Введение. В настоящее время актуальным направлением образования является формирование у ребенка этнического самосознания и интереса к национальной культуре и традициям. Детям необходимо знать и изучать свою Родину, ее культуру, историю, а также традиции. В статье 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что «государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается на принципах гуманистического характера образования, отдающего приоритет гражданственности, патриотизму, а также защите и развитию этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства». Данный факт обуславливает направленность современного образования на воспитание детей в национальных традициях [1].
Региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных организациях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждой нации содержит ценные идеи и образовательный опыт. Национальная уверенность в себе или этническая идентичность, т. е. осознание принадлежности к определенной этнической группе, развивается в первые годы жизни человека. Этот период имеет решающее значение для формирования основ характера и выработки норм поведения, которые во многом зависят от социальной среды.
Известные педагоги прошлого Я.А. Коменский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие подчеркивали актуальность и важность изучения народных традиций. Основываясь на традициях, запечатленных в памяти народной культуры, ученые углубили и развили педагогические цели, усовершенствовали систему образования подрастающего поколения [2].
Эвенки — один из древнейших народов, населяющих просторы Сибири. Их культура, традиции и обычаи берут своё начало в древности и до сих пор сохранились и развиваются. Национальная культура становится для ребенка первым шагом на пути к освоению богатств мировой культуры, усвоению общечеловеческих ценностей и формированию собственной личностной культуры. Особенно важно в дошкольном возрасте приобщение с традициями народа. Ребенок – будущий полноправный член общества; он должен осваивать, сохранять, развивать и передавать культурное наследие этнической группы посредством участия в культурной и общественной деятельности [3].
В связи с этим возникла необходимость разработки программы кружковой деятельности «Дылача Долбор» («Солнце Севера») как своеобразного эмоционально-познавательного курса, включающего теоретическое и практическое изучение «объектов культуры»; быт, традиции, обычаи, фольклор и декоративно-прикладное искусство эвенкийского народа погружают ребенка в мир древней и мудрой культуры, ориентированной на духовную жизнь.
Занятия кружка «Дылача долбор» («Солнце Севера») разработаны с учетом возможности вариации в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их интеллектуального и духовного развития и проводятся в рамках организации дополнительного образования посредством кружковой деятельности, которые проводятся раз в неделю во второй половине дня.
Цель программы «Дылача долбор»: создание специальных условий для формирования духовного начала в каждом ребенке на основе приобщения к эвенкийской культуре.
Задачи программы «Дылача долбор»:
1. Формирование ценностного отношения к культурному и историческому наследию с учетом принципа региональности.
2. Разработка основных представлений о мировоззрении, быте и культуре эвенков.
Рассмотрим перспективный план «Дылача Долбор».
Таблица 1. Перспективный план «Дылача Долбор»
Месяц |
Художественно эстетическое развитие |
Физическое развитие |
Познавательно - Речевое развитие |
Сентябрь |
Рисование по нетрадиционной технике «Тайга» |
П.И.-«Оленевод». |
Чтение сказки - Агдым-Гром |
Октябрь |
Аппликация- «Болони» |
П.И.- «Шустрый олененок» |
Приметы, наставления Как олень гордо несёт голову свою, так же высоко держи своё имя. Ленивый человек похож на оленя, который последним идёт по протоптанной дороге аргиша. |
Ноябрь |
Рисование по нетрадиционной технике «Полярная ночь» |
«Кто перетянет» (тангматкан) |
Чтение сказки «Волк и старик» |
Декабрь |
Рисование - «Новый год на Севере» |
Уринчэдерэ («устраивают стойбище»). |
Поговорки У оленя красота — в рогах, а у человека — в руках. |
Январь |
Лепка - «Ягода - морошка. |
Орорду (буквально «в стаде»). |
Чтение сказки - «Как старый Тока эвенков помирил» |
Февраль |
Аппликация «Северный олененок» |
«Ловля оленей» |
Поговорки Украв, человек не одарит себя. Усталому человеку сон слаще тёплого жира. |
Март |
Рисование по нетрадиционной технике «Северное сияние» |
«Гонки на оленях» |
Чтение сказки - «Кто дал эвенкам солнце» |
Апрель |
Аппликация «Тундра» |
Игра в аркан |
Приметы, наставления. Звезды сильно блестят – скоро тепло наступит |
Май |
Работа с природным материалом Панно - «Подснежники». |
«Хогдил» |
Чтение сказки - «Медведь и Чалбача» |
Работа по приобщению детей среднего дошкольного возраста к эвенкийской культуре в рамках кружковой деятельности «Дылача Долбор» предполагает следующие результаты:
- Изучая традиции, быт и жизнь эвенкийского народа, дети усваивают моральные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих отношений, толерантное, уважительное отношение к коренным народам нашей необъятной Якутии, к природе родной земли, по отношению к тому, что окружает ребенка со дня рождения, а также учатся сохранять и приумножать богатство своей Родины.
- У детей формируется мировоззрение, национальное самосознание, морально-патриотические позиции, которые проявляются на уровне нравственных идеалов - любви к своей малой Родине.
- Воспитываются принципы интернационализма, который включает в себя как общение детей разных национальностей в дошкольном учреждении, так и специальное ознакомление с жизнью других народов, особенно эвенков.
- Формируется позитивное восприятие национальных различий, других культур, языков, религий и верований.
- Дети среднего дошкольного возраста могут свободно использовать знания фольклора и применять их в повседневной жизни.
- Дети среднего дошкольного возраста получат представление об обычаях, традициях и особенностях жизни эвенкского народа, а также о взаимоотношениях настоящего и прошлого в жизни людей.
- Чувствовать свою сопричастность к миру, осознавать родовую связь с природой.
- Выражение своего отношение к миру в соответствии с принятыми в обществе культурными традициями.
Таким образом, приобщение детей среднего дошкольного возраста к эвенкийской культуре в рамках кружковой деятельности «Дылача Долбор» способствует формированию патриотической личности, знающей и любящей свою родную землю, уважающей коренное население, культуру и традиции, а также осознанию ребенком себя как коренной житель, наследник богатой эвенкийской истории и культуры, желающий внести свой вклад в их развитие.
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)// Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53 (часть I) ст. 7598.
2. Избранные педагогические сочинения / Я. Коменский; переводчики Н. П. Степанов, Д. Н. Корольков, А. А. Красновский. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 440 с.
3. Николаева Л.В. Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие. Якутск: ИД СВФУ, 2013.
4. развитие общения у дошкольников. – М., 1974.
5. развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: «Просвещение», 1984.