В настоящее время в мире увеличивается количество детей с нарушениями интеллекта. По статистике международной общественной организации (ЮНЕСКО, ВОЗ) в пределах детской возрастной группы второе место по численности занимают дети с нарушением интеллекта (около 20%). Это на 100 школьников в возрасте от 7 до 15 лет приходится 5 человек, имеющих нарушение интеллекта [1]. В 2021 году в системе общего образования функционировало 29 443 отдельных класса (увеличилось на 2,74%) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в которых обучались 212 055 обучающихся с ОВЗ [2].
Дети с умственной отсталостью, которые оканчивают школу и выбирают новое место учёбы и будущую работу, только готовятся шагнуть в самостоятельную, взрослую жизнь, а внимание является неким проводником между человеком и окружающим его миром, оно обеспечивает сознание четкостью и ясностью мышления. Состояние внимания влияет на всю деятельность ребенка, поэтому важно заниматься своевременным развитием внимания.
Целью нашего исследования было развитие свойств внимания старшеклассников с нарушением интеллекта. Для эмпирического исследования были выбраны следующие психодиагностические методики:
Тест «Корректурная проба» Б. Бурдона;
Тест «Таблица Горбова-Шульте»;
Методика «Определение объёма внимания при восприятии простейших объектов».
Чтобы развить свойства внимания мы провели тренинг когнитивных способностей.
Для статистического анализа полученных результатов мы использовали метод статистической обработки данных при помощи Т-критерия Уилкоксона.
В психологии существует множество определений понятия «внимание», и каждое раскрывает его с разных сторон, позволяет осознать процессы и явления внимания, выявить особые черты, которые присущи восприятию внимания.
Открытие внимания Э. Титченер считал одним из главных достижений научной психологии, по его мнению, внимание – это состояние сознания, обеспечивающее наилучшие результаты умственной работы [3]. Н.Ф. Добрынин считал, что внимание – это особый вид психической деятельности, который выражается в выделении и поддержании определённых процессов этой деятельности [4]. А.К. Маркова, А.Г. Лидерс, Е.Л. Яковлева также предполагают, что внимание является состоянием и проявляется через другие психические процессы, повышая или снижая их эффективность [5].
В свою очередь, среди современных исследователей доминирует представление о внимании как о зависимой психической функции. Практически для всех познавательных психических процессов (ощущения, восприятия, памяти, мышления и речи, воображения) характерна сосредоточенность и направленность на конкретный объект, то есть невозможно что-либо запомнить, не обращая внимания на запоминаемый материал, представить что-либо, не сосредоточив мысль на конкретную тему и т. д. Таким образом, внимание является лишь существенной характеристикой других психических процессов [6].
С. Я. Рубинштейн отмечает, что основным источником нарушений внимания у детей с нарушениями интеллекта являются колебания психической деятельности, которые являются проявлением переменных, кратковременных фазовых состояний в коре головного мозга. Это вызывает быстрое истощение процессов, которое может возникнуть сразу после некоторого психического напряжения [7].
Свойства внимания взаимосвязаны друг с другом и образуют сложную функциональную структуру жизнедеятельности человека.
Согласно мнению С.Л. Рубинштейна [8], можно выделить пять основных характеристик свойств внимания:
Концентрация - отвечает за уровень сосредоточенности на объекте;
Объём - измеряется количеством материала, одновременно сохраняемый в зоне повышенного внимания (сознания) человека;
Переключаемость - содействует перенаправлению внимания с одного объекта на другой;
Устойчивость - сопротивляемость к отвлечениям, благодаря которой человек может длительное время удерживать внимание на каком-либо объекте;
Распределение - позволяет выполнять несколько задач одновременно с приемлемым уровнем эффективности.
Именно эти свойства внимания мы и исследовали в данной работе, так как измерение этих характеристик внимания у детей с умственной отсталостью является наиболее важным и доступным.
В данном исследовании принимали участие старшеклассники Владивостокской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы в составе 6 человек. Возраст испытуемых от 14 до 18 лет. Пол испытуемых – мужской.
Мы предположили, что в ходе тренинга когнитивных способностей, а именно тренинга свойств внимания – свойства внимания старшеклассников с нарушением интеллекта улучшатся.
Первым этапом исследования было психодиагностическое тестирование; вторым - тренинг когнитивных способностей; третьим - итоговое психодиагностическое тестирование; и четвёртым сравнение полученных результатов с применением метода критерия Уилкоксона.
