Хронобиологический тип студентов и академическая успеваемость - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Хронобиологический тип студентов и академическая успеваемость

Шарипова Э.М. 1, Факарова Э.В. 2
1ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера
2ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Так, стоит начать с того, что современное учение о хронотипах зародилось в Европе примерно в 1970-х годах. Поначалу к нему относились весьма скептически, но постепенно эта информация распространилась повсеместно и сегодня, когда данные о хронотипах подтверждены многочисленными научными исследованиями, можно с уверенностью сказать об их существовании

Цели и методология исследования.

В рамках настоящего исследования, целью является исследования хронобиологические типы студентов, а также их академическая успеваемость на настоящем этапе развития образовательных стандартов.

Клиническая картина хронобиологических типов студентов.

Под хронотипом с биологической точки зрения следует понимать тот уровень работоспособности, который в той или иной степени позволяет разделять людей на определенные группы, в зависимости от их интеллектуальной и физической активности.

Известно, что человек в зависимости от своего организма способен подчиняться тем или иным биологическим ритмам, которые могут отличатся от биологических ритмов других людей. Находясь в суточном ритме, следует учитывать такие факторы, как [2. С. 36]:

1. Колебания земной поверхности;

2.Колебания температуры и влажности.

Все вышеизложенные факторы так или иначе приводят к функциональным нарушениям сна человека, в связи с чем, образуются следующие хронобиологические типы людей:

1. Совы. Такой тип людей, обычно ложаться спать в позднее время суток, в частности, время ухода ко сну составляет 2-3 часа ночи. Ближе к вечеру, напротив, совы становятся активными, просыпается режим бодрствования, у них полно сил и энергии.

2. Жаворонки. К жаворонкам, обычно относят такие группы людей, которые рано просыпаются, обычно, это первая половина дня, в ней же они чувствуют себя бодрыми и полными энергии. Ближе к вечеру, данные типы людей, обычно, становятся менее активными, их работоспособность снижается, появляются чувства сонливости и усталости.

3. Голуби. Данные люди являются людьми дневного типа, их жизненный ритм приспособлен к дневной рабочей смене, и, рабочий период, а также умственная активность наблюдается в период с 10 утра до 18 часов вечера. Однако данный тип людей ложаться спать чуть позже жаворонков, и в последствии чего, отход ко сну наблюдается не позднее 23 часов. До этого временного промежутка голуби активны и трудятся. Данный тип людей еще склонны называть пограничным.

Важным аспектом является изучение временного различия между различными часовыми поясами. Так, например, такой тип людей, как голуби, дольше всего приспосабливаться к смене климата и часового пояса. Если разница во времени более 4 часов, то выработка нового стереотипа сна и бодрствования произойдет у голубей только через 7—14 дней, а уровень стероидных гормонов нормализуется через 2—3 месяца. У жаворонков и сов это происходит гораздо быстрее.

Ключевые аспекты академической успеваемости, зависимость от хронобиологического типа личности.

Отметим, что проблему личностных особенностей студентов с разной академической успеваемостью изучали многие исследователи, так Т. О. Гордеева и Е. Н. Осин, совместно с Д. А. Леонтьевым анализировали факторы, влияющие на академическую успешность и психологическое благополучие студентов. Понятие академической успеваемости изучалось Н. В. Бордовской, А. А. Реан, М. В. Вовчик-Блакитиной и др.

Так, под академической успеваемостью в рамках настоящего исследования следует понимать возможность студента усваивать материал, преподаваемый в том или иной учебном заведении [3. С. 293].

Стоит выделить следующие уровни академической успеваемости студентов:

1. Высокий уровень. При высоком уровне академической успеваемости, у студентов наблюдается высокий уровень коммуникативных и эмоциональных способностей, кроме того, данные студенты обладают более высокими оценочными показателями, в отличии от студентов с низким и средним уровнями.

2. Средний уровень.

3. Низкий уровень. Студенты, имеющие средний балл от 3- 3,7 баллов.

В зависимости от статистических данных, а также опираясь на данные научных исследований, можно сделать вывод, что студентов, со средним уровнем академической успеваемости в настоящий момент больше, чем студентов с низким и высоким уровнем в совокупности [3. С. 295].Если брать в пример процентное соотношение, то, студенты со средним уровень академической успеваемость- 64%, низкий уровень- 13%, высокий уровень- 23%.

Хронобиологические типы личности в свою очередь, изучаемые нами ранее, влияют и на образовательный процесс, а также на работоспособность студента, на его академическую успеваемость.

Под работоспособностью следует понимать некую способность человека развить максимум энергии, и экономно ее, расходуя, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы.

Так, совы сложнее всего приспосабливаются к режиму дня, выставленному в учебных заведениях, поскольку их отход ко сну чаще всего составляет, как уже было сказано ранее, 2-3 часа ночи в связи с чем, утренний подъем может затягиваться. Однако, если обучение происходит во 2 смену, то сложнее всего будет жаворонкам, поскольку их работоспособность вечером снижается.

Хотя, если рассматривать 3-4 курс образовательной организации, то хронобиологический тип студента подстраивается под режим дня, предлагаемый в учебном заведении, иначе обучение студента в стенах учреждения становится невозможным. В этом смысле, предлагают «социальный джетлаг».

Хронобиологический смысл «социального джетлага» заключается в том, что «сова» в выходные дни наверстывает «недосып» в количестве часов, соответствующих величине джетлага, тем самым постоянно нарушая режим. [1. С.14]. Оценивая успеваемость студентов с разным типом хронобиологии, выявлено, что средний балл в аттестационном листе «жаворонков» достоверно выше, чем у «сов». Скорее всего, такая причина связана с неспособностью синхронизировать работу своих биологических часов с социальными ритмами, временем наибольшей интеллектуальной нагрузки по утрам, а не уровнем интеллекта, что составляет проблему и несправедливую реальность образовательного процесса.

Заключение.

На основании настоящего исследования, мы выяснили, что академическая успеваемость имеет прямую пропорциональную зависимость от хронобиологического типа студента. Так, с целью формирования должного уровня образовательного процесса, на наш взгляд, в зависимости от хронобиологических типов студентов, а также на основании биологических характеристик студентов, необходимо их разделение на 2 смены, с целью формирования равной образовательной возможности для всех обучающихся. Однако, не во всех учебных заведениях это имеет логическую схему и возможность, именно на данном основании, при получении образования, следует придерживаться рабочего графика, существующего в предлагаемом учебном заведении.

Список литературы

  1. Глазкова Т.В., Глазков А.В. АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ В ВУЗЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ НА ПОСТВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ: СООТНОШЕНИЕ И ДИНАМИКА // Современное педагогическое образование. 2021. №12.

  2. Зенкина В, Г., Зенкин И,С., Владимирова К.Е Евгеньевна Хронобиологический тип студентов и академическая успеваемость // Амурский медицинский журнал. 2019. №3 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hronobiologicheskiy-tip-studentov-i-akademicheskaya-uspevaemost (дата обращения: 28.02.2024).

  3. Марченко, А. В. Личностные особенности студентов с разной академической успеваемостью / А. В. Марченко, Н. С. Борзилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 292-296. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35583/ (дата обращения: 28.02.2024).

Просмотров работы: 37