Педагогические условия формирования предпосылок мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Педагогические условия формирования предпосылок мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема подготовки детей к школьному обучению является в настоящее время одной из остро актуальных в педагогической теории и практике. Несмотря на многочисленные и многолетние исследования проблемы готовности к школе детей старшего дошкольного возраста, она по-прежнему остается важной и актуальной для психолого-педагогических исследований. Главная проблема становится в связи с переходом школ и дошкольных учреждений на работу по новым образовательным стандартам. Введение новых образовательных программ, предъявление высоких требований к уровню развития детей, изменение самой структуры образовательной деятельности в школе создает немало трудностей для педагогов, родителей и детей, поступающих в первый класс.

Дошкольное детство - это период для формирования у ребенка основ мотивационной готовности к школьному обучению как одному из факторов, обеспечивающих успешную социализацию и самореализацию личности в дальнейшем при освоении образовательных программ в непрерывной системе образования и на протяжении всей жизни.

Уровени готовности к обучению в школе сопоставляется с основными компонентами образовательной деятельности и включает в себя три области – отношение ко взрослым, к сверстникам и к самому себе. Кооперация и сотрудничество являются концептуальными при определении уровня развития общения детей со взрослыми и сверстниками. Сторонники данной позиции утверждают, что ребенок, имея хороший уровень интеллектуального развития, обладает высоким уровнем сотрудничества и кооперации.

Для проверки гипотезы исследования была проведена опытно-поисковая работа в котором приняли участие 16 детей дошкольного возраста. Возраст детей в группе от 6 до 7 лет. Контрольная группа в эксперименте отсутствует, так как мы еще в процессе исследования.

Цель начального этапа опытно-поисковой работы состояла в выявлении уровня сформированности мотивационной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста, а также в изучении образовательной деятельности, направленной на формирование мотивационной готовности к школьному обучению.

Задачи начального этапа опытно-поисковой работы:

- определить критерии сформированности мотивационной готовности к школе у воспитанников подготовительной группы;

- подобрать методики для определения уровня сформированности мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста;

- выявить уровень сформированности мотивационной готовности к школе воспитанников, участвующих в начальном этапе опытно-поисковой работы.

Материалы позволяют с учетом исследований Л.П. Пономаренко, Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина определить следующие критерии мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе:

- отношение ребенка к самому себе, представление о себе в контексте предстоящего перехода к школьному обучению;

- отношение к занятиям, интерес к обучению;

- наличие внутренней позиции школьника, выявление мотивации учения.

Характеристика мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе представлены в виде таблицы (см. табл. 1).

Изучение уровня сформированности мотивационной готовности в экспериментальной группе на начальном этапе опытно-поисковой работы происходило в начале учебного года. Для этого были использованы три методики:

- методика 1. «Дерево с человечками» (автор Д. Лампен, адаптировал Л.П. Пономаренко);

- методика 2. «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина);

- методика 3. Опросник «Отношение ребенка к обучению в школе» (Р.С. Немов). Использование этих методик вместе позволяет сделать вывод об уровне сформированности мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста.

Таблица 1

Уровневая характеристика мотивационной готовности к школьному обучению

Уровни

Критерии

Отношение к занятиям, заинтересованность в учении

Отношение ребенка к самому себе как будущему школьнику, представление о себе в контексте предстоящего перехода к школьному обучению.

Наличие внутренней позиции школьника, характер мотивации к учению

Высокий

Дети проявляют интерес к обучению в школе, знают, что такое уроки и чем на них занимаются, понимают, чем нужно заниматься в школе, отмечают существенность и важность выполнения домашнего задания. Дети осознают изменения, которые появятся в их жизни, после поступления в школу.

Дети легко ставят себя в позицию школьника. Имеют одну из следующих личностных особенностей: установка преодоление препятствий; общительность, дружескую поддержку; завышенная самооценка, установка на лидерство.

Воспитанники легко справляются с заданиями, проявляют стремление быть школьником. У них отмечается направленность мотивов на социальные и учебные аспекты школьной жизни.

Средний

Воспитанники проявляют незначительный интерес к обучению в школе. Знают, что такое уроки и чем на них занимаются, но не понимают, чем нужно заниматься в школе. Дети не осознают важности выполнения заданий, констатируют, что оно необходимо, чаще всего не осознают изменения, которые появятся в их жизни, после начала обучения в школе.

Дети затрудняются при выборе позиции школьника, имеют одну из следующих личностных особенностей: устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности); утомляемость, общая слабость, комфортное состояние

Воспитанники данной категории иногда затрудняются при ответах на вопросы. У таких дошкольников можно заметить ориентацию на содержательные моменты школьной действительности, однако предпочтение социальных аспектов школьного образа жизни сохраняется.

Низкий

Дети не проявляют никакого интереса к обучению в школе. Для них не знакомо такое понятие как уроки. Такие воспитанники не понимают, чем нужно заниматься в школе. Для них выполнение домашнего задания не существенны и не важны, они не осознают изменения, которые появится в их жизни, когда они начнут учиться в школе.

Дети с трудом идут на контакт, часто отказываются от выполнения задания. Или имеют одну из следующих личностных особенностей: мотивация на развлечение; отстраненность, замкнутость; отстраненность от учебного процесса; кризисное состояние.

У детей отрицательное отношение к школе, ориентация на содержание школьно-учебной действительности отсутствует, при ответах на вопросы диагностируется отрицательное отношение к поступлению в школу.

Подробнее посмотрим на описании результатов педагогической диагностики в соответствии с задачами параграфа.

Методика 1. «Дерево с человечками» (автор Д.Лампен, адаптировал Л.П. Пономаренко). Цель: выявление отношения ребенка к самому себе, представления о себе в контексте предстоящего перехода к школьному обучению. Материалы: лист с изображением дерева и располагающихся на нем и под ним человечков без нумерации фигурок, протокол. Ход: Исследование проводилось индивидуально. Экспериментатор в спокойной обстановке сообщает ребёнку задание в следующей форме: «Рассмотри это дерево. Ты видишь на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Покажи того человечка, который напоминает тебе себя, похож на тебя, твое настроение в школе и твое положение. Обрати внимание, что каждая ветка дерева может быть равна твоим достижениям и успехам. Теперь покажи того человечка, которым ты хотел бы быть и на чьем месте ты хотел бы находиться». Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводилась исходя из того, какие позиции выбирали дети, с положением какого человечка они отождествляли свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия. Интерпретация результатов была проведена с учетом рекомендаций Д. Лампена».

Полученные результаты представлены в виде таблицы (см. табл. 2).

Таблица 2

Результаты диагностики методики «Дерево с человечками» экспериментальная группа начального этапа опытно-поисковой работы

Уровень

Экспериментальная группа

Количество

%

Высокий

5

25%

Средний

9

45%

Низкий

6

30%

Результаты проведения методики фиксировались в протоколах.

В протоколах отмечалось: отношения ребенка к самому себе, представления о себе в свете предстоящего поступления в школу.

Во время начальной диагностики в экспериментальной группе высокий уровень был диагностирован у 5 детей (25%). Такие дети легко ставят себя в позицию школьника. Имеют одну из следующих личностных особенностей: установка на преодоление препятствий; общительность, дружескую поддержку; завышенная самооценка, установка на лидерство.

У 9 (45 %) воспитанников экспериментальной группы диагностические мероприятия показали средний уровень. Именно эти дети затрудняются при выборе позиции школьника, имеют одну из следующих личностных особенностей: устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности); утомляемость, общая слабость, комфортное состояние.

6 воспитанников (30 %) экспериментальной группы имеют низкий уровень. Такие дети с трудом шли на контакт, довольно часто отказывались от выполнения задания. Или имеют одну из следующих личностных особенностей: мотивация на развлечение; отстранённость, замкнутость; отстранённость от учебного процесса; кризисное состояние.

Методика 2. «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина). Цель: выявление наличия внутренней позиции школьника, выявление мотивации учения. Материалы: протокол, карточки с вопросами. Ход: экспериментатор, в ходе проведения индивидуальной беседы задаёт ребёнку 8 блоков вопросов о школе и школьном обучении.

Во время проведения исследования дети вели себя по-разному. Одни воспитанники были активны и инициативны, легко отвечали на вопросы. Другие предпочитали молчать. Большая часть воспитанников предпочла игровую деятельность учебной. А вот с предложением учиться так, чтобы «не каждый день ходить в школу, а чтобы дома заниматься с мамой и только иногда ходить в школу» согласились почти все.

Полученные результаты представлены в виде таблицы (см. табл. 3).

Таблица 3

Результаты диагностики методики «Беседа о школе» (модифицированная методика

Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина) экспериментальная группа начального этапа опытно-поисковой работы

Уровень

Экспериментальная группа

Количество детей

%

Высокий

3

15%

Средний

7

35%

Низкий

10

50%

Высокий уровень продиагностирован всего у 3 детей (15%). Эти воспитанники легко справлялись с заданиями. У них отмечается направленность на социальные и учебные аспекты школьной жизни.

Средний уровень отмечен у 7 (35%). Воспитанники данной категории иногда затруднялись при ответах на вопросы. У таких дошкольников можно заметить ориентацию на содержательные моменты школьной действительности, однако предпочтение социальных аспектов школьного образа жизни сохраняется.

Количество детей с низким уровнем – 10 человек (50%). У таких детей отрицательное отношение к школе, ориентация на содержание школьно- учебной действительности отсутствует. У этих воспитанников также отмечались трудности при ответах на вопросы. 1 ребенок отказался отвечать на вопросы. У 2 воспитанником при ответах на вопросы диагностировано отрицательное отношение к поступлению в школу.

Методика 3. «Опросник «Отношение ребенка к обучению в школе» (Р.С. Немов). Цель: выявление наличия интереса к обучению. Материалы: опросник, протокол. Ход: Экспериментатор, в ходе проведения индивидуальной беседы задавал ребёнку 10 вопросов о школе и школьном обучении. Практика показала, что в данной методике не следует ограничиваться только оценками в 0 баллов и в 1 балл, так как, во-первых, здесь встречаются сложные вопросы, на один из которых ребенок может ответить правильно, а на другой - неправильно. Так же ответы на предлагаемые вопросы могут быть частично правильными и отчасти неверными. Для сложных вопросов, на которые ребенок ответил не полностью, и вопросов, допускающих частично правильный ответ, рекомендуется применять оценку 0,5 балла.

Правильным и полным, заслуживающим оценки в 1 балл, считается только достаточно развернутый, вполне убедительный ответ, не вызывающий сомнения с точки зрения правильности. Если ответ односторонен и неполон, то он оценивается в 0,5 балла. Неверным считается ответ, в котором нет намека на приобретение полезных знаний, умений или навыков. Если после дополнительного, наводящего вопроса ребенок полностью ответил на поставленный вопрос, то он получает 1 балл. Если же ребенок отчасти уже ответил на данный вопрос и после дополнительного вопроса ничего не смог к нему добавить, то он получает 0,5 балла.

С учетом введенной промежуточной оценки в 0,5 балла следует считать, что полностью готовым к обучению в школе (по результатам обследования при помощи данной методики) является ребенок, который в итоге ответов на все вопросы набрал не менее 8 баллов. Не вполне готовым к 50 обучению будет считаться ребенок, набравший от 5 до 8 баллов. Наконец, не готовым к обучению считается ребенок, чья сумма баллов составила менее 5.

Полученные результаты представлены в виде таблицы (см. табл. 4).

Таблица 4

Результаты диагностики опросника «Отношение ребенка к обучению в школе» (Р.С. Немов) экспериментальная группа

Уровень

 

Количество детей

Высокий

4

Средний

9

Низкий

7

Большинство детей во время диагностики описывали, что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу, чем они будут заниматься в школе. Но многие не знали для чего нужно выполнять домашние задания.

В соответствии с зафиксированными в протоколе результатами, воспитанники подготовительной группы, были условно разделены на три уровня по наличию интереса к обучению.

Высокий уровень диагностирован у 4 воспитанников экспериментальной группы (20%). Такие дети проявляют интерес к обучению в школе, знают, что такое уроки и чем на них занимаются. Также они понимают, чем нужно заниматься в школе, отмечают существенность и важность выполнения домашнего задания. Эти дети прекрасно осознают изменения, которые появятся в их жизни, после поступления в школу.

Среднему уровню соответствуют 9 детей (45 %) экспериментальной группы. Воспитанники проявляют незначительный интерес к обучению в школе. Знают, что такое уроки и чем на них занимаются, но не понимают, чем нужно заниматься в школе. Такие воспитанники не осознают важности выполнения домашнего задания, просто констатируют, что оно необходимо, чаще всего не осознают изменения, которые появятся в их жизни, после начала обучения в школе.

Оставшиеся 7 детей (35 %) контрольной группы имеют низкий уровень. Они не проявляет никакого интереса к обучению в школе. Для них не знакомо такое понятие как уроки. Такие воспитанники не понимают, чем занимаются на уроках, не понимают, чем нужно заниматься в школе. Для них выполнение домашнего задания не существенны и не важны, они не осознают изменения, которые появятся в их жизни, когда они начнет учиться в школе.

В соответствии с теоретическими обобщениями, выполненными в настоящем исследовании, и на основе анализа диагностических данных, полученных на начальном этапе опытно-поисковой работы, было определено, что для формирования мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста необходимо выделить три взаимодополняющих педагогических условия:

– актуализация содержания основной образовательной программы дошкольного образования в области социально-коммуникативного развития для детей дошкольного возраста с учетом перспективы их перехода в школу как новую социальную общность для обеспечения позитивного отношения ребенка к самому себе, формирования представление о себе в контексте предстоящего перехода к школьному обучению;

– применение организационных форм сотрудничества детей дошкольного возраста и взрослых, прежде всего педагогов, обеспечивающих положительное отношение детей к занятиям, интерес к обучению;

– поддержание позитивных взаимоотношений между детьми и педагогами для укрепления личностных качеств детей, обеспечивающих формирование внутренней позиции школьника и устойчивость мотивов учения. Апробация выявленных педагогических условий, обеспечивающих формирование мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, была выполнена путем создания и реализации в естественных условиях дошкольной образовательной организации плана образовательной деятельности в подготовительной к школе группе.

Дети с высоким уровнем развития мотивационной готовности к обучению в школе экспериментальной группы (4 человека, 20 %) могут принять позицию школьника и соответствующие этой роли функции. Они легко выполняют задания. Основная ориентация на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни. Дети старшего дошкольного возраста заинтересованы поступлением в школу, познавательной деятельностью в целом, осознают значимость изменений, которые в скором времени произойдут в их жизни. Интерес к внутренней стороне обучения в школе преобладает над интересом к внешней стороне.

Дети со средним уровнем (10 человек, 50%) имеют неустойчивую позицию. Их желание и стремление занять новую социальную позицию выражено слабо. Конечно, они, имеют представление о школе и дальнейшей образовательной деятельности, но не готовые подчиниться нормам и правилам, перестраивать собственную деятельность. Такие дети в большей степени ориентированные на поиск дружеского общения и поддержки в школе, а так же на внешнюю привлекательность школьного обучения.

И воспитанники с низким уровнем экспериментальной группы (6 человек, 30 %) не проявляют интереса к школе, в преобладающем большинстве настроены на развлечение. Именно эта категория детей отказались от выполнения некоторых заданий связанных со школой. Показывают недовольство при разговоре о приближающем поступлении в школу.

На формирующем этапе опытно-поисковой работы на основе научных исследований в дошкольной образовательной организации реализованы педагогические условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста мотивационной готовности к школе. Результаты, полученные на подготовительном этапе опытно-поисковой работы, свидетельствуют о том, что существующие педагогические условия не в полной мере обеспечивают формирование мотивационной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из полученных данных по результатам начального этапа опытно-поисковой работы, можно сделать вывод о необходимости проведения целенаправленной работы по формированию мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста. Необходимо уделить внимание созданию педагогических условий, обеспечивающих формирование мотивационной готовности детей к школе. А именно содержанию области социально - коммуникативного развития детей, организационным формам сотрудничества детей и взрослы и характеру взаимоотношений между детьми, воспитателями.

Получив и проанализировав результаты первого этапа диагностики, мы пришли к выводу, что мотивационная готовность у детей старшего дошкольного возраста сформирована недостаточно. Поэтому для формирующего эксперимента мы создали проектную деятельность, а именно проект: «Готовимся к школе»

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.

Цель проекта: Создание педагогических условий для формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1. Формировать правильные представления и общее положительное отношение к школе и учению.

2. Формировать интерес к новому, именно школьному содержанию занятий.

3. Ориентировать дошкольников на «школьную» организацию деятельности и поведения.

Основные формы реализации проекта: Беседы; рассказы; целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и упражнения; НОД; индивидуальные и групповые консультации; чтение художественной литературы, продуктивная деятельность.

Срок реализации: сентябрь 2023 – май 2024

Таблица 5

Тематический план реализации проекта в работе с детьми

Период

Совместная деятельность с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Работа с родителями

Сентябрь

Праздник «День знаний»

Цель: Создание доброжелательной атмосферы, праздничного настроения, положительного отношения к школе и желания учиться.

Организовать детям старшей группы праздничную линейку1-го сентября. Беседа «Школьные принадлежности»

Рассматривание фотографий «Наши родители школьники»

Цель: Формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе.

Организация фотовыставки «Наши родители школьники», Общая линейка с родителями.

Цель: Познакомить родителей с техникой активного слушания.

Октябрь

Целевая прогулка в школе. «Веселые старты» (совместно с учениками первых классов)

Коллективная беседа

Цель: Познакомить детей со зданием и территорией школы. Закрепить название улицы и правила дорожного движения.

Сюжетно- Ролевые игры «Школа».

Учитель первоклассников проводит занятие для детей старшей группы.

Цель: Знакомство и приучение дошкольников к режиму школьной жизни.

Изготовление буклета для родителей «Скоро в школу».

Цель: Привлечь внимание родителей к различным аспектам воспитания и обучения детей.

Ноябрь

Поход в школьную или детскую библиотеку. Учим школьные стихи.

Цель: Познакомить детей с творчествами поэтов. Развивать память, обогащать словарный запас.

Рисование на тему «Что я знаю о школе».

Цель: Сформировать у детей положительное представление о школе.

Анкетирование родителей

«Готов ли ваш ребенок к школе?».

Цель: Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Декабрь

Просмотр детских мультимедийных презентаций о школе.

Цель: Донести до детей полноценную информацию о школе в удобной форме.

Дидактические игры в центре первоклассника.

Цель: Активизация полученных знаний, проверка готовности к обучению в школе.

Круглый стол с участием педагогов и родителей на тему «Как общаться с ребенком?».

Цель: Дать родителям поделиться друг с другом опытом воспитания детей; Разобрать ситуации, возникающие с детьми, найти адекватные выходы.

Январь

Беседа «Что можно делать на перемене?».

Цель : Способность усвоения дошкольников правилам поведения.

Детское творчество «В какой школе я хочу учиться».

Цель: Развивать фантазию ребенка, формировать положительные эмоции о школе.

Консультация врача-педиатра «Здоровье будущего первоклассника».

Цель: Контроль и поддержка здоровья ребенка.

Февраль

Показать детям учебники первоклассника.

Цель: Показать ребенку значимость звания ученика.

Самостоятельная работа в тетрадях «Учимся писать».

Цель: Ребенку будет легко адаптироваться к учебному процессу, проще понимать учителя.

Практикум для родителей «Причины школьной неуспеваемости».

Цель: Обучение родителей эффективным способам взаимодействия с детьми.

Март

Развлечение «Школьные загадки».

Цель: Воспитывать любовь к творчеству, научить детей отгадывать загадки, развивать любознательность, развивать память.

Рисование «Мой первый учитель».

Цель: Закрепить знания детей о жанре портрета. Учить правильно располагать черты лица, упражнять руки, развивать глазомер.

Совместное занятия родителей с детьми.

Цель: Установить доверительные отношения между детьми и родителями. Воспитать потребность делиться друг с другом своими потребностями и совместно их решать.

Апрель

Интеллектуальная игра.

Цель: Развивать творческие, познавательные и интеллектуальные способности, развивать речь и познакомить с окружающим миром.

Сюжетно-ролевые игры на школьную тематику.

Цель: Обогащение социального и игрового опыта между детьми.

День открытых дверей в школе.

Цель: Дать будущим ученикам и их родителям представление о конкретной школе.

Май

Беседа «Школьные правила».

Цель: Воспитание культуру поведения, активизировать знания детей о школе.

Отгадывание загадок, ребусов о школе.

Цель: Познакомить с правилами разгадывания ребусов, закрепить знания загадывания загадок.

Родительское собрание

«Результаты готовности к школе».

Цель: Сообщить родителям результаты диагностики детей, определить психологическую готовность родителей к поступлению ребенка в первый класс.

Информационная подготовка ребенка к обучению в школе начинается еще задолго до самого момента поступления в первый класс. Если дети не проявляют интерес, мы можем предложить им следующие дидактические игры (см. таблицу 6).

Таблица 6

Дидактические игры для проявления интереса детей старшего дошкольного возраста к школе

Название

Цель

Содержание

Назови соседей

Развитие скорости мыслительных процессов, внимания.

Дети сидят в кругу. Педагог бросает мяч ребёнку, называя числа от 0 до 30. Поймавший мяч должен назвать "соседей" данного числа, т.е. числа на один больше и на один меньше названного, после чего возвращают мяч ведущему.

Последовательность Рисунков

развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать, анализировать причинно-следственные связи между явлениями, умения определять последовательность событий, выделять в них главное.

Что нам нужно: серии картинок, связанных сюжетом.

Педагог предлагает детям разложить рисунки в таком порядке, чтобы они рассказали о каком-то событии, затем необходимо составить связный рассказ по картинкам и дать ему название.

Назови предмет

Формирование мыслительной операции синтеза.

Педагог называет ряд признаков предмета. Детям необходимо мысленно объединить их и назвать этот предмет. Например: упругий, круглый, красный (мяч).

Предполагаемые результаты:

- Повышение количества детей с положительной мотивационной и регуляторной готовностью к обучению в школе;

- Повышение и сохранение интереса у дошкольников к школе, учению, желанию занять новый социальный статус школьника;

- Ориентация на «школьную» организацию деятельности и поведения;

- Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах подготовки детей;

- Дошкольники будут более активными в познании нового, уверенными в своих силах и возможностях;

- Исчезнет страх перед будущим поступлением в школу;

- Проведение развивающих занятий с детьми, у которых низкий и ниже среднего уровни психологической готовности к школе послужит толчком для более полного развития их интеллектуальной сферы (память, внимание, мышление, физического состояния), эмоционально-волевой сферы (умение ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации).

Исходя из цели и задач исследования, целью заключительного этапа опытно-поисковой работы является: выявить динамику в уровне сформированности мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста после проведения с ними работы на основном этапе. Диагностика проводилась по тем же критериям и с использованием тех же диагностических методик, что и для изучения уровня сформированности мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе опытно-поисковой работы.

На формирующий этап был разработан и частично апробирован проект «Готовимся к школе».

В проекте предусмотрены разнообразные формы работы: беседы; рассказы; целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и упражнения; непосредственно образовательная деятельность; индивидуальные и групповые консультации; чтение художественной литературы, продуктивная деятельность.

Мероприятия, проведенные в ходе частичной реализации проекта, продемонстрировали высокую степень активности родителей и увлеченность детей. Дети, которые в результате первичной диагностики показали низкий уровень сформированности мотивационной готовности, по итогам индивидуальной работы стали проявлять интерес к школьной тематике, участвовать в сюжетно-ролевых играх.

Проблема готовности детей к школьному обучению продолжает быть актуальной в условиях современной системы образования. Актуальность определена прежде всего социальным заказом общества и политикой государства в отношении образования, определенной в нормативных документах. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в структуре общей готовности к школьному обучению недостаточное внимание уделяется мотивационному компоненту готовности. Изучение данного вопроса позволило нам систематизировать педагогические условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста мотивационной готовности к обучению в школе, а также описать данные условия при реализации деятельности в конкретной дошкольной образовательной организации. Тем самым обеспечить создание равных возможностей дошкольника в получении качественного образования.

Посмотрев состояние проблемы готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе мы остановились на определении Л.И. Божович, которое является наиболее полным. По её мнению готовность к школе «это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника». Основным критерием подготовки к школе считает Л. И. Божович является «внутренняя позиция ученика - психологическое новообразование дошкольного возраста, которое включает новый уровень когнитивных и коммуникативных потребностей».

В работе уточнено содержание понятия «педагогические условия» в соответствии со спецификой мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. В рамках настоящего исследования введено ограничение в части предмета исследования, а именно рассматриваются организационно-педагогические условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста мотивационной готовности к обучению в школе, создаваемые в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.

Поэтому за основу мы взяли определение В.И. Андреев считает, что педагогические условия представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения целей».

Мы определили, что необходимыми организационно - педагогическими условиям, обеспечивающими формирование мотивационной готовности детей к школе, являются:

– актуализация содержания основной образовательной программы дошкольного образования в области социально-коммуникативного развития для детей дошкольного возраста с учетом перспективы их перехода в школу как новую социальную общность для обеспечения позитивного отношения ребенка к самому себе, формирования представление о себе в контексте предстоящего перехода к школьному обучению;

– применение организационных форм сотрудничества детей дошкольного возраста и взрослых, прежде всего педагогов, обеспечивающих положительное отношение детей к занятиям, интерес к обучению;

– поддержание позитивных взаимоотношений между детьми и педагогами для укрепления личностных качеств детей, обеспечивающих формирование внутренней позиции школьника и устойчивость мотивов учения.

Проведенная теоретическая и опытно-поисковая работа не претендует на окончательное решение проблемы формирования педагогического условия развития готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста. Однако цель, поставленная нами в ходе исследования, достигнута, выдвинутая гипотеза подтверждена.

Литература:

  1. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – С.124.

  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, серия «Мастера психологии». – 2008. – 276 с.

  3. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, - 2005, - №8. С. 82.

  4. Немов, Р.С. Психология. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Немов Р.С. – М. : Владос, 2016. – 640 c.

  5. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Эльконина Б.Д.; 4-е изд. – Москва : Издательский центр «Академия», 2007. — 194 с.

Literature:

  1. Andreev V. I. Pedagogy: a training course for creative self-development. – Kazan: Center for Innovative Technologies, 2000. – p.124.

  2. Bozhovich L.I. Personality and its formation in childhood [Text] / L.I. Bozhovich. – St. Petersburg: Peter, series "Masters of Psychology". - 2008. – 276 p.

  3. Wenger L. How does a preschooler become a schoolboy? // Preschool education, - 2005, - No.8. p. 82.

  4. Nemov, R.S. Psychology. Book 3. Psychodiagnostics. Introduction to scientific psychological research with elements of mathematical statistics / Nemov R.S. – M. : Vlados, 2016. – 640 p.

  5. Elkonin, D.B. Child psychology: studies. the manual for higher education students. studies. institutions / Ed. Elkonina B.D.; 4th ed. – Moscow : Publishing center "Academy", 2007. — 194 p.

Просмотров работы: 49