Тренинг когнитивных способностей проводился с февраля по март.
Время проведения - 45 минут (1 урок), 1 раз в неделю.
Тренинг состоял из специально подготовленных занятий, каждое из которых состояло из 4 частей:
Вводная часть
Разминка
Основная часть
Рефлексия
В ходе исследования было отмечено, что наибольшей сложностью давались упражнения на пространственную ориентацию, кинестетическое восприятие, на установление логической закономерности такие, как «Муха», «Человечек», «Опаздывающее зеркало» и др. Меньше всего затруднения вызвали подвижные упражнения такие, как «Живая картинка», «Испорченный телефон», «Узнай по голосу» и др.
На первом этапе исследования были получены следующие результаты.
Полученные результаты по методике «Корректурная проба» Б. Бурдона представлены в таблице 1.
Таблица 1 – показатель концентрации внимания (по методике «Корректурная проба» Б. Бурдона)
Уровень концентрации внимания |
Уровень устойчивости внимания |
||
1 |
|
6 |
3,38 |
2 |
|
4 |
3,87 |
3 |
|
3,33 |
2,48 |
4 |
АШ, 14 лет |
4,57 |
2,54 |
5 |
ТН 15 лет |
18 |
- |
6 |
НН 16 лет |
7 |
- |
Чем больше полученное число, тем выше концентрация. Это означает, что у респондента № 5 концентрация внимания значительно выше, чем у его одноклассников, он мог отвлечься от всего, что не находилось в поле его зрения. Во время осуществления задания (зачеркните буквы «к» и «р») испытуемый настолько был сконцентрирован на его выполнении, что не услышал исследователя и не смог выполнить всю инструкцию (по команде «Черта» каждые 60 секунд ставить вертикальную черту), от чего уровень устойчивости внимания посчитать было невозможно. Это позволило говорить о глубокой концентрации внимания при работе над одной задачей.
Концентрация внимания у респондентов № 1, 2, 4, 6 находится в одном интервале, это свидетельствует о направленности внимания испытуемых на выполнении поставленных задач и целей. Высокая степень концентрации на одном объекте говорит о сужение поля внимания, уменьшение его объёма. На основании полученных данных в таблице 2 по устойчивости внимания можно сказать, что у испытуемых был очень высокий и высокий уровень устойчивости внимания. Это позволило говорить об умении сохранять в течение длительного периода времени сосредоточенность на каком-либо объекте или виде деятельности. Испытуемый № 6 также не смог выполнить всю инструкцию, как и испытуемый № 5, следовательно, посчитать уровень устойчивости внимания было невозможно.
Значительно снижена концентрация внимания у респондента № 3, но высокий уровень устойчивости внимания. Это говорило о том, что испытуемому было трудно сосредоточиться на поставленной задаче, так как часто отвлекался на внешние раздражители. Однако при определённых условиях испытуемый способен сохранять в течение длительного времени сосредоточенность на каком-либо объекте или виде деятельности. Это означало, что для повышения качества работы респонденту необходимо создать среду, исключающую такие отвлекающие факторы, как шум, вибрация и нехватка освещения. Также необходимо делать регулярные короткие перерывы.
Анализ результатов по методике «Таблица Горбова-Шульте»
Скорость выполнения заданий первой и второй серии составляет менее 33 секунд, что свидетельствует о высокой скорости работы над одной целью. Выполнение задания 3 серии испытуемым было недоступно.
На основании анализа количественных показателей, графика времени выполнения двух серий, число допущенных ошибок, устного отчета испытуемых и наблюдений позволило сказать, что характер переключения внимания, с учётом особенностей концентрации, низкий. Поскольку уровень устойчивости внимания высокий, испытуемым было трудно переключать внимание с одного объекта наблюдения на другой, следовательно, выполнение задания третьей серии для испытуемых было недоступно.
Анализ результатов по методике «Определение объёма внимания при восприятии простейших объектов»
У 4 испытуемых объем внимания составлял 3-4 объекта, что позволяло говорить о низком уровне объёма внимания для данного возраста. Детям трудно ориентироваться на улице, в помещении и, особенно, в незнакомых местах. Учитывая особенности концентрации внимания, а именно высокую степень сосредоточенности на одном объекте, можно говорить о сужении поля внимания, что уменьшает его объем. Ошибки в воспроизведении количества точек возникали даже на первых карточках, но во время и после исследования испытуемые не жаловались на слишком короткое время экспозиции.
