ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЯКУТСКОЙ ПРИРОДЫ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЯКУТСКОЙ ПРИРОДЫ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Ноговицына А.Н. 1, Андреева Л.Д. 1
1ФГАОУ ВО «Северо- Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Задача патриотического воспитания является одной из самых сложных в педагогике в целом и особенно в дошкольной педагогике. Ее сложность связана, прежде всего, с самим пониманием патриотического воспитания и содержанием, которое ему придается в определенный исторический период, определяющее методы, средства и формы работы с детьми. Патриотическое воспитание всегда остается востребованным и актуальным, как в прошлом, так и в настоящее время.

Патриотическое воспитание ребенка является сложным педагогическим процессом, основанным на формировании нравственных чувств. Чувство родины начинается у ребенка с привязанности к семье и близким людям. Оно включает в себя развитие общечеловеческих моральных качеств, знакомство с народной культурой и природой родного края, а также развитие интереса к истории своей страны. В процессе воспитания детей дошкольного возраста широко используются разнообразные педагогические методы для формирования гордости за свою страну, любви к родине, ее культуре, истории, природе и людям. Одним из способов решения данной проблемы является использование поэтических образов природы в литературных произведениях, которые оказывают глубокое воздействие на формирование нравственно-патриотических чувств у детей.

Якутская литература богата образами природы, которая занимает важное место в жизни этноса. В якутской культуре природа считается священным источником жизни, и каждый ее элемент обладает особым значением. В произведениях якутских авторов часто встречаются описания природы, которые помогают читателям окунуться. в уникальную атмосферу северных просторов. Образы природы в якутских произведениях также способствуют формированию патриотических чувств у детей. Они помогают ребенку увидеть красоту и уникальность своего родного края, полюбить его и гордиться своим наследием. Обращая внимание на красоту природы якутского края, дети начинают понимать важность сохранения его уникальности и ценности. Образы природы, присутствующие в якутских произведениях, способны вызывать у детей разнообразные эмоции и чувства. Они помогают ребенку ощутить гармонию с природой, увидеть ее красоту и неповторимость. Кроме того, образы природы возбуждают в детях чувство ответственности за сохранение окружающей среды и призывают к бережному отношению к природе.

В творчестве якутских писателей, таких как Д.К.Сивцев-Суорун Омоллоон,Петр Тобуроков, С.П.Данилов отводят значительное место природе в своем творчестве, писатели описывают красоту и величие девственной якутской тайги, а также передают этнографические, бытовые и природные реалии.

Сивцев Дмитрий Кононович (псевдоним – Суорун Омоллоон означает серьёзный, крепкий, целеустремлённый, неустрашимый) – советский российский писатель, классик якутской литературы, народный писатель Якутии, заслуженный деятель искусств РСФСР и Якутской АССР. «Река Лена» - одно из самых известных произведений якутского писателя Суоруна Омоллонна. В этом произведении автор воплощает свою любовь к родной земле и ее природе, особенно к могучей реке Лена. Суорун Омоллоон через образ реки Лены выражает свою глубокую привязанность к родной земле, показывая ее величие и красоту через призму собственных переживаний и впечатлений. В произведении автор сумел передать свое чувство восхищения перед природой Саха и ее неповторимостью. «Река Лена» - это не только описание природы, но и призыв к уважению и бережному отношению к природным богатствам. Это произведение яркий пример якутской литературы, которая не только погружает читателя в мир красоты п
рироды Саха, но и заставляет задуматься о важности сохранения этой красоты для будущих поколений.

Рис.1 Река Лена

Народный поэт Пётр Николаевич Тобуроков  в лирической поэме «Снег» пишет о своей родине, о картинах родной природы. Это стихотворение описывает красоту снежного пейзажа через глаза наблюдателя. Поэт использует образ снега, чтобы передать его красоту и волшебство. Сначала описание снега олицетворяется как «молочный простор», что создает образ мягкости и нежности. Затем автор описывает танец мельчайших снежинок и искр, которые кажутся маленькими звездами. Эти образы передают величественную и тонкую красоту природы в зимнем пейзаже. Тонкая красота природы расцветает в зимнем пейзаже. Автор мастерски соединяет воедино такие феномены, как снег, тайга и охота, образуя живописный портрет своей родной земли - Якутии. Ведь снег - это не только великолепие природы, но и ее защитное одеяние от лютых холодов, свидетельство ее надежды на новое оживление весной. Путешествуя по страницам поэмы «Снег» мы начинаем все глубже понимать нашу зиму, наш снег, огромные просторы тайги и бескрайние просторы Якутии. Мы ощущаем, что все элементы природы тесно связаны между собой - обычные явления и неземная красота, любовь к родной земле и мудрость, способность наслаждаться и внимательно вдумываться. В данной поэме автор раскрывает перед нами целое симфоническое полотно природы, в котором каждая нота и каждый инструмент играет свою особую роль, дополняя и раскрывая истинную гармонию окружающего нас мира. Чтение этого произведения наполняет нас удивлением, восхищением и жаждой глубже понять и проникнуться таинственным миром природы и ее бесконечных чудес.

                    «Снег ты мой,

                      Мой снежок дорогой!

                      Если лучше вглядеться

                      В твой молочный простор

                      В очень сильный мороз –

                      Перед взором возникнет

                      Танцующий хор

                      Очень крошечных искр,

                      Очень маленьких звёзд».

Поэт сам любуется этой чудной картиной и нас призывает восхититься ею:

                    «Как ни жёг бы мороз,

                      Как бы  ни был жесток он,

                      Колюч

.                     И велик,

                      Все же празднуют

                      Тысячи точечных роз

                      Миг и цветенья –

                      Короткий и радостный миг Рис.2 Природа Якутии зимой

                      Снег!»  

