ОБРАЗ ПРОФЕССИИ У КУРСАНТОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ОБРАЗ ПРОФЕССИИ У КУРСАНТОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Маев В.К. 1, Данченко С.А. 1
1Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вопросы, касающиеся образа профессии, самоопределения и профессионального развития являются одними из самых важных и приоритетных сегодня для научного рассмотрения. Каждый человек раскрывается и реализуется в деятельности, в частности деятельности профессиональной [1, с. 34].

Выбор собственной профессии, во многом, сопряжён с выбором своего жизненного пути – тем, чем люди сознательно занимаются, оттачивая свои навыки, умения и знания. Принятие решения в настолько важном выборе зависит от целого ряда факторов: интересов, мотивов, желаний человека, а также его представлений о будущей профессии. Именно эти многочисленные факторы, способствующие развитию определённого образа профессии и их соотношение на разных этапах жизни и были рассмотрены в данной статье [2, с. 55].

Существует большая разница в выборе профессиональной деятельности, основанном на собственных представлениях о профессии, субъективном мнении о её устройстве и осознанном выборе, подкреплённым конкретным опытом и знаниями. Ответственный и соответствующий для конкретного человека выбор работы, его будущей профессии всегда изначально должен строиться на его интересе [3, c 100]. Без интереса нет мотивации, без мотивации не определяются способы достижения цели, а сама цель вполне может быть не тем, чего человек хочет, но к чему стремиться [4, c. 67].

Интерес человека является ключевым звеном в целом комплексе собственных свойств и состояний, приводящих к направленности его как личности и его целей в деятельности. Интерес – это чувство, которое вызывает у нас желание учиться, исследовать и познавать новое. Любая деятельность регулируется за счёт интереса [5, c. 97].

Основные группы исследования представлены в табл. 1.

Табл. 1

Группы исследования

Группа:

Возраст:

Кол-во:

Курсанты морского инженерного колледжа МГУ им. адм. Г. И. Невельского

22-24 года

19 человек

Курсанты старших курсов высшего образования МГУ им. адм. Г. И. Невельского

22-24 года

10 человек

В качестве первой группы в исследовании были привлечены курсанты 4-го курса морского инженерного колледжа в количестве 19 человек.

В качестве методологической базы использовались методика «Специализированного семантического дифференциала для оценки работы, профессии и профессионала» В. П. Серкина и анкета «Планы на дальнейшее обучение».

Методика Серкина В. П. «Специализированного семантического дифференциала для оценки работы, профессии и профессионала» позволяет получить качественные и количественные данные о представлении и оценке конкретной профессии. Основная идея методики заключается в использовании диапазона семантических значений для оценки предмета исследования, то есть образа профессии.

Результаты представлений о профессии по методике В. П. Серкина среди курсантов-судомехаников морского инженерного колледжа по левому диапазону представлены в табл. 2.

Табл. 2

Представления о профессии курсантов колледжа по правому диапазону

Дескрипторы:

Баллы:

Высокоответственная

-2,32

Квалифицированная

-2,63

Результаты представлений о профессии по методике В. П. Серкина среди курсантов морского инженерного колледжа по правому диапазону представлены в табл. 3.

Табл. 3

Представления о профессии курсантов колледжа по левому диапазону

Дескрипторы:

Баллы:

Техническая

1,58

Нормальная

1,68

Одобряемая

1,95

После проведения методики и анкетирования на курсантах-судомеханиках колледжа, были сделаны следующие выводы.

Курсанты колледжа имеют более когнитивно-сложное представление о профессии. Они описывают его по таким дескрипторам как: высокоответственная, квалифицированная, техническая, нормальная, одобряемая. Подобные представление максимально близко приближены к реальности. Курсанты колледжа в будущем должны обеспечивать безопасность и надёжность работы судовых систем, что говорит об ответственности и соответствующей квалификации в технической профессии. Такая важная роль по обеспечению безопасности и контролю работы всех механизмов на судне приводит к одобрению подобной профессии. При наличии высокой квалификации и опыта такие курсанты в будущем смогут реализовать себя на должности судомеханика, возглавляющего группу мотористов, командира ремонтной бригады при проведении профилактических работ, вахтенного механика или электромеханика.

В качестве второй группы были привлечены курсанты старших курсов высшего образования в количестве 10 человек.

В качестве методологической базы также использовалfсь методика «Специализированного семантического дифференциала для оценки работы, профессии и профессионала» В. П. Серкина и классический метод опроса.

Результаты по методике В. П. Серкина среди курсантов старших курсов высшего образования по левому диапазону представлены в табл. 4.

