Проблема развития воображения у детей старшего дошкольного возраста важна потому, что этот психический процесс является неотъемлемой составляющей любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Воображение понимается как специфически человеческая способность создавать новые образы и идеи путем обработки материала прошлого опыта и впечатлений. Это играет важную роль во всех видах творческой деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что воображение, возникающее в дошкольном возрасте, является важным показателем развития не только когнитивной сферы ребенка. Но его развитие тесно связано с формированием личности ребенка в целом.
По словам Л. В. Брушлинский, В. Вундт, О. К. Тихомиров « воображение - это психический процесс, создание нового образа, репрезентации или идеи» [4]. Это тесно связано с психическими функциями: мышлением, памятью, восприятием. Ученые утверждают, что воображение и мышление неразделимы, представляют собой единое целое и отождествляются с мыслительным процессом.
Л.С. Выготский отмечает: "... что воображение не повторяет себя в одних и тех же сочетаниях и в одних и тех же формах отдельных впечатлений, накопленных ранее, а создает какую-то новую серию ранее накопленных впечатлений" [2].
Как показали исследования Л.С. Выготского, В. В. Давыдова, О.М Дъяченко, Д. Б. Эльконина и других, воображение является не только необходимым условием эффективного усвоения детьми новых знаний, но и предпосылкой творческого преобразования доступных детям знаний, которые способствуют саморазвитию, личностное развитие, то есть во многом определяет эффективность воспитательной и педагогической деятельности в дошкольном учреждении. Это помогает ребенку познавать окружающий мир, переходить от известного к неизвестному. Отсутствие осознанных действий воображения приводит к появлению различных образов и трудностям в объединении их в целостный образ" [5].
По мнению Л.И. Божович, в период дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира, воображения и оригинальности мышления [1].
Различия в подходах психологов, связанных с объяснением разницы между полами в мыслительной деятельности. Одна группа ученых считает, что эти различия обусловлены биологически, что они существуют как данные людям от природы. Сторонники другого подхода утверждают, что психологические различия представителей разных полов возникают в результате социально-воспитательных воздействий. Однако ни одна из этих концепций на сегодняшний день не доказана, и обе они имеют право на существование [3].
Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ Телигинская СОШ имени А.A. Пахомова, Мегино – Кангаласскогой улуса, село Телиги. В эксперименте приняли участие 10 детей. Чтобы определить развитие детского воображения с учетом гендерных различий, тестируемая группа состояла из: из 5 мальчиков и 5 девочек.
Для выявления особенностей развития воображения у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста мы использовали диагностические методы по методике О. M. Дьяченко "Дорисовывание фигур", Е. E. Кравцов "Где, чье место?", В. Т. Кудрявцева и В. В. Синельникова "Как спасти кролика?"
Анализ результатов диагностики показал, что уровень развития воображения у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста различен. Оригинальность и индивидуальность воображаемого решения более выражена у мальчиков, чем у девочек, а количество оригинальных образов и вариативность интеграции большей степени представлены у девочек. Образы у девочек их больше, чем у мальчиков. Например, согласно результатам методологии Е. E. Кравцовой, "Где, чье место?" можно отметить, что девочки не испытывали особых проблем при выполнении этого задания, они легко поставили персонажи на кружочках. А вот мальчики долго думали, присматривались и, наконец, поставили кружки на свои "законные" места.
Для определения развития воображения и способности переносить свойства знакомого объекта в новую ситуацию была использована методика В. T. Кудрявцева и В. В. Синельникова "Как спасти кролика?". Анализ результатов показал, что девочки справились с этим заданием лучше, чем мальчики. Два мальчика получили низкий, два – средний уровень. Дети старались использовать предметы в готовом виде, механически переводили их свойства в новое состояние, не выходили за рамки состояния выбора. И только один ребенок показал высокий уровень, первоначальная задача выбора этого мальчика независимо от него превращается в задачу преображения, что свидетельствует о чрезмерно небрежном подходе ребенка к нему.
А что касается девочек, то только одна девочка получила низкий уровень, две девочки получили средний уровень и две девочки получили высокий уровень. Они выбрали более сложные варианты, используя в качестве основы преобразование доступного материала – например, надуть воздушный шар так, чтобы над ним пролетел кролик, или сделать кораблик из листа бумаги.
Таким образом, можно отметить. Что значение воображения одинаково велико для детей обоих полов. Диагностические методы исследования и его анализ показывают, что развитие воображения у мальчиков и девочек происходит по-разному. Поэтому при проведении современных исследований в области детского творчества и креативности ученые учитывают не только возраст, но и половую принадлежность.
Список использованной литературы
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
Выготский Л. С., Лекции по психологии СПб., 2003
Григорьева, О. А. Особенности развития творческого воображения мальчиков и девочек 6-го года жизни / О. А. Григорьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 439-440. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22584/ (дата обращения: 28.02.2024).
Лужецкий А. Я. Теоретические основы воображения и творчества. Смоленск, 2004
Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М., 2008 http://psyznaiyka.net/view-voobragenie.html?id=razvitie-voobrageniya