Народный поэт Республики Саха Семен Петрович Данилов, его творчество являет собой одну из самых ярких глав книги духовного бытия якутского народа. Из года в год, из десятилетия в десятилетие, Семён Данилов из мысли и страстей, из воспоминаний и мечтаний создавал прекрасный облик родной земли. В стихотворении «Подснежник» описывает необычное и удивительное свойство прорастания цветов сквозь вечную мерзлоту. Автор олицетворяет цветы как символ мужества и упорства, за что они заслуживают восхищения. Цветы, процветающие в условиях непогоды и стужи, придают суровому краю поэзии и величественности. 

Образ природы в данном стихотворении является сильным и символичным. Он передает идею красоты и силы, которые проявляются в экстремальных и неблагоприятных условиях природы. Стихотворение восхваляет природную силу и устойчивость, что может быть интерпретировано как символ настоящих ценностей и качеств характера, необходимых для преодоления жизненных трудностей:

«Сквозь толщу вечной мерзлоты,

Как выстрел, выбившись наружу,

Неукротимые цветы

Стоят и в непогодь и в стужу.

Ты мужество их оцени,

Взгляни, восторга не скрывая,

С
реди снегов цветут они,

Суровый край мой украшая»

Рис.3 Подснежники

Образ природы в якутских произведениях является мощным инструментом воспитания и формирования нравственно-патриотических чувств ребенка. Он позволяет детям узнать и полюбить красоту родной природы, привить им интерес к окружающему миру и понимание важности его сохранения. С учетом развития современных технологий, использование образов природы в литературе становится особенно актуальным для сохранения связи человека с природой и формирования гармоничного отношения к окружающему миру.

По ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с поэтическим образом природы родного края в процессе знакомства с произведениями якутских писателей мы составили перспективный план и разделили на 4 блока по темам. Из жанров художественного произведения, выбрали стихотворение. Стихотворение — произведение в котором текст построен ритмично, гармонично, с использованием рифмы. Стихотворения якутских писателей, обладают мелодичностью и лучше воспринимаются ребенком, повышают его внимание и возбуждают интерес.

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста поэтическим образом природы с использованием произведений якутских писателей

Блок

Содержание

Произведения

1

Времена года

Этот блок направлен на знакомство детей с различными временами года через прекрасные лирические произведения, созданные талантливыми якутскими писателями.

«Осень» П.Одорусов

«Зима» М.Тимофеев

«Первый снег» А.Аба5ыыныскай

«Весна пришла» И.Федосеев

«Лето» К.Уурастыырап

2

Природные явления

Данное содержание направлено на расширение знаний о природных явлениях и феноменах, которые происходят в окружающей нас природе. Оно также направлено на развитие способности старших дошкольников восхищаться красотой природы, а также на внушение им любви и заботы о природе, а также на поощрение интереса в наблюдении за ее различными явлениями и объектами в течение всего года.

«Радуга» И.Артамонов

«Гром» И.Гоголев

«Вихрь» Баал Хабырыыс

«Солнце» А.Софронов

«Звезды» Г.Данилов

3

Деревья и цветы родного края

Материал этого раздела целью имеет расширение знаний детей о фундаментальных аспектах растительного мира, поддерживая развитие этических чувств к растениям у старших дошкольников. Основное направление работы включает в себя обучение детей не только не причинять вред растениям, но также проявлять заботу и защищать их.

«Береза» П.Тобуроков

«Ель» Баал Хабырыыс

«Сосна» Г.Данилов

«Подснежник»С.Данилов

«Алтан от» Г.Данилов

«Цветы» С. Данилов

4

Животные Якутии

Данный блок нацелен на развитие знаний о растительном мире у детей. Главная цель - воспитать в старших дошкольниках добрые чувства к животным, поощрить желание заботиться о них и проявлять заботу в их отношении.

«Лось» С.П.Васильев

«Соболь» С.Васильев

«Белка» С.Васильев

«Заяц» Болот Боотур

«Медведь» К.Еремеев

Изучение якутских произведений, содержащих образы природы, позволяет увидеть, как природа играет важную роль в духовной жизни этноса и воспитании младшего поколения. Образы природы, тесно связанные с якутской культурой и образом жизни, помогают детям формировать глубокое уважение к родному краю, национальным традициям и  природе. Демонстрация красоты и величия якутской природы через литературные произведения способствует развитию эмпатии, бережного отношения к окружающему миру и гордости за свою национальную историю. Это не только обогащает духовный мир ребенка, но и укрепляет его связь с культурной и природной средой.
Использованная литература:

1. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников /Н.В. Алешина. - М.: ЦГЛ, 2015.- 256 с.
2. Алешина, Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий /Н.В. Алешина.-М.: УЦ Перспектива, 2015. – 310 c.
3. Андреева, Л.Д. Литературное образование детей [Электронный ресурс]: учебное пособие /сост. Л. Д. Андреева.- Киров:Изд-во МЦИТО, 2019.  139 c.
4. Егорова А.А. Кэскил: Сборник для детей дошкольного возраста/ А.А. Егорова, М.П. Захарова.-2-е изд., дополненное, переработанное.-Якутск: Бичик,2002.- 168 с.

5. Омоллоон С. Река Лена // Суорун Омоллоон: капсэзнар // Под ред. Д.В. Кириллина. Якутск:Бичик,2006.- 9-13c.
6. Старостина Т.В., Звонкие голоса золотого детства (стихи для самых маленьких): Методическое пособие для воспитателей/ Т.В.Старостина, Л.С.Ядрихинская — Якутск: Издательство ЯГУ, 2009, —67с.

Просмотров работы: 42