Табл. 4

Представления о профессии курсантов старших курсов высшего образования по левому диапазону

Дескрипторы:

Баллы:

Квалифицированная

-2,9

Сложная

-2,4

Высокоответственная

-2,7

Востребованная

-2,4

Высокооплачиваемая

-2,4

Перспективная

-2,4

Современная

-2,4

Результаты по методике В. П. Серкина среди курсантов старших курсов высшего образования по правому диапазону представлены в табл. 5.

Табл. 5

Представления о профессии курсантов старших курсов высшего образования по правому диапазону

Дескрипторы:

Баллы:

Многосторонняя

2,10

Престижная

2,40

Значимая

2,40

Техническая

2,50

Нормальная

2,00

Хорошая

2,00

После проведения методикb, были сформированы следующие выводы. У курсантов старших курсов высшего образования образ профессии достаточно устойчивый, содержит много положительных качеств, описывающих высокопрофессионального эффективного специалиста. Он когнитивно-широкий, объединён такими дескрипторами, как: квалифицированная, сложная, высокоответственная, востребованная, высокооплачиваемая, перспективная, современная, многосторонняя, престижная, значимая, техническая, нормальная, хорошая.

Все курсанты обучаются с большим желанием и видят себя будущими специалистами. Им нравится их профессия и они стремятся и дальше получать опыт, рост и профессиональные навыки. За счёт более приближенного к реальности образа профессии, будущие специалисты с большой вероятностью будут более эффективны в выполнении своей основной профессиональной деятельности, а также с меньшей вероятностью будут склонны к смене профессионального вектора. При наличии высокой квалификации и опыта такие курсанты в будущем смогут реализовать себя в должности старшего или вахтенного помощника капитана, оператора ГМССБ.

Наглядные результаты по методике В. П. Серкина среди курсантов- колледжа и курсантов старших курсов высшего образования по левому и правому диапазону представлены в сравнительной табл. 6.

Табл. 6

Результаты курсантов-колледжа и курсантов высшего образования по левому и правому диапазону

п/п

Дескрипторы

курсантов инженерного колледжа

Знач.

шкалы

Дескрипторы курсантов высшего образования

Знач. шкалы

1

Квалифицированная

-2,63

Квалифицированная

-2,9

2

Высокоответственная

-2,32

Сложная

-2,4

3

Техническая

1,58

Высокоответственная

-2,7

4

Нормальная

1,68

Востребованная

-2,4

5

Одобряемая

1,95

Высокооплачиваемая

-2,4

6

-

-

Перспективная

-2,4

7

-

-

Современная

-2,4

 

-

-

Многосторонняя

2,1

 

-

-

Престижная

2,4

 

-

-

Значимая

2,4

 

-

-

Техническая

2,5

 

-

-

Нормальная

2,0

 

-

-

Хорошая

2,0

Исходя из сравнительной таблицы можно прийти к выводам о том, что по сравнению с курсантами колледжа у курсантов вуза общий список дескрипторов образа профессии стал более полным. А по своим значениям шкал дескрипторов стали иметь иные показатели. Каждое из значений шкал уменьшалось по-своему положения относительно количества отступов с каждого из краёв диапазона размаха со знаками «+» и «-». Значения шкал среди курсантов вуза менее централизовано относительной всей шкалы.

Подводя итоги всего исследования, мы приходим к следующим выводам. В ходе работы были успешно рассмотрен образ профессии у курсантов МГУ имени адмирала Г. И. Невельского на разных уровнях образования.

На момент обучения на 4-ом курсе колледжа у курсантов уже присутствует определённый частично сложившийся, но ещё не до конца закреплённый образ профессии. Их представления на данном этапе непрерывного обучения характеризуются как общие и широкие, но ещё не точные.

У курсантов старших курсов высшего образования МГУ им. адм. Г. И. Невельского окончательно сформирован образ профессии, необходимый для дальнейшего становления профессионалом своего дела. Прослеживается увеличение общего количеств дескрипторов и изменение их показателей по сравнению с предыдущим этапом непрерывного обучения в колледже.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи / Е. И. Головаха – г. Киев, 2008 г.

2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения / Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / -М.: Издательский центр «Академия», 2004г.

3. Байтимирова А. Т. Сущность и структура понятия «профессиональный интерес» / педагогические науки №2. – г. Сургут, 2015г.

4. Боровикова С. А. Профессиональное самоопределение. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. –СПБ.: г. Питер 2001г.

5. Антипов М. В. Царапкина, Ю. М. Профессиональный интерес и особенности его формирования в процессе киберсоциализации / Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева. – г. Москва, 2018 г.

Просмотров работы: 11