Задача патриотического воспитания является одной из самых сложных в педагогике в целом и особенно в дошкольной педагогике. Ее сложность связана, прежде всего, с самим пониманием патриотического воспитания и содержанием, которое ему придается в определенный исторический период, определяющее методы, средства и формы работы с детьми. Патриотическое воспитание всегда остается востребованным и актуальным, как в прошлом, так и в настоящее время.
Патриотическое воспитание ребенка является сложным педагогическим процессом, основанным на формировании нравственных чувств. Чувство родины начинается у ребенка с привязанности к семье и близким людям. Оно включает в себя развитие общечеловеческих моральных качеств, знакомство с народной культурой и природой родного края, а также развитие интереса к истории своей страны. В процессе воспитания детей дошкольного возраста широко используются разнообразные педагогические методы для формирования гордости за свою страну, любви к родине, ее культуре, истории, природе и людям. Одним из способов решения данной проблемы является использование поэтических образов природы в литературных произведениях, которые оказывают глубокое воздействие на формирование нравственно-патриотических чувств у детей.
Якутская литература богата образами природы, которая занимает важное место в жизни этноса. В якутской культуре природа считается священным источником жизни, и каждый ее элемент обладает особым значением. В произведениях якутских авторов часто встречаются описания природы, которые помогают читателям окунуться. в уникальную атмосферу северных просторов. Образы природы в якутских произведениях также способствуют формированию патриотических чувств у детей. Они помогают ребенку увидеть красоту и уникальность своего родного края, полюбить его и гордиться своим наследием. Обращая внимание на красоту природы якутского края, дети начинают понимать важность сохранения его уникальности и ценности. Образы природы, присутствующие в якутских произведениях, способны вызывать у детей разнообразные эмоции и чувства. Они помогают ребенку ощутить гармонию с природой, увидеть ее красоту и неповторимость. Кроме того, образы природы возбуждают в детях чувство ответственности за сохранение окружающей среды и призывают к бережному отношению к природе.
В творчестве якутских писателей, таких как Д.К.Сивцев-Суорун Омоллоон,Петр Тобуроков, С.П.Данилов отводят значительное место природе в своем творчестве, писатели описывают красоту и величие девственной якутской тайги, а также передают этнографические, бытовые и природные реалии.
Сивцев Дмитрий Кононович (псевдоним – Суорун Омоллоон означает серьёзный, крепкий, целеустремлённый, неустрашимый) – советский российский писатель, классик якутской литературы, народный писатель Якутии, заслуженный деятель искусств РСФСР и Якутской АССР. «Река Лена» - одно из самых известных произведений якутского писателя Суоруна Омоллонна. В этом произведении автор воплощает свою любовь к родной земле и ее природе, особенно к могучей реке Лена. Суорун Омоллоон через образ реки Лены выражает свою глубокую привязанность к родной земле, показывая ее величие и красоту через призму собственных переживаний и впечатлений. В произведении автор сумел передать свое чувство восхищения перед природой Саха и ее неповторимостью. «Река Лена» - это не только описание природы, но и призыв к уважению и бережному отношению к природным богатствам. Это произведение яркий пример якутской литературы, которая не только погружает читателя в мир красоты п
рироды Саха, но и заставляет задуматься о важности сохранения этой красоты для будущих поколений.
Рис.1 Река Лена
Народный поэт Пётр Николаевич Тобуроков в лирической поэме «Снег» пишет о своей родине, о картинах родной природы. Это стихотворение описывает красоту снежного пейзажа через глаза наблюдателя. Поэт использует образ снега, чтобы передать его красоту и волшебство. Сначала описание снега олицетворяется как «молочный простор», что создает образ мягкости и нежности. Затем автор описывает танец мельчайших снежинок и искр, которые кажутся маленькими звездами. Эти образы передают величественную и тонкую красоту природы в зимнем пейзаже. Тонкая красота природы расцветает в зимнем пейзаже. Автор мастерски соединяет воедино такие феномены, как снег, тайга и охота, образуя живописный портрет своей родной земли - Якутии. Ведь снег - это не только великолепие природы, но и ее защитное одеяние от лютых холодов, свидетельство ее надежды на новое оживление весной. Путешествуя по страницам поэмы «Снег» мы начинаем все глубже понимать нашу зиму, наш снег, огромные просторы тайги и бескрайние просторы Якутии. Мы ощущаем, что все элементы природы тесно связаны между собой - обычные явления и неземная красота, любовь к родной земле и мудрость, способность наслаждаться и внимательно вдумываться. В данной поэме автор раскрывает перед нами целое симфоническое полотно природы, в котором каждая нота и каждый инструмент играет свою особую роль, дополняя и раскрывая истинную гармонию окружающего нас мира. Чтение этого произведения наполняет нас удивлением, восхищением и жаждой глубже понять и проникнуться таинственным миром природы и ее бесконечных чудес.
«Снег ты мой,
Мой снежок дорогой!
Если лучше вглядеться
В твой молочный простор
В очень сильный мороз –
Перед взором возникнет
Танцующий хор
Очень крошечных искр,
Очень маленьких звёзд».
Поэт сам любуется этой чудной картиной и нас призывает восхититься ею:
«Как ни жёг бы мороз,
Как бы ни был жесток он,
Колюч
. И велик,
Все же празднуют
Тысячи точечных роз
Миг и цветенья –
Короткий и радостный миг Рис.2 Природа Якутии зимой
Снег!»
