Вопросы, касающиеся образа профессии, самоопределения и профессионального развития являются одними из самых важных и приоритетных сегодня для научного рассмотрения. Каждый человек раскрывается и реализуется в деятельности, в частности деятельности профессиональной [1, с. 34].
Выбор собственной профессии, во многом, сопряжён с выбором своего жизненного пути – тем, чем люди сознательно занимаются, оттачивая свои навыки, умения и знания. Принятие решения в настолько важном выборе зависит от целого ряда факторов: интересов, мотивов, желаний человека, а также его представлений о будущей профессии. Именно эти многочисленные факторы, способствующие развитию определённого образа профессии и их соотношение на разных этапах жизни и были рассмотрены в данной статье [2, с. 55].
Существует большая разница в выборе профессиональной деятельности, основанном на собственных представлениях о профессии, субъективном мнении о её устройстве и осознанном выборе, подкреплённым конкретным опытом и знаниями. Ответственный и соответствующий для конкретного человека выбор работы, его будущей профессии всегда изначально должен строиться на его интересе [3, c 100]. Без интереса нет мотивации, без мотивации не определяются способы достижения цели, а сама цель вполне может быть не тем, чего человек хочет, но к чему стремиться [4, c. 67].
Интерес человека является ключевым звеном в целом комплексе собственных свойств и состояний, приводящих к направленности его как личности и его целей в деятельности. Интерес – это чувство, которое вызывает у нас желание учиться, исследовать и познавать новое. Любая деятельность регулируется за счёт интереса [5, c. 97].
Основные группы исследования представлены в табл. 1.
Табл. 1
Группы исследования
Группа: |
Возраст: |
Кол-во: |
Курсанты морского инженерного колледжа МГУ им. адм. Г. И. Невельского |
22-24 года |
19 человек |
Курсанты старших курсов высшего образования МГУ им. адм. Г. И. Невельского |
22-24 года |
10 человек |
В качестве первой группы в исследовании были привлечены курсанты 4-го курса морского инженерного колледжа в количестве 19 человек.
В качестве методологической базы использовались методика «Специализированного семантического дифференциала для оценки работы, профессии и профессионала» В. П. Серкина и анкета «Планы на дальнейшее обучение».
Методика Серкина В. П. «Специализированного семантического дифференциала для оценки работы, профессии и профессионала» позволяет получить качественные и количественные данные о представлении и оценке конкретной профессии. Основная идея методики заключается в использовании диапазона семантических значений для оценки предмета исследования, то есть образа профессии.
Результаты представлений о профессии по методике В. П. Серкина среди курсантов-судомехаников морского инженерного колледжа по левому диапазону представлены в табл. 2.
Табл. 2
Представления о профессии курсантов колледжа по правому диапазону
Дескрипторы: |
Баллы: |
Высокоответственная |
-2,32 |
Квалифицированная |
-2,63 |
Результаты представлений о профессии по методике В. П. Серкина среди курсантов морского инженерного колледжа по правому диапазону представлены в табл. 3.
Табл. 3
Представления о профессии курсантов колледжа по левому диапазону
Дескрипторы: |
Баллы: |
Техническая |
1,58 |
Нормальная |
1,68 |
Одобряемая |
1,95 |
После проведения методики и анкетирования на курсантах-судомеханиках колледжа, были сделаны следующие выводы.
Курсанты колледжа имеют более когнитивно-сложное представление о профессии. Они описывают его по таким дескрипторам как: высокоответственная, квалифицированная, техническая, нормальная, одобряемая. Подобные представление максимально близко приближены к реальности. Курсанты колледжа в будущем должны обеспечивать безопасность и надёжность работы судовых систем, что говорит об ответственности и соответствующей квалификации в технической профессии. Такая важная роль по обеспечению безопасности и контролю работы всех механизмов на судне приводит к одобрению подобной профессии. При наличии высокой квалификации и опыта такие курсанты в будущем смогут реализовать себя на должности судомеханика, возглавляющего группу мотористов, командира ремонтной бригады при проведении профилактических работ, вахтенного механика или электромеханика.
В качестве второй группы были привлечены курсанты старших курсов высшего образования в количестве 10 человек.
В качестве методологической базы также использовалfсь методика «Специализированного семантического дифференциала для оценки работы, профессии и профессионала» В. П. Серкина и классический метод опроса.
Результаты по методике В. П. Серкина среди курсантов старших курсов высшего образования по левому диапазону представлены в табл. 4.
