшего дошкольного возраста основе программы «Первые шаги» будет благоприятно способствовать улучшению уровня познавательной активности, если
- используется личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку;
- применять специальные игры для ознакомления с окружающим миром, развивать инициативу, творчество, мотивацию у детей;
- учить эффективному взаимодействию детей друг с другом и взрослыми.
Задачи исследования:
Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
Провести диагностику познавательной активности детей младшего дошкольного возраста.
Разработать проект игровых занятий по развитию познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
Теоретическое изучение и анализ литературы по проблеме исследования.
2. Практическое ( наблюдение; расчёты и измерения; беседа) организация и проведение педагогического эксперимента и математическая и статистическая обработка результатов.
Методологической основой работы явились идеи Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова, Гризик Т., Кригер Е.Э, Н.Н. Поддьяков, Т.И. Зубкова, Е.А. Кассаковская, А.Н. Леонтьев, Т.И. Шамова, Д.Б. Эльконин и др.
Материал и методы исследования
Под познавательной активностью младших дошкольников следует понимать личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребёнка на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность и желание ребёнка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.
Принимая во внимание особенности развития детей младшего дошкольного возраста, Т.И. Шамова считает, что познавательная активность есть деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребёнка к предмету и процессу этой деятельности [36, c. 36]. Физиологической основой познавательной активности является несогласованность между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ребёнка в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде.
Основу познавательной активности дошкольников младшего возраста составляет стремление ребёнка понять, запомнить, воспроизвести знания, изучить взаимосвязи между явлениями и процессами, а также законы их функционирования.
Учитывая особенности развития познавательной активности младших дошкольников, Т.И. Шамова выделяет три уровня проявления познавательной активности младших дошкольников [36, c. 46] (см.таблица 1).
Таблица 1
Уровни проявления познавательной активности младших дошкольников
Уровни проявления познавательной активности |
Характеристика |
Воспроизводящая активность |
Стремление ребёнка понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий ребёнка, отсутствием интереса к углублению знаний, отсутствием вопроса: «Почему?» |
Интерпретирующая активность |
Стремление ребёнка к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в изменённых условиях |
Творческая активность |
Стремление ребёнка не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этого новый способ. Характерной особенностью этого уровня активности является проявление высоких волевых качеств ребёнка, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы |
Таким образом, основу познавательной активности дошкольников младшего возраста составляет стремление ребёнка понять, запомнить, воспроизвести знания, изучить взаимосвязи между явлениями и процессами, а также законы их функционирования.
Программа "Первые шаги"(авторы Е. О. Смирнова, Л. Н.Галигузова, С. Ю. Мещерякова «Составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и в программе «Первые шаги» разработаны адекватные методы воспитания, развития и образования детей раннего возраста, основанные на современных научных данных о психологических закономерностях развития ребёнка. Содержательный раздел программы «Первые шаги» построен с учётом возрастных особенностей детей и направлен на формирование и полноценное становление ведущей для дошкольников игровой деятельности, а также обеспечивает преемственность раннего и дошкольного возраста.
Одним из главных принципов, на которых базируется данная программа, является принцип развития.
2. Принцип самоценности раннего возраста, его полноценное проживание.
3. Следующий базовый принцип Программы - принцип деятельности. Решение образовательных задач в детском возрасте должно опираться на характерные для каждого возрастного этапа виды детской деятельности и общения со взрослым.
4. Опора на игровые методы - один из важных принципов Программы «Первые шаги». Игра в широком смысле данного термина является универсальным методом воспитания и развития маленьких детей.
5. Следующий основополагающий принцип Программы - принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, который реализуется в личностно ориентированном взаимодействии взрослых с детьми.
6. Принцип поддержки инициативы детей в разных видах деятельности. В Программе предусматривается предоставление каждому ребёнку возможности выбора игр, занятий, материалов.
7. Следующий принцип, которому следует Программа, - принцип полноты содержания образования. Требования ФГОС ДО предполагают обеспечение условий для всестороннего развития ребёнка, а именно: познавательного, речевого,социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического. В Программе «Первые шаги» предусмотрено создание необходимых условий для образовательной деятельности по всем перечисленным выше направлениям.
8. Принцип полноты неразрывно связан с принципом интеграции содержания
образования. В соответствии с современными психолого-педагогическими представлениями, содержание образования детей должно быть не узкопредметным, а интегрированным.