Народный поэт Республики Саха Семен Петрович Данилов, его творчество являет собой одну из самых ярких глав книги духовного бытия якутского народа. Из года в год, из десятилетия в десятилетие, Семён Данилов из мысли и страстей, из воспоминаний и мечтаний создавал прекрасный облик родной земли. В стихотворении «Подснежник» описывает необычное и удивительное свойство прорастания цветов сквозь вечную мерзлоту. Автор олицетворяет цветы как символ мужества и упорства, за что они заслуживают восхищения. Цветы, процветающие в условиях непогоды и стужи, придают суровому краю поэзии и величественности.
Образ природы в данном стихотворении является сильным и символичным. Он передает идею красоты и силы, которые проявляются в экстремальных и неблагоприятных условиях природы. Стихотворение восхваляет природную силу и устойчивость, что может быть интерпретировано как символ настоящих ценностей и качеств характера, необходимых для преодоления жизненных трудностей:
«Сквозь толщу вечной мерзлоты,
Как выстрел, выбившись наружу,
Неукротимые цветы
Стоят и в непогодь и в стужу.
Ты мужество их оцени,
Взгляни, восторга не скрывая,
С
реди снегов цветут они,
Суровый край мой украшая»
Рис.3 Подснежники
Образ природы в якутских произведениях является мощным инструментом воспитания и формирования нравственно-патриотических чувств ребенка. Он позволяет детям узнать и полюбить красоту родной природы, привить им интерес к окружающему миру и понимание важности его сохранения. С учетом развития современных технологий, использование образов природы в литературе становится особенно актуальным для сохранения связи человека с природой и формирования гармоничного отношения к окружающему миру.
По ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с поэтическим образом природы родного края в процессе знакомства с произведениями якутских писателей мы составили перспективный план и разделили на 4 блока по темам. Из жанров художественного произведения, выбрали стихотворение. Стихотворение — произведение в котором текст построен ритмично, гармонично, с использованием рифмы. Стихотворения якутских писателей, обладают мелодичностью и лучше воспринимаются ребенком, повышают его внимание и возбуждают интерес.
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста поэтическим образом природы с использованием произведений якутских писателей
№ |
Блок |
Содержание |
Произведения |
1 |
Времена года |
Этот блок направлен на знакомство детей с различными временами года через прекрасные лирические произведения, созданные талантливыми якутскими писателями. |
«Осень» П.Одорусов «Зима» М.Тимофеев «Первый снег» А.Аба5ыыныскай «Весна пришла» И.Федосеев «Лето» К.Уурастыырап |
2 |
Природные явления |
Данное содержание направлено на расширение знаний о природных явлениях и феноменах, которые происходят в окружающей нас природе. Оно также направлено на развитие способности старших дошкольников восхищаться красотой природы, а также на внушение им любви и заботы о природе, а также на поощрение интереса в наблюдении за ее различными явлениями и объектами в течение всего года. |
«Радуга» И.Артамонов «Гром» И.Гоголев «Вихрь» Баал Хабырыыс «Солнце» А.Софронов «Звезды» Г.Данилов |
3 |
Деревья и цветы родного края |
Материал этого раздела целью имеет расширение знаний детей о фундаментальных аспектах растительного мира, поддерживая развитие этических чувств к растениям у старших дошкольников. Основное направление работы включает в себя обучение детей не только не причинять вред растениям, но также проявлять заботу и защищать их. |
«Береза» П.Тобуроков «Ель» Баал Хабырыыс «Сосна» Г.Данилов «Подснежник»С.Данилов «Алтан от» Г.Данилов «Цветы» С. Данилов |
4 |
Животные Якутии |
Данный блок нацелен на развитие знаний о растительном мире у детей. Главная цель - воспитать в старших дошкольниках добрые чувства к животным, поощрить желание заботиться о них и проявлять заботу в их отношении. |
«Лось» С.П.Васильев «Соболь» С.Васильев «Белка» С.Васильев «Заяц» Болот Боотур «Медведь» К.Еремеев |
Изучение якутских произведений, содержащих образы природы, позволяет увидеть, как природа играет важную роль в духовной жизни этноса и воспитании младшего поколения. Образы природы, тесно связанные с якутской культурой и образом жизни, помогают детям формировать глубокое уважение к родному краю, национальным традициям и природе. Демонстрация красоты и величия якутской природы через литературные произведения способствует развитию эмпатии, бережного отношения к окружающему миру и гордости за свою национальную историю. Это не только обогащает духовный мир ребенка, но и укрепляет его связь с культурной и природной средой.
Использованная литература:
1. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников /Н.В. Алешина. - М.: ЦГЛ, 2015.- 256 с.
2. Алешина, Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий /Н.В. Алешина.-М.: УЦ Перспектива, 2015. – 310 c.
3. Андреева, Л.Д. Литературное образование детей [Электронный ресурс]: учебное пособие /сост. Л. Д. Андреева.- Киров:Изд-во МЦИТО, 2019. – 139 c.
4. Егорова А.А. Кэскил: Сборник для детей дошкольного возраста/ А.А. Егорова, М.П. Захарова.-2-е изд., дополненное, переработанное.-Якутск: Бичик,2002.- 168 с.
5. Омоллоон С. Река Лена // Суорун Омоллоон: капсэзнар // Под ред. Д.В. Кириллина. Якутск:Бичик,2006.- 9-13c.
6. Старостина Т.В., Звонкие голоса золотого детства (стихи для самых маленьких): Методическое пособие для воспитателей/ Т.В.Старостина, Л.С.Ядрихинская — Якутск: Издательство ЯГУ, 2009, —67с.