Табл. 4
Представления о профессии курсантов старших курсов высшего образования по левому диапазону
Дескрипторы: |
Баллы: |
Квалифицированная |
-2,9 |
Сложная |
-2,4 |
Высокоответственная |
-2,7 |
Востребованная |
-2,4 |
Высокооплачиваемая |
-2,4 |
Перспективная |
-2,4 |
Современная |
-2,4 |
Результаты по методике В. П. Серкина среди курсантов старших курсов высшего образования по правому диапазону представлены в табл. 5.
Табл. 5
Представления о профессии курсантов старших курсов высшего образования по правому диапазону
Дескрипторы: |
Баллы: |
Многосторонняя |
2,10 |
Престижная |
2,40 |
Значимая |
2,40 |
Техническая |
2,50 |
Нормальная |
2,00 |
Хорошая |
2,00 |
После проведения методикb, были сформированы следующие выводы. У курсантов старших курсов высшего образования образ профессии достаточно устойчивый, содержит много положительных качеств, описывающих высокопрофессионального эффективного специалиста. Он когнитивно-широкий, объединён такими дескрипторами, как: квалифицированная, сложная, высокоответственная, востребованная, высокооплачиваемая, перспективная, современная, многосторонняя, престижная, значимая, техническая, нормальная, хорошая.
Все курсанты обучаются с большим желанием и видят себя будущими специалистами. Им нравится их профессия и они стремятся и дальше получать опыт, рост и профессиональные навыки. За счёт более приближенного к реальности образа профессии, будущие специалисты с большой вероятностью будут более эффективны в выполнении своей основной профессиональной деятельности, а также с меньшей вероятностью будут склонны к смене профессионального вектора. При наличии высокой квалификации и опыта такие курсанты в будущем смогут реализовать себя в должности старшего или вахтенного помощника капитана, оператора ГМССБ.
Наглядные результаты по методике В. П. Серкина среди курсантов- колледжа и курсантов старших курсов высшего образования по левому и правому диапазону представлены в сравнительной табл. 6.
Табл. 6
Результаты курсантов-колледжа и курсантов высшего образования по левому и правому диапазону
п/п |
Дескрипторы курсантов инженерного колледжа |
Знач. шкалы |
Дескрипторы курсантов высшего образования |
Знач. шкалы |
1 |
Квалифицированная |
-2,63 |
Квалифицированная |
-2,9 |
2 |
Высокоответственная |
-2,32 |
Сложная |
-2,4 |
3 |
Техническая |
1,58 |
Высокоответственная |
-2,7 |
4 |
Нормальная |
1,68 |
Востребованная |
-2,4 |
5 |
Одобряемая |
1,95 |
Высокооплачиваемая |
-2,4 |
6 |
- |
- |
Перспективная |
-2,4 |
7 |
- |
- |
Современная |
-2,4 |
- |
- |
Многосторонняя |
2,1 |
|
- |
- |
Престижная |
2,4 |
|
- |
- |
Значимая |
2,4 |
|
- |
- |
Техническая |
2,5 |
|
- |
- |
Нормальная |
2,0 |
|
- |
- |
Хорошая |
2,0 |
Исходя из сравнительной таблицы можно прийти к выводам о том, что по сравнению с курсантами колледжа у курсантов вуза общий список дескрипторов образа профессии стал более полным. А по своим значениям шкал дескрипторов стали иметь иные показатели. Каждое из значений шкал уменьшалось по-своему положения относительно количества отступов с каждого из краёв диапазона размаха со знаками «+» и «-». Значения шкал среди курсантов вуза менее централизовано относительной всей шкалы.
Подводя итоги всего исследования, мы приходим к следующим выводам. В ходе работы были успешно рассмотрен образ профессии у курсантов МГУ имени адмирала Г. И. Невельского на разных уровнях образования.
На момент обучения на 4-ом курсе колледжа у курсантов уже присутствует определённый частично сложившийся, но ещё не до конца закреплённый образ профессии. Их представления на данном этапе непрерывного обучения характеризуются как общие и широкие, но ещё не точные.
У курсантов старших курсов высшего образования МГУ им. адм. Г. И. Невельского окончательно сформирован образ профессии, необходимый для дальнейшего становления профессионалом своего дела. Прослеживается увеличение общего количеств дескрипторов и изменение их показателей по сравнению с предыдущим этапом непрерывного обучения в колледже.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи / Е. И. Головаха – г. Киев, 2008 г.
2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения / Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / -М.: Издательский центр «Академия», 2004г.
3. Байтимирова А. Т. Сущность и структура понятия «профессиональный интерес» / педагогические науки №2. – г. Сургут, 2015г.
4. Боровикова С. А. Профессиональное самоопределение. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. –СПБ.: г. Питер 2001г.
5. Антипов М. В. Царапкина, Ю. М. Профессиональный интерес и особенности его формирования в процессе киберсоциализации / Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева. – г. Москва, 2018 г.