9. Программа «Первые шаги» исходит из принципа преемственности, заложенного в современной Концепции непрерывного образования. Теоретические основания Программы, её цели, задачи и содержание обеспечивают преемственность образования детей на разных возрастных этапах. Результаты апробации Программы свидетельствуют о её эффективности и обеспечении успешного перехода детей из раннего в дошкольный возраст.
10. Принцип сотрудничества Организации с семьёй реализуется в данной Программе как в организационном, так и в содержательном плане. Программа включает методические рекомендации по организации взаимодействия педагогов и родителей.
Вывод: Анализируя программу, мы сделали следующие выводы:
1. Программу «Первые шаги» можно назвать базовой. Это фундаментальная, комплексная программа дошкольного образования. Она охватывает возраст от 0 (от рождения) до 7 лет.
2. В программе сделан акцент на личностное развитие ребёнка. Важнейшим условием реализации программы является личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми. Отводится место для самостоятельной деятельности детей. Занятия, как форма обучения, не используется, предлагаются для работы игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности
3. Так же программа позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику ДОУ. А достаточно широкий список методических пособий, рекомендаций ещё больше облегчают эту задачу.
4. Отличительной особенностью программы является то, что большое внимание уделяется воспитанию патриотических чувств, а также направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей.
5. Структурной характеристикой программы является принцип подачи материала- содержание работы излагается по образовательным областям.
6. К программе создан большой учебный методический комплекс, который доступен и воспитателям, и родителям.
Для выявления уровня познавательного развития провели диагностику под редакцией Е.А.Стреблевой.
Для выявления уровня сформированности познавательной активности дошкольников мы выделили следующие критерии и показатели:
- Когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребёнка в деятельность);
- мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, её завершённость);
- Эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);
- Действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребёнка).
На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний и высокий.
Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают опознавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа её выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий её выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребёнка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.
Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Для выявления уровня сформированности познавательной активности мы остановились на четырёх заданиях, два из которых предполагали активную продуктивную деятельность дошкольников и действенный способ познания - конструирование фигурок из пластилина и составление узоров из кубиков (по типу кубиков Кооса). Другие два вида деятельности были направлены на восприятие и переживание образов - прослушивание сказки и рассматривание картинок с изображением животных.
Задания предлагались в разных коммуникативных ситуациях: слушали сказку и лепили из пластилина испытуемые в парах, а рассматривали картинки и складывали узор из кубиков по одному (в присутствии и при участии экспериментатора).
Результаты исследования и их обсуждения
Проведённая диагностика познавательной активности позволила выявить преобладание, в основном, среднего и низкого уровней их развития у младших дошкольников.
На низком (репродуктивно-подражательном) уровне развития познавательной активности находилось (21,4%) детей. Дети этой подгруппы не проявляли инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивали к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задавали познавательных вопросов; нуждались в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого. На среднем (поисково-исполнительском) уровне познавательной активности оказалось (57,1%) детей. Эта группа детей, характеризовалась большей степенью самостоятельности в принятии задачи и поиске способа её выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивали эмоционального отношения к ним, а обращались за помощью к воспитателю, задавали вопросы для уточнения условий её выполнения и получив подсказку, выполняли задание до конца, что свидетельствует об интересе ребёнка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым. На высоком уровне (поисково-продуктивном) находились (21,4 %). Данная подгруппа детей, отличалась проявлением инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекались, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносило им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Проект игровых занятий по развитию познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста
Цель проекта: развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством игровых занятий.
Вид проекта: игровой, краткосрочный.
Участники: воспитатели, дети младшего дошкольного возраста.
Программа состоит из 8 игровых занятий (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры и игры с правилами), которые проводились с экспериментальной группой из 7 детей младшей группы «Теремок». В качестве основного вида детской деятельности мы выбрали игровую деятельность (дидактические игры, сюжетно-ролевые и игры с правилами), в рамках которых возможно создание ситуаций, способствующих проявлению познавательной активности детей.
1) ЗНАКОМСТВО
Цель - создание условий для развития интереса ребёнка к внешнему виду сверстника, его действиям, приобретению первого опыта совместной деятельности.
Воспитатель привлекает внимание детей друг к другу. Ласково обняв малышей, он обращается поочерёдно к каждому из них: «Посмотри, Сашенька, кто сидит рядом с нами. Это Ванечка. Ванечка, а это Саша. Видишь, какие у него красивые глазки, волосики. У Ванечки волосики чёрные, а у тебя какие? Белые. Саша, тебе нравится Ванечка? А тебе, Ваня, нравится Сашенька?» Таким же образом можно обратить внимание малышей на ротик, носик, ручки, ножки; элементы одежды.
