РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МНЕМОТЕХНИКИ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МНЕМОТЕХНИКИ

Курчатова Л.С. 1, Николаева А.В. 2
1Педагогический институт СВФУ им. М.К Аммосова
2ПИ СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изучение проблем развития детской памяти в настоящее время чрезвычайно актуально. Технический прогресс привел к тому, что современные дети вынуждены гораздо быстрее, чем их сверстники лет 50 назад, адаптироваться к условиям взрослой, технически насыщенной жизни. ФГОС дошкольного образования ставит требование разностороннего развития личности будущего гражданина России. Одной из приоритетных задач в этом направлении является развитие познавательной сферы, где память имеет важное значение.

Память объединяет в единую систему мышление, воображение и восприятие, направляя систему на познание окружающего мира. В дошкольном детстве память ̶ это основная центральная психическая функция, на основе которой построены остальные функции. С точки зрения психического развития именно память становится определяющим моментом в начале развития ребенка.

За рубежом проблемами памяти занимались Джеймс Джон Стюарт, Рибо. Из российских ученых мы использовали труды П.П. Блонского, П.И. Зинченко, Р.С. Немова, Л.С. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др. Ими были раскрыты функции и свойства памяти, основные характеристики памяти и их классификация.

«Память – это сложный познавательный процесс, направленный на запечатление, сохранение и воспроизведение поступившей на органы чувств информации. Таким образом, в структуре памяти можно выделить четыре относительно самостоятельных процесса: запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание усвоенной ранее информации. Все процессы памяти взаимосвязаны между собой и осуществляются последовательно один за другим» [2, с. 9].

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. В начале дошкольного возраста память носит непроизвольный характер. В дошкольном возрасте использование мнемотехнических средств повышает эффективность непроизвольного запоминания. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте четырех-пяти лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются мнемотехническими средствами [1, с. 17].

К 6-7 годам процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале [4, с. 48].

А.Н. Леонтьев считает, что «применение эффективных и интересных для детей мнемотехнических средств позволит качественно развивать произвольную память ребенка» [3, с. 31].

Благодаря использованию мнемотехники, можно решить следующие проблемы у детей:

- развитие памяти, сохранения и запоминания информации;

- развитие логического мышления;

- становление речи, в частности улучшение дикции, произношения звуков;

- помогает ребенку научиться правильно формировать свои мысли и составлять предложения;

- повышает способность концентрировать внимание на одном занятии;

- техника формирует возможность составлять рассказы и пересказывать прочитанный текст, облегчает процесс заучивания стихов [6, с. 3].

Экспериментальной базой исследования являлось Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 «Тугутчаан»» с. Саскылах Анабарского улуса Республики Саха (Якутия), где приняли участие 10 детей подготовительной группы «Элдэн».

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что развитие произвольной памяти у детей подготовительной группы посредством мнемотехники будет эффективным при соблюдении следующих условий:

  • использования мнемотехнических приёмов и методов в образовательном процессе через подбор системы игр и упражнений;

  • применения самодельных и готовых мнемотехнических пособий;

  • учета возрастных и индивидуальных особенностей у детей подготовительной группы.

Цель экспериментального исследования:

- определить критерии оценки и провести экспериментальное изучение уровня развития произвольной памяти;

- подобрать диагностические методики для изучения уровней развития произвольной памяти у детей подготовительной группы;

- осуществить качественный и количественный анализ данных диагностики.

Нами были использованы следующие 3 методики Г.А. Урунтаевой:

1. Определение объема кратковременной (зрительной) памяти мнемотехническими средствами.

2. Оценка объема кратковременной (слуховой) памяти мнемотехническими средствами.

3. Оценка оперативной (зрительной) памяти мнемотехническими средствами [5].

На констатирующем этапе диагностика развития памяти у детей проводилась индивидуально с каждым ребенком. Нами были подготовлены стимульные материалы, такие как ручка, карандаш, цветные карандаши. Мы также проверили, какие стихи дети знают наизусть. Дети знают 2-3 стихотворения, которые заучивали на 23 февраля и 8 марта. Стихи короткие. Выяснилось, что не все дети знают стихотворения по программе.

Показатели общих уровней развития произвольной памяти у детей подготовительной группы на констатирующем этапе исследования приведены в диаграмме 1.

Диаграмма 1

Показатели общих уровней развития произвольной памяти у детей подготовительной группы на констатирующем этапе

По итогам проведения диагностики, с высоким уровнем развития произвольной памяти оказались 20% детей. Средний уровень показали 40% детей. Низкий уровень был выявлен у 40% детей. В целом же следует признать, что произвольная память у детей не вполне развито. Исходя из полученных данных, нам необходимо было провести работу по развитию произвольной памяти у детей подготовительной группы посредством мнемотехники.

Для проведения формирующего этапа эксперимента нами был разработан план занятий с детьми по заучиванию стихотворений с использованием мнемотехники.

В процессе обучения детей, мы исходили из того, что обучение запоминанию должно опираться на использование мнемических средств. Задача искусства запоминания, которое называется мнемоникой или мнемотехникой, заключается в том, чтобы указать способы для запоминания в короткое время такого большого числа данных, которое без вспомогательных приемов было бы очень затруднительно запомнить.

Если приступить к обучению ребёнка пользованию мнемическими приёмами до того, как у него появятся первые признаки произвольного запоминания в процессе естественного развития памяти, то можно добиться того, что данный вид запоминания и воспроизведения материала начнёт складываться у детей не к шести-семи годам, а раньше. При правильно организованном обучении можно добиться выраженного эффекта в развитии памяти уже в младшем дошкольном возрасте, т.е. на полтора-два года раньше обычного. На первом этапе обучения дети должны научиться сравнивать и соотносить друг с другом изучаемый материал, формировать смысловые группировки на основе выделения определённых существенных признаков, научиться выполнять эти операции при решении мнемических задач.

Формирование умения классифицировать материал должно пройти три этапа: практический, речевой и полностью умственный. В результате овладения приёмами группировки и классификации можно улучшить память детей. В среднем и старшем дошкольном детстве такие дети вполне осознанно, с успехом применяют подобного рода приёмы при запоминании и воспроизведении материала, демонстрируя тем самым выраженную способность к произвольному запоминанию и воспроизведению материала.

Для того, чтобы оценить эффективность применения мнемотехники в развитии произвольной памяти у детей подготовительной группы, нами был проведен контрольный этап.

Сопоставление результатов констатирующего обследования дошкольников с данными контрольного этапа показало, что у детей в процессе формирующей работы произошла динамика развития произвольной памяти. Так, количество детей с высоким уровнем выросло с 20% до 40% на 20%, средний уровень составил 60% детей и низкий уровень полностью отсутствовал. Следовательно, в группе стали преобладать дети со средним уровнем развития произвольной памяти.

Диаграмма 2

Изменения уровней развития произвольной памяти у детей подготовительной группы

(до и после эксперимента)

Таким образом, анализ результатов исследования позволяет утверждать, что апробированная в ходе формирующего эксперимента методика развития основных видов произвольной памяти у детей посредством мнемотехники достаточно эффективна.

Следовательно, наша гипотеза, которая предполагает развитие произвольной памяти детей подготовительной группы будет эффективным при использовании мнемотехнических приёмов и методов в образовательном процессе через подбор системы игр и упражнений; применении самодельных и готовых мнемотехнических пособий и учета возрастных и индивидуальных особенностей у детей подготовительной группы – верна и подтвердилась на практике.

Ссылки на источники

        1. Зинченко, П.И. Вопросы психологии памяти / П.И. Зинченко. - М. : Наука, 2009.
          - 17 с.

        2. Истомина, З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников [Электронный ресурс] / З.М. Истомина. – 9 с. - URL: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1683.html (дата обращения: 23.02.2024).

        3. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М. : Академия, 2011. - 31 с.

        4. Немов, Р.С. Общая психология: учеб. для бакалавриата / Р.С. Немов. – В 3 т. – Т. 1. Введение в психологию. – М. : Юрайт, 2016. – 48 с.

        5. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М. : Академ-А, 2013. – 378 с.

        6. Хусаинова, М.Н. Методическое пособие «Мнемотехника для дошкольников» [Электронный ресурс] / М.Н. Хусаинова. – 3 с. - URL: https://vk.com/doc5113870_666066223 (дата обращения: 16.02.2024).

Просмотров работы: 40