У 2 испытуемых был выявлен средний уровень объёма внимания, что говорит об эффективности исполнительской деятельности. Испытуемые правильно восприняли количество точек на первых четырёх карточках (до 5 точек), в 5 карточке оба испытуемых допустили ошибки. Даже карточки, где количество точек было 7, воспринимались правильно, но это было только один раз. Работали точно, легко концентрировались, после экспозиции без сомнений и колебаний быстро фиксировали точки на заранее подготовленном бланке.
На втором этапе исследования были получены следующие результаты.
Анализ результатов по методике «Корректурная проба» Б. Бурдона
Полученные результаты по методике «Корректурная проба» Б. Бурдона представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Уровень концентрации и устойчивости внимания (по методике «Корректурная проба» Б. Бурдона)
Уровень концентрации внимания |
Уровень устойчивости внимания |
||
1 |
ГМ 15 лет |
16,7 |
4,1 |
2 |
МК, 15 лет |
11,3 |
2,74 |
3 |
ЛУ, 18 лет |
6,3 |
3,61 |
4 |
АШ, 14 лет |
10,5 |
3,36 |
5 |
ТН 15 лет |
10 |
2,47 |
6 |
НН 16 лет |
8 |
2,53 |
Чем больше полученное число, тем выше концентрация.
У респондента № 1 высокий уровень концентрации и устойчивости внимания, это говорит об умение сосредотачивать внимание на выполнение поставленных задач и целей, выполнять их быстрее, качественнее и с меньшим количеством ошибок, но высокая степень концентрации на одном объекте свидетельствует о сужение поля внимания.
Концентрация внимания респондентов № 2, 4 и 5 находится в одном интервале, который соответствует среднему уровню концентрации внимания. Это также свидетельствует о направленности внимания испытуемых на выполнении поставленных задач и целей, но с появлением трудностей такие, как отвлечение внимания ненужными воздействиями. Таким испытуемым для производительности труда необходимо делать периодические непродолжительные перерывы. На основании полученных данных в таблице 2 по устойчивости внимания можно сказать, что у испытуемых очень высокая и высокая степень устойчивости внимания. Это указывает на способность сохранять в течение длительного периода времени сосредоточенность на каком-либо объекте или виде деятельности.
У респондента № 3 и 6 уровень концентрации внимания снижен. Это говорит о сложностях сосредоточения внимания на выполнении поставленных задач. Уровень устойчивости внимания на высоком уровне, это означает, что испытуемые способны сохранять в течение длительного времени сосредоточенность на каком-либо объекте или виде деятельности, но для этого необходимо создать среду, исключающую такие отвлекающие факторы, как шум, вибрация и нехватка освещения. Также необходимо делать регулярные короткие перерывы.
Анализ результатов по методике «Таблица Горбова-Шульте»
Скорость выполнения заданий первой и второй серии у всех испытуемых составила 33 секунды, что свидетельствует о высокой скорости работы над одной задачей.
У испытуемого № 1 переключение внимания на высоком уровне. Это говорит об умении изменять направления сознания с одного предмета на другой, об умении ориентироваться в сложных ситуациях. Не было допущено ни одной ошибки.
У испытуемых № 4, 5, 6 уровень переключения внимания выше среднего, что также позволяет говорить об умении направлять сознание с одного объекта на другой. Дети работали в быстром темпе, но иногда отвлекались на посторонний шум. Были допущено от 1 до 3 ошибок. Это говорит о том, что для повышения качества работы респондентам необходимо создать среду, исключающую такие отвлекающие факторы, как шум, вибрация и нехватка света.
У испытуемого № 3 был выявлен средний уровень переключения внимания, что говорит об умении изменять направления сознания с одного предмета на другой, но в более медленном темпе. Испытуемый отвлекался, вследствие чего было допущено 2 ошибки. Это говорит о том, что для повышения качества работы респонденту необходимо создать среду, исключающую отвлекающие воздействия, о которых говорилось выше.
Один испытуемый (№ 2) не смог выполнить задание 3 серии в силу высокой тревожности. У него были мокрые ладошки, он часто переминал пальцы, вертелся на стуле, часто смотрел на секундомер. Несмотря на попытки исследователя снизить тревожность и создать комфортную обстановку, испытуемый допустил большое количество ошибок и не захотел продолжать тестирование.
Анализ результатов по методике «Определение объёма внимания при восприятии простейших объектов»
У испытуемого № 3 был выявлен объём внимания 4 объекта, что говорит о низком уровне объёма внимания для данного возраста. Респонденту ориентироваться на улице, в помещении и, особенно, в незнакомых местах весьма сложно. На первых 4 карточках ошибки не были допущены, в последующих карточках количества точек и их расположение было неверно. Во время исследования и после него испытуемый не жаловался на слишком короткое время экспозиции.
У 3 испытуемых (№ 2, 5, 6) был выявлен средний уровень объёма внимания, что позволяет говорить об эффективности исполнительской деятельности. Испытуемые правильно воспринимали количество точек на первых карточках (до 5 точек). Даже карточки, где количество точек было 7-8, воспринимались правильно, но это было однократно. Работали точно, легко сосредотачивались, после экспозиции без сомнений и колебаний быстро фиксировали точки на заранее подготовленном бланке.
У 2 испытуемых (№ 1, 4) объём внимания был выявлен выше среднего, 6-7 объектов. Это говорит о том, что испытуемые способны удерживать достаточное количество объектов для повышения уровня работоспособности и скорости выполнения задач. Респонденты правильно воспринимали и воспроизводили карточки до 6 точек, карточки, где количество точек составляло 7-8, воспринимались верно, но воспроизводились с ошибкой (1-2 точки не хватает или они находятся не в верной клеточке). Испытуемые легко сосредотачивались, после экспозиции без сомнений и колебаний быстро фиксировали точки на бланке.
Эмпирическое исследование показало, что по методике «Корректурная проба» Б. Бурдона значимых различий в результатах подростков не обнаружено. Если посмотреть различия при качественном анализе, то мы видим, что 2 из 6 испытуемых на 1 этапе исследования не справились с заданием, но после реализации тренинга когнитивных способностей, при повторном тестировании, они его выполнили.
По методике «Таблица Горбова-Шульте» в результатах подростков, для показателя красных цифр, было обнаружено статистически значимое различие на уровне 0,05 между первой и второй серией. Для черных цифр статистически значимых различий не обнаружено. Необходимо отметить, что до тренинга когнитивных способностей все подростки не справились с выполнением 3 серии, а после тренинга 5 человек из 6 справились.
По методике «Определение объёма внимания при восприятии простейших объектов» значимых различий в результатах подростков не было обнаружено. При качественном анализе мы видим, что у 4 испытуемых объём внимания увеличился на 2-3 объекта.
Хоть и Т-критерий Уилкоксона показал, что значимых различий нет, но результаты, которых достигли участники исследования, дети с умственной отсталостью, благодаря тренингу когнитивных способностей, являются значительными.
Свойства внимания старшеклассников с нарушением интеллекта, в ходе реализации тренинга когнитивных способностей, улучшаются. Наша цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Список литературы
Воронова, А. А., Хасанова, Д. М. Идеи социализации детей с умственной отсталостью в трудах Эдуарда Сегена // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 29–34.
Портал для родителей и педагогических работников по вопросам образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью [Электронный ресурс] – URL: https://ovz.edu.gov.ru/monitoring-ocenki-polozheniya-del-v-sfere-soblyudeniya-prava-obuchayushchihsya-s-ovz-s-invalidnostyu-na-obrazovanie
Ахметова, З. А. Деятельностный подход в психологии как методологическая основа для исследования внимания // Бюллетень науки и практики. – 2019. – № 9. Т. 5. – С. 435-446.
Добрынин, Н. Ф. Внимание и его воспитание / под ред. Н.Ф. Добрынина. – М.: Просвещение, 2005. – 256 с.
Немов, Р. С. Общие основы психологии – кн. 1. // Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
Адамс, Дж. Л. Разблокируй свой разум: техника поиска оригинальных решений сложных проблем и генерации гениальных идей / Пер. с англ. – 4-е изд. – М.: Эксмо, 2018. – 352 с.
Нажмиденова, З. Ж., Муратбай, Б. К. Развитие внимания у детей с нарушением интеллекта в условиях обновления содержания образования [Электронный ресурс] // Сетевое издание SEVIBA: Образование. – 2021. – URL: https://seviba.kz/web/uploads/articles/366/svbf-366-Nazhmidenova.pdf
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т. / Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1989. – 720 с.
Мулявко В. С. Нарушение внимания у детей среднего школьного возраста с умственной отсталостью // Научно – практический журнал «Аспирант» №1 (58) / 2021. – С. 158-160