Затем педагог спрашивает у детей, как их называют мама, папа, бабушка, предлагает малышам назвать друг друга по имени.
Внимание малышей друг к другу можно привлечь и с помощью зеркала. В этом случае дети могут видеть и себя, и сверстника одновременно, сравнивая цвет волос, глаз, одежду друг друга. После такого взаимного рассматривания можно перейти к подражательным действиям.
ДЕЛАЙТЕ, КАК Я
Цель - расширение круга общения ребёнка, приобретение навыков совместной игры с несколькими партнёрами.
Воспитатель предлагает небольшой группе детей (5–7 малышей) встать в круг и выполнить какое-нибудь действие: «Давайте мы с вами дружно попрыгаем (потопаем ножками, покружимся, похлопаем в ладошки и т. д.)». Малыши повторяют действия взрослого.
Затем педагог обращает внимание на кого-нибудь из детей : «Ребятки, посмотрите, какая Лизочка молодец. Как здорово у неё получается топать ножками! Лизонька, покажи нам, как ты умеешь топать». Если ребёнок стесняется и отказывается выполнить просьбу, воспитатель начинает выполнять движение вместе с ним. Затем обращается к детям: «А кто умеет так же хорошо, как Лизочка, топать ножками?» Малыши с удовольствием начнут повторять движение за Лизой. Воспитатель хвалит другого ребёнка и снова предлагает детям повторить его действие.Желательно, чтобы каждый малыш выполнил роль ведущего, но если кто-то откажется, настаивать не нужно.
В дальнейшем, когда дети освоят эту игру, её можно усложнить, предложив ребёнку выйти в центр круга и самому придумать какое-нибудь новое движение, которое будут повторять остальные дети.
ЛАСКОВАЯ ЦЕПОЧКА
Воспитатель вместе с детьми садится на ковре в круг и гладит по голове ребёнка, сидящего слева от него: «Ребятки, посмотрите, какой хороший у нас Игорек, какие мягкие у него волосики!» Затем предлагает Игорю погладить по голове малыша, сидящего рядом с ним: «Игорек, теперь ты погладь по головке Сонечку, посмотри, какие у Сонечки красивые волосики, потрогай их». Если ребёнок не решается, воспитатель помогает ему: он кладёт ручку малыша на голову сверстника. Затем взрослый обращается к Сонечке с просьбой погладить соседа и т. д. Педагог комментирует действия каждого малыша, ласково называет детей по именам.
Когда все дети погладят по голове сидящих рядом малышей, воспитатель продолжает игру, придумывая другие действия (обнять за плечи, дотронуться до руки, хлопнуть в ладоши и т. д.). Обычно дети приходят в восторг от этой игры и начинают сами придумывать новые действия.
4)ПАРОВОЗИК
Воспитатель сооружает из картонных коробок, больших мягких кубиков или стульев небольшой туннель, подзывает к себе детей и спрашивает : «Кто хочет поиграть со мной в паровозик?» Педагог предлагает детям встать друг за другом, помогает им положить руки на плечи впереди стоящего ребёнка и говорит: «Вот какой замечательный поезд у нас получился, я – паровоз, а вы – маленькие вагончики. Сейчас мы с вами отправимся в путь». Воспитатель встаёт впереди детей и начинает двигаться со словами: «Загудел паровоз и вагончики повез. Чох-чох, чу-чу-у-у! Я далеко укачу-у-у-у!» Постепенно можно увеличивать темп движения, менять его направление.
Наконец, взрослый «подвозит» детей к туннелю : «Теперь наш поезд поедет через туннель!» Воспитатель встаёт с другой стороны туннеля и зовёт детей к себе : «Где же вы, мои маленькие вагончики, езжайте скорее ко мне». Дети проползают сквозь туннель, а педагог встречает их ласковой улыбкой и одобрительными словами: «Вот мой первый вагончик – Пашенька, второй вагончик – Светочка…» Если кто-то из детей не решается проползти через туннель – настаивать не надо, пусть ребёнок понаблюдает за играющими сверстниками, возможно, он последует за ними. Если малыши захотят ещё раз проползти сквозь туннель, не нужно препятствовать им, наоборот, важно поддержать их активность.
