Приобщение детей среднего дошкольного возраста к эвенкийской культуре в процессе кружковой деятельности - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Приобщение детей среднего дошкольного возраста к эвенкийской культуре в процессе кружковой деятельности

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. В настоящее время актуальным направлением образования является формирование у ребенка этнического самосознания и интереса к национальной культуре и традициям. Детям необходимо знать и изучать свою Родину, ее культуру, историю, а также традиции. В статье 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что «государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается на принципах гуманистического характера образования, отдающего приоритет гражданственности, патриотизму, а также защите и развитию этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства». Данный факт обуславливает направленность современного образования на воспитание детей в национальных традициях [1].

Региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных организациях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждой нации содержит ценные идеи и образовательный опыт. Национальная уверенность в себе или этническая идентичность, т. е. осознание принадлежности к определенной этнической группе, развивается в первые годы жизни человека. Этот период имеет решающее значение для формирования основ характера и выработки норм поведения, которые во многом зависят от социальной среды.

Известные педагоги прошлого Я.А. Коменский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие подчеркивали актуальность и важность изучения народных традиций. Основываясь на традициях, запечатленных в памяти народной культуры, ученые углубили и развили педагогические цели, усовершенствовали систему образования подрастающего поколения [2].

Эвенки — один из древнейших народов, населяющих просторы Сибири. Их культура, традиции и обычаи берут своё начало в древности и до сих пор сохранились и развиваются. Национальная культура становится для ребенка первым шагом на пути к освоению богатств мировой культуры, усвоению общечеловеческих ценностей и формированию собственной личностной культуры. Особенно важно в дошкольном возрасте приобщение с традициями народа. Ребенок – будущий полноправный член общества; он должен осваивать, сохранять, развивать и передавать культурное наследие этнической группы посредством участия в культурной и общественной деятельности [3].

В связи с этим возникла необходимость разработки программы кружковой деятельности «Дылача Долбор» («Солнце Севера») как своеобразного эмоционально-познавательного курса, включающего теоретическое и практическое изучение «объектов культуры»; быт, традиции, обычаи, фольклор и декоративно-прикладное искусство эвенкийского народа погружают ребенка в мир древней и мудрой культуры, ориентированной на духовную жизнь.

Занятия кружка «Дылача долбор» («Солнце Севера») разработаны с учетом возможности вариации в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их интеллектуального и духовного развития и проводятся в рамках организации дополнительного образования посредством кружковой деятельности, которые проводятся раз в неделю во второй половине дня.

Цель программы «Дылача долбор»: создание специальных условий для формирования духовного начала в каждом ребенке на основе приобщения к эвенкийской культуре.

Задачи программы «Дылача долбор»:

1. Формирование ценностного отношения к культурному и историческому наследию с учетом принципа региональности.

2. Разработка основных представлений о мировоззрении, быте и культуре эвенков.

Рассмотрим перспективный план «Дылача Долбор».

Таблица 1. Перспективный план «Дылача Долбор»

Месяц

Художественно эстетическое развитие

Физическое развитие

Познавательно - Речевое развитие

Сентябрь

Рисование по нетрадиционной технике «Тайга»

П.И.-«Оленевод».

Чтение сказки - Агдым-Гром

Октябрь

Аппликация- «Болони»

П.И.- «Шустрый олененок»

Приметы, наставления

Как олень гордо несёт голову свою, так же высоко держи своё имя.

Ленивый человек похож на оленя, который последним идёт по протоптанной

дороге аргиша.

Ноябрь

Рисование по нетрадиционной технике «Полярная ночь»

«Кто перетянет» (тангматкан)

Чтение сказки «Волк и старик»

Декабрь

Рисование - «Новый год на Севере»

Уринчэдерэ («устраивают стойбище»).

Поговорки

У оленя красота — в рогах, а у человека — в руках.

Январь

Лепка - «Ягода - морошка.

Орорду (буквально «в стаде»).

Чтение сказки - «Как старый Тока эвенков помирил»

Февраль

 Аппликация «Северный олененок»

«Ловля оленей»

Поговорки

Украв, человек не одарит себя.

Усталому человеку сон слаще тёплого жира.

Март

Рисование по нетрадиционной технике «Северное сияние»

«Гонки на оленях»

Чтение сказки - «Кто дал эвенкам солнце»

Апрель

Аппликация «Тундра»

Игра в аркан

Приметы, наставления.

Звезды сильно блестят – скоро тепло наступит

Май

Работа с природным материалом

Панно - «Подснежники».

«Хогдил»

Чтение сказки - «Медведь и Чалбача»

Работа по приобщению детей среднего дошкольного возраста к эвенкийской культуре в рамках кружковой деятельности «Дылача Долбор» предполагает следующие результаты:

- Изучая традиции, быт и жизнь эвенкийского народа, дети усваивают моральные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих отношений, толерантное, уважительное отношение к коренным народам нашей необъятной Якутии, к природе родной земли, по отношению к тому, что окружает ребенка со дня рождения, а также учатся сохранять и приумножать богатство своей Родины.

- У детей формируется мировоззрение, национальное самосознание, морально-патриотические позиции, которые проявляются на уровне нравственных идеалов - любви к своей малой Родине.

- Воспитываются принципы интернационализма, который включает в себя как общение детей разных национальностей в дошкольном учреждении, так и специальное ознакомление с жизнью других народов, особенно эвенков.

- Формируется позитивное восприятие национальных различий, других культур, языков, религий и верований.

- Дети среднего дошкольного возраста могут свободно использовать знания фольклора и применять их в повседневной жизни.

- Дети среднего дошкольного возраста получат представление об обычаях, традициях и особенностях жизни эвенкского народа, а также о взаимоотношениях настоящего и прошлого в жизни людей.

- Чувствовать свою сопричастность к миру, осознавать родовую связь с природой.

- Выражение своего отношение к миру в соответствии с принятыми в обществе культурными традициями.

Таким образом, приобщение детей среднего дошкольного возраста к эвенкийской культуре в рамках кружковой деятельности «Дылача Долбор» способствует формированию патриотической личности, знающей и любящей свою родную землю, уважающей коренное население, культуру и традиции, а также осознанию ребенком себя как коренной житель, наследник богатой эвенкийской истории и культуры, желающий внести свой вклад в их развитие.

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)// Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53 (часть I) ст. 7598.

2. Избранные педагогические сочинения / Я. Коменский; переводчики Н. П. Степанов, Д. Н. Корольков, А. А. Красновский. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 440 с. 

3. Николаева Л.В. Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие. Якутск: ИД СВФУ, 2013.

4. развитие общения у дошкольников. – М., 1974.

5. развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: «Просвещение», 1984.

Просмотров работы: 50