Обязанность любого образовательного учреждения - это формировать у учащихся устойчивый интерес к определенному виду профессиональной деятельности, с последующим выбором самим учащимся своего профессионального будущего и реализации его. Однако не каждому подобному учреждению удается сформировать устойчивый комплекс интересов, который в будущем мог бы стать путеводителем для учащегося в его профессиональном определении.
В 90-х годах после распада Союза Советских Социалистических Республик в молодой Российской Федерации, начали возникать и формироваться новые альтернативные методы преподавания, открываться новые частные школы и структуры дополнительного образования, дающие определенные знания и способные направлять учащихся в рамках определенных профессий. Данные образовательные структуры давали знания отличные от классических школьных знаний, но тесно взаимосвязанных с ними и позволяли расширить профессиональный интерес учащихся к определенным видам профессий, за счет расширения у учащихся знаний о них.
Уровень профессионального интереса зависит от того, как он формируется и развивается: в процессе работы или после нее. Он может проявляться в волевой, интеллектуальной, а также эмоциональной активности при взаимодействии с различными объектами и явлениями действительности.
Психология и педагогика, как известно, рассматривают профессиональный интерес в качестве сложного комплекса психических свойств и состояний. В этом комплексе присутствует избирательная познавательная, эмоциональная и волевой компонент активности, направленной на выбор или осуществление профессиональной деятельности [3].
В то же время, «интерес» непосредственно связан с потребностью, но не является самой потребностью, так как потребность имеет более широкое значение, чем интерес.
Особенность интереса, по мнению С.Л. Рубинштейна – это то, что он отличается от других тенденций, которые отражают направленность личности. Он имеет свою особенность, которая заключается в том, что интерес – это способность сосредотачиваться на определенном предмете мыслей и желание углубиться в его изучение, чтобы лучше понять его, проникнуть в него глубже и не терять его из виду [4].
Классический подход к педагогике в самых разных вариациях предполагал, что интерес является основной функцией обучения. Он должен был помочь учащимся стать центром учебного процесса и заинтересовать их таким образом, чтобы обучение стало для них желанным и интересным.
Факторы, влияющие на внешний мир, зависят от условий среды, в которой существует человек (политическая, социальная и экономическая ситуация). Необходимо учитывать внутренние факторы в процессе обучения. Они помогают человеку раскрыться, показать свои способности. Интересы ребенка в среднем школьном возрасте разносторонни и многоплановы. И чтобы на основе интереса к тому или иному виду деятельности формировался профессиональный интерес, необходима систематическая работа с привлечением школьника к внешкольной работе, позволяющей познакомиться со спецификой той или иной профессии, соотнести эту деятельность со своими возможностями и способностями, формировать устойчивый профессиональный интерес к этой профессии. И средний школьный возраст является сензитивным периодом для формирования первичного профессионального интереса у подростков, формированию мотивации к профессии [1].
В основе интереса лежит природное любопытство ребенка. Оно должно развиваться и превращаться в любознательность. Именно поэтому К.Д. Ушинский рекомендовал использовать любопытство для развития интереса у детей. Он предположил, что развитие интереса в ребенке способствует тому, что у него развивается стремление к самообразованию [2].
Как отмечают исследователи, некоторые из них определяют профессиональный интерес как:
1. Психологическая направленность личности на определенную деятельность, которая способствует развитию и совершенствованию ее способностей и творческих наклонностей.
2. Оно характеризуется как избирательное, эмоциональное и познавательное отношение к чему-либо, которое направлено на поиск определенного вида деятельности, которая может быть осуществлена в процессе практического использования.
3. Только сильная мотивация может помочь учащемуся в выборе профессии и, в последующем, поможет ему достичь успеха в профессиональной деятельности.
4. Чувство принадлежности к определенной профессии, которое характеризуется позитивным эмоциональным фоном и желанием узнать больше о ее особенностях, является отличительной чертой данного человека [1].
Целью нашего исследования является изучение профессионального интереса у участников клуба «Мореход».
Эмпирическим объектом исследования являются участники клуба «Мореход»
Предметом исследования является профессиональный интерес участников клуба «Мореход».
В нашем исследовании применялся метод психодиагностического исследования.
Для проведения психодиагностического исследования профессионального интереса была выбрана методика «Карта интресов» А.Е. Голомштока.
Рисунок 1а – Средне групповые показатели интересов участников клуба
по методике А.Е Голомштока
Рисунок 1б – Средне групповые показатели интересов участников клуба
по методике А.Е Голомштока (продолжение)
По результатам методики (рисунок 1) мы видим, что группе воспитанников клуба «Мореход» в большей степени сложились определенные интересы, которые в будущем могут повлиять, как и на уже выбранное направление, так и на изменение его в иную направленность, также можно заметить высокое отрицание множество интересов в отношении разных сфер и по мимо морских специальностей, но так как у нас недостаточно данных исследования по этому вопросу в отношении данных респондентов, можно только предполагать причину данных аномалий.
Рисунок 2а – Результат методики «Карта интересов» А.Е Голомштока
в морских направлениях и с ними связанных
Рисунка 2б – Результат методики «Карта интересов» А.Е. Голомштока
в морских направлениях и с ними связанных (продолжение)
Рисунка 2в – Результат методики «Карта интересов» А.Е. Голомштока
в морских направлениях и с ними связанных (продолжение)
Если внимательно посмотреть на рисунок 2, то можно увидеть, что у 6-ти испытуемых преобладает выраженный интерес к морскому делу и авиации, однако если посмотреть на уровень интереса в плане транспортного аспекта и военной специальности, то тут нет такого уровня преобладания интереса, можно предположить, что респонденты еще не полностью определились с выбором своего профессионального будущего или же они выбирают себе профессиональное направление, которое не будет иметь общего с судами, однако относится к морской направленности.
Делая выводы, стоит учесть, что интересы могут меняться и угасать, и не всегда преподавателям удается удержать и поддержать интерес в человеке к какому либо профессиональному направлению, в связи со многими факторами, включая личностный фактор самого преподавателя или же учащегося.
Однако в целом как показало наше исследование у определенной части воспитанников клуба «Мореход» удается поддерживать интерес к морским направленностям, а значит Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского справляется со своей поставленной задачей расширение профессионального интереса у детей и подростков.
Список использованных источников
Антипов М.В. Царапкина Ю.М. Профессиональный интерес и особенности его формирования в процессе киберсоциализации // Сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы». – Красноярск: Изд-во Красноярского государственного аграрного университета, 2021. С. 41 – 44
Байтимирова А.Т. Сущность и структура понятия «профессиональный интерес» // Теория и практика общественного развития. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-struktura-ponyatiya-professionalnyy-interes (дата обращения: 29.02.2024).
Гришукова О.В. Сущность и структура понятия «профессиональный интерес» // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2013. №2(18). С. 43-51.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 2002. – 720 с.