Проползая сквозь туннель, дети могут начать отталкивать друг друга. В этом случае нужно помочь им занять место друг за другом: «Вагончики не должны мешать друг другу, может случиться авария». Когда все «вагончики» проберутся сквозь туннель, педагог помогает им встать друг за другом и продолжить путь.
5)БУМАЖНЫЕ СНЕЖКИ
Цель: Создание радостного настроения у детей.
Задачи:
-формирование представлений о зимних природных явлениях (идёт снег) и зимних забавах (игра в снежки);
-развитие общей и мелкой моторики;
--развивать навык пространственной ориентации, быстроту и ловкость;
-развивать интерес к играм;
-развивать коммуникативные способности детей раннего возраста.
Оборудование: Плюшевая игрушка Мишка, ведро со снегом, листы белой
бумаги, корзина.
РИСОВАЛЬЧИКИ
Цель: вызвать желание рисовать на мокром листе, выяснить что краски
смешиваются, а не имеют чёткой границы, получаются новые цвета.
Материал: большой лист бумаги для акварели, смоченный водой, клеёнка,
краски и кисти.
Ход игры: Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол постелите клеёнку, намочите плотный лист бумаги для акварели. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Спросите у детей, что получится, если используем другие цвета. Дайте возможность поиграть с красками. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски - вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.
УГАДАЙ, ЧЕЙ ХВОСТ
Цель:
-развивать способность анализировать, закреплять умение различать и
называть животных;
- воспитывать бережное отношение к животным;
Оборудование: карточки с изображением мордочек и хвостов различных
животных.
Ход игры: Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё» животное и подобрать для него подходящий хвост.
КОРОБОЧКА С СОКРОВИЩАМИ
Цель: расширение знаний об окружающем мире.
Задачи:
1. Учить находить предметы по образцу и словесной инструкции.
2. Развивать:
-мелкую моторику пальцев рук;
-тактильные ощущения;
-воображение
3. Воспитывать любовь к окружающему миру.
Оборудование: коробочки с крышками, песок, камешки, шишки, и т.д. (всё, что находится на прогулочной площадке).
Правила игры: дети по команде воспитателя выкапывают шишки, побеждает тот, кто больше всех соберёт шишек.
Ход игры: Перед игрой воспитатель закапывает в песочнице шишки так, чтобы видны были кончики. В коробочку насыпает песок и прячет в нём шишку.
Дети садятся на скамейку, воспитатель обращает внимание детей на закрытую коробочку и спрашивает, что могло бы лежать в ней.
Воспитатель трясёт коробочку.
Воспитатель открывает коробочку.
- Что это?
- Но это не просто коробочка с песком, это коробочка с секретом! Саша, проверь, есть ли там секрет.
Ребёнок подходит, находит пальцами в песке шишку.
-Саша, что ты нашёл?
Воспитатель (всем остальным): «А вы хотите найти шишку?»
Дети подходят к воспитателю, ищут пальцами в коробочке, но там шишек больше нет.
-И где же нам искать ещё шишки? Где есть ещё такой песочек?
- Я предлагаю вам на счёт «Раз, два, три…» подбежать к песочнице и выкопать шишки. Побеждает тот, кто больше всех найдёт шишек.
- Раз, два, три, беги….
Дети бегут к песочнице, и каждый откапывает шишки.
Воспитатель подводит итог, вместе с детьми считают шишки, определяют победителя.
Детям выдаются коробочки, в которые им предлагается набрать песка и положить шишку как у воспитателя.
Воспитатель предлагает детям самостоятельно поискать на участке то, что могло бы стать «сюрпризом» в их личной коробочке. Дети ищут заданные предметы на прогулочной площадке, а затем все вместе обсуждают, кто что нашёл.
Выводы
Завершению игровых занятий, была проведена повторная диагностика, которая показала следующие результаты:
- После проведения формирующего эксперимента уровень развития познавательной активности у детей младшей группы стал выше в сравнении с результатами начальной диагностики.
- В экспериментальной группе произошли существенные изменения в уровне развития когнитивной сферы познавательной активности. Детей с низким уровнем развития познавательной активности не осталось, средний уровень увеличился с 57% детей (4 чел.) до 71% детей (5 чел.), в то же время высокий уровень развития познавательной активности вырос с 14% детей (1 чел.) до 42% детей (3 чел.).
В контрольной группе изменения незначительны.
Таким образом полученные результаты свидетельствуют об эффективности использования программы «Первые шаги», как основа по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста . Задачи, поставленные в начале работы, были решены, а цель достигнута.
Список литературы
